Курсовая теория на тему Развитие познавательного интереса школьников в процессе изучения обществознания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Формирование и развитие познавательного интереса
школьников в процессе обучения. 6
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес». 6
1.2. Особенности развития познавательного интереса
школьников. 8
Глава 2. Анализ опыта инновационных технологий обучения по
обществознанию в общеобразовательной школе, способствующих развитию
познавательного интереса школьников. 12
2.1. Инновационные образовательные технологии. 12
2.2. Анализ опыта внедрения инновационных форм
преподавания обществознания в системе общего образования, способствующих
развитию познавательного интереса школьников. 16
Заключение. 24
Список использованной литературы.. 26
Введение:
Актуальность работы. Современное
информационное общество ставит перед российским образованием обновленные
задачи, в частности усложняются требования к качеству подготовки выпускников
школ, учреждений среднего и высшего образования.
Многие
российские ученые, педагоги в области методики обучения информатике (С.А.
Бешенков, С.Г. Григорьев, С.А. Жданов, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, И.В. Роберт,
Н.И. Пак и др.) отмечают, что инновационное образование должно вооружать
обучающихся знаниями, формировать у них потребность в непрерывном образовании и
самообразовании, совершенствовать информационные и технологические
компетентности.
Основой
образовательного процесса в соответствии с ФГОС нового поколения становится
формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий,
подразумевающих наличие у них высокой степени сформированности познавательного
интереса и готовности к использованию новейших достижений из области
информационных технологий.
Проблема
развития познавательного интереса является в педагогике одной из наиболее
актуальных. Это связано с возросшим требованием общества к личности, которая
должна быть активной, стремиться к саморазвитию и самообразованию в течение
всей жизни.
Познавательный
интерес – это избирательная направленность личности на овладение информацией
относительно предметов и явлений окружающей действительности. Этот вектор
характеризуется неизменным стремлением к получению новых актуальных знаний,
позволяющих эффективно решать поставленные перед обучающимися задачи учебной и
познавательной деятельности.
Лишь тогда, когда
некоторая область науки, изучаемой учебной дисциплины, фрагмент учебного
контента или предполагаемый объект
Заключение:
Анализ
литературы позволяет сделать выводы о том, что интерес выступает как: –
избирательная направленность человека на объекты окружающей действительности; –
потребность человека заниматься именно данной областью, данной деятельностью,
приносящей удовлетворение; – мощный побудитель активности человека, под
влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность
становится увлекательной и продуктивной.
Интерес
– это комплекс ряда психических процессов. Ученые различают стадии его
развития, которые открывают, например, учителям и родителям секрет его
последовательного развития: любопытство, любознательность, познавательный
интерес, теоретический интерес. Они позволяют определить степень его влияния на
личность: повышение качества мыслительной деятельности, овладение речью, новыми
способами деятельности и др.
В
самом общем виде познавательный интерес можно назвать избирательной
деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего
мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его
познавательные возможности.
Обществознание – наука,
изучающая человеческое общество и его законы, человека и его отношения с
окружающим миром.
Обществознание опирается на такие общественные науки
как история, экономика, право, политология, социология, психология.
Обществознание способствует становлению и развитию
личности, т. к. помогает познать самого себя, определить какие качества ценятся
в обществе, подталкивает к самовоспитанию, помогает занять достойное место в
обществе, самореализоваться, состояться.
Эффективными
с точки зрения формирования и развития познавательного интереса на уроках
обществознания являются приемы и методы когнитивного обучения, проблемной
технологии, технологии когнитивной визуализации и других современных
педагогических технологий
При
развитии познавательного интереса школьника важно решить проблему, как
организовать процесс обучения, какие методы и в какой последовательности
необходимо использовать.
В
психологической литературе нет единства мнений о возникновении и развитии
познавательного интереса, особенно это касается специфики развития
познавательного интереса в разные возрастные периоды.
Таким
образом, совокупность требований, предъявляемых к современным обучающимся,
предполагает освоение педагогами инновационных технологий обучения,
сформированность у них таких компетенций, которые дадут возможность на более
качественном уровне организовывать образовательный процесс, развивая при этом
положительное отношение обучающихся к учению в рамках использования актуальных
средств обучения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Формирование и развитие
познавательного интереса школьников в процессе обучения
1.1. Сущность понятия «познавательный
интерес» На
современном этапе развития общества в условиях глобализации и демократизация
всех сфер жизни основным стимулом к освоению и наращиванию потенциала личности
становится устойчивый познавательный интерес.
Проанализировав
содержание статей, размещенных в словарях и энциклопедиях, мы пришли к выводу,
что понятие «интерес» трактуется либо как отношение личности к предмету как к
чему-то привлекательному, либо как одна из форм познавательной потребности,
либо как главный стимул человеческой деятельности.
Анализ
психологической, педагогической и философской литературы применительно к
заявленной проблеме позволяет заключить, что существует множество подходов к
раскрытию сущности понятия «интерес»:
–
одни авторы (А.В. Петровский[1], Л.И. Божович[2] и др.) рассматривают его
как личностную активность;
–
другие исследователи (Д.А. Кикнадзе[3], Л.С. Выготский[4] и др.) – как состояние
личности;
–
третьи ученые (Б.И. Додонов[5] и др.) – как свойство
личности.
Так,
обращаясь к понятию «интерес», С.Л. Рубинштейн писал: «Интерес всегда принимает
характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет,
это значит, что этот предмет для меня интересен»
В
нашей работе, опираясь на труды Л.И. Божович, мы будем рассматривать интерес как
«личностную активность субъекта, направленную на выбор средств и способов
достижения познавательной цели»[6].
Под
познанием применительно к теме нашего исследования вслед за А.Е. Красильниковой
мы будем понимать «творческий процесс получения и постоянного обновления
знаний, необходимых человеку»[7].
При
этом творчество, опираясь на исследования О.В. Климовой, мы будем рассматривать
«как многостадийный процесс, позволяющий человеку полноценно существовать в
ситуациях неопределенности и непредсказуемости»[8].
Таким
образом, рассмотрев категории «интерес» и «познание» и определив их содержание,
попробуем теперь сформулировать понятие «познавательный интерес».
Проанализировав
содержание словарных и энциклопедических статей, литературу по теме
исследования мы пришли к выводу, что определение понятия «познавательный
интерес» имеет определенный дискуссионный характер:
–
одни авторы определяют познавательный интерес как мотив учения или
мотивационную установку (С.Л. Рубинштейн[9], А.Г. Ковалев[10]);
– другие ученые, несмотря
на некоторые различия, трактуют познавательный интерес как осознанную
потребность или направленность [1] Петровский, А.В. Личность в
психологии: парадигма субъектности [Текст] / А.В. Петровский. – Ростов н/Д:
Феникс, 1996. – 512 с. [2] Божович, Л.И. Познавательные
интересы школьников и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович // Познавательные
интересы и условия их формирования в детском возрасте. – М.: АПН РСФСР, 1955. –
Вып.73. – С. 3–8. [3] Кикнадзе, Д.А. Потребности,
поведение, воспитание [Текст] / Д.А. Кикнадзе. – М.: Мысль, 1968. – 147 с. [4] Выготский, Л.С. Собрание
сочинений: в 6-ти томах. Т.4 [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2005. –
432 с. [5] Додонов, Б.И. О сущности интересов
и подход к их исследованию [Текст] / Б.И. Додонов // Советская педагогика. –
1971. – № 9. – С. 72-82. [6] Божович, Л.И. Познавательные
интересы школьников и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович // Познавательные
интересы и условия их формирования в детском возрасте. – М.: АПН РСФСР, 1955. –
Вып.73. – С. 3–8. [7] Красильникова, А.Е. Познавательный
интерес как психолого-педагогический феномен [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-
13.pdf (дата обращения: 21.03.2021) [8] Климова, О.В. Дидактическое
обеспечение процесса формирования коммуникативной компетенции у студентов
юридического факультета при изучении общепрофессиональных дисциплин [Электронный
ресурс]/ О.В. Климова, В.Г. Пищулин. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209518
(дата обращения: 21.03.2021) [9] Рубинштейн, С.Л. Основы общей
психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2020. – 720 с. [10] Ковалев, А.Г. Психология личности
[Текст] / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1969. – 165 с.