Курсовая теория на тему Развитие познавательного интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста по средствам художественной литературы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Проблема развития познавательного интереса у детей в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Особенности развитие познавательного интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Художественная литература как средство развития познавательного интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста 19
Заключение 28
Список литературы 34
Введение:
Актуальность темы исследования.
Тема формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе всегда была и остается актуальной. В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие дошкольников направлено на всестороннее развитие творческой личности.
Проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста интерес к школе широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг и др.).
По мнению ученых, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к художественной литературе и является периодом становления базиса личностной культуры, усвоения ребенком художественной литературы.
В этой связи является необходимой специальная педагогическая работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе.
Цель работы: изучить возможности развития познавательного интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста по средствам художественной литературы.
Объект исследования — формировании у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе.
Предмет исследования — возможности детского фольклора в формировании у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественно-творческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему развития познавательного интереса у детей в психолого-педагогических исследованиях
2. Проанализировать особенности развитие познавательного интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста
3. Изучить художественную литература как средство развития познавательного интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС дошкольного образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования: анализ источников, дедукция, обобщение.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.
Структура работы состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.
Заключение:
Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интен-сивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значимым для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковых преобразований.
Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.
Познавательный интерес направлен к результату. Однако направление на результат лишь задает направление движения мысли. Познавательный интерес, прежде всего, заключается в необходимости движения к результату в процессе познания.
Интерес формируется и развивается в деятельности, на него влияют не различные компоненты деятельности, а вся ее объективная и субъективная природа (характер, процесс, результат). Психологический процесс интереса – это не сумма терминов, а особая связь, особое отношение.
Процесс развития интереса – это объединение почти всех психологических действий, формирование особого тонуса деятельности, особенного состояния личности (удовлетворенность в процессе обучения; желание глубже узнать о предмете интереса, познавательной деятельности; неудача) и наши наблюдения подтверждаются Лос-Анджелесом Гордоном, который определяет познавательный интерес как слияние эмоциональных, волевых и интеллектуальных процессов, повышающих уровень познавательной активности.
Познавательный интерес, как учебная мотивация, имеет много преимуществ перед другими мотивациями: он гораздо раньше, легче и яснее осознается воспитанником, чем другие мотивации; его специфика и реальность мотивации видны субъекту; его легче идентифицировать и понять.
Реальный интерес как долговременный, стабильный, эффективный стимул к учебной деятельности возникает тогда, когда у воспитанников накоплен определенный опыт, знания, умения, когда они осознают важные социальные и личностные цели, психологическую подготовку к работе и уверенность в успехе.
Познавательный интерес выступает как внутренний стимул и движущая сила обучения, поэтому благодаря накопленному опыту и познаниям система творческой деятельности дает положительные показатели, проявляющиеся в целеустремленном психическом состоянии ребенка. Она также характеризуется подготовкой к активной деятельности, приносящей удовлетворение.
В данном исследовании мы придерживаемся общепринятого мнения, на основании которого познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности, направленную на предметную область научного знания (в школе-академическую, предметную сторону (содержание), а также процессную деятельность; это акцент на предметную область научного знания).
Таким образом, познавательный интерес – это избирательная ориентация индивида на объекты и явления действительности, характеризующаяся постоянной жаждой познания, на новые, более полные и глубокие знания.
Только если определенная область науки интересует индивида, он вовлечен в деятельность с особым увлечением, стараясь что-то изучить более углубленно, иначе интерес к предмету не может иметь познавательной направленности в природе: он может быть неустойчивым и поверхностным.
Познавательные интересы систематически укрепляются, развиваются и формируют основу для позитивного отношения к обучению. Он доступен для поиска. Под влиянием познавательного интереса у ребенка возникают вопросы, и он активно ищет ответы. В то же время поисковая деятельность воспитанника полна страсти, дети испытывают эмоциональный подъем, радость. Познавательный интерес положительно влияет не только на процессы и результаты деятельности, но и на психологические процессы: мышление, воображение, память, внимание, доступ к специальным видам деятельности и направлениям.
Для развития познавательного интереса воспитанников к процессу обучения важно опираться на научные достижения в области педагогики и психологии. Одним из важнейших является представление о том, что формирование познавательного интереса происходит в процессе деятельности.
Педагоги и психологи проводят анализ познавательных интересов ребенка с различных сторон. Большинство их изучают природу познавательного интереса и его роль в воспитании личности.
Развитие познавательного интереса дошкольника являет собой важнейшую причину успешности обучения.
Главным источником мотивации к трудовой и интеллектуальной работе воспитанников является интерес. Трудности педагогов также играют главную роль в формировании познавательного интереса. Вопросы педагогов делают несколько функций: информационная, организационная, контрольная, мотивационная, стимулирующая.
Опыт показывает, что успех в обучении достигается в основном педагогами, которые обладают способностью развивать и поддерживать познавательные интересы детей.
Познавательный интерес – это многогранный объект научного познания. Являясь пересечением психологии, педагогики и теории образования, он имеет богатую историю развития.
Интерес к художественной литературе проявляется в эмпатии, в желании (мотиве) изучать творчество, заниматься творческой деятельностью. В развитии эмпатии у ребенка, начиная с раннего возраста, ведущая роль принадлежит примерам эмоциональных реакций близких взрослых на различные художественно-творческие объекты, обеспечивающим эмоциональное заражение и соответствующую реакцию у ребенка. Ученые считают, что в процессе формирования интереса к художественно-творческой деятельности происходит развитие мотивационной сферы ребенка, мотивов поведения, определяющих отношение ребенка к окружающему миру.
В основе направленности поведения дошкольников находится иерархия мотивов, к старшему дошкольному возрасту у детей складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы для ребенка становятся более важными (ведущими), чем другие.
Старшие дошкольники в состоянии подчинить свои желания и выстроить линию поведения, руководствуясь интересами, или требования взрослого.
Постепенно, в процессе удовлетворения требований взрослых выстраивать свое поведение, у ребенка происходит осознание содержания своих интересов, и создаются предпосылки интериоризации внешних требований во внутренние требования самого ребенка.
По мнению В.В. Зеньковского, основная цель формирования интереса к художественно-творческой деятельности заключается в «пробуждении творческого сознания у ребенка, культивировании у него потребности руководствоваться в своем поведении собственными интересами».
Формирован интереса к художественно-творческой деятельности происходит в близких и интересных, эмоционально-насыщенных видах деятельности: игровой и художественно-творческой, в процессе которых возможно пережить и осознать значение художественно-творческой деятельнсоти.
В образовательном процессе, ориентированном на формирование интереса к художественно-творческой деятельности, педагогу следует опираться: на приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации ценностей и норм; на потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; на необходимость в совместной с взрослыми оценочной деятельности; на продуктивное воображение ребенка.
В соответствии с этим можно выделить в структуре формирования интереса к художественно-творческой деятельности у старших дошкольников следующие компоненты:
— когнитивный компонент включает знания ребенка о содержании базовых художественно-творческих понятий, понимание их общественно-значимого смысла, представление о творческих качествах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать свое поведение в соответствии с нормами и руководствоваться ими в процессе творческой деятельности;
— эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом формировании у ребенка интереса к художественно-творческой деятельности, радостном предвосхищении своих результатов, желании ребенка овладеть творческими способностями и проявить их;
— деятельностный компонент проявляется в способности ребенка регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными знаниями;
— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение собственных эталонов художественно-творческой деятельности, перенос их в самостоятельную деятельность, проявляется в способности ребенка адекватно оценивать свои качества, собственные действия и поступки, сопоставляя их с нормами.
Все четыре компонента взаимосвязаны и формируются в единстве. Так, более глубокое знание и понимание ребенком художественно-творческой деятельности, их ценностного смысла, сущности (когнитивный компонент) стимулирует развитие адекватного эмоционального отношения к ним, мотивации к овладению художественно-творческой деятельностью, стремление ребенка проявить ее (эмоционально-мотивационный компонент).
В процессе формирования интереса сильные эмоции, сопровождающие восприятие ребенком творчества, способствуют приданию творчеству личностной значимости для ребенка.
Взрослым необходимо создавать условия, в которых интерес к художественно-творческой деятельности становится регуляторами поведения ребенка, его взаимоотношений с другими людьми, его действий (деятельностный компонент).
Рефлексивный компонент предполагает наличие у ребенка самооценки, включающей осознание и осмысление своей творческой деятельности, способствует формированию «Я концепции».
Таким образом, можно заключить, что интерес к художественно-творческой деятельности представляет собой интегральное личностное образование, структуру которого образуют единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов.
Формирование интереса у старших дошкольников осуществляется в различных видах деятельности под руководством взрослого, среди которых особое место принадлежит детскому фольклору.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы изучения развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Проблема развития познавательного интереса у детей в психолого-педагогических исследованиях
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребенка-до-школьника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.
Благодаря различным видам деятельности и прежде всего игре память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.
Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интен-сивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значимым для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковых преобразований.
Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.
Познавательный интерес направлен к результату. Однако направление на результат лишь задает направление движения мысли. Познавательный интерес, прежде всего, заключается в необходимости движения к результату в процессе познания [1].
Интерес формируется и развивается в деятельности, на него влияют не различные компоненты деятельности, а вся ее объективная и субъективная природа (характер, процесс, результат). Психологический процесс интереса – это не сумма терминов, а особая связь, особое отношение.
Процесс развития интереса – это объединение почти всех психологических действий, формирование особого тонуса деятельности, особенного состояния личности (удовлетворенность в процессе обучения; желание глубже узнать о предмете интереса, познавательной деятельности; неудача) и наши наблюдения подтверждаются Лос-Анджелесом Гордоном, который определяет познавательный интерес как слияние эмоциональных, волевых и интеллектуальных процессов, повышающих уровень познавательной активности [19].