Курсовая теория на тему Развитие потенциала творческих возможностей как условие личностного роста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития потенциала творческих возможностей как условия личностного роста 5
1.1 Понятие творчества и творческих возможностей 5
1.2 Теоретические подходы к определению личностного роста 8
Глава 2. Методы и упражнения развития потенциала творческих возможностей 14
2.1 Методы развития потенциала творческих возможностей 14
2.2 Упражнения для развития творческого потенциала личности 19
Заключение 24
Список литературы 26
Введение:
Значительные изменения, которые произошли в России на современном этапе в системе высшего образования, повлекли за собой серьезные изменения в вопросе подготовки специалистов для образовательных учреждений. В современных реалиях сейчас востребованы специалисты, качество подготовки которых определяется не только уровнем их теоретических знаний, но и приобретением необходимых навыков в процессе усвоения учебных дисциплин и различных видов практик. В данном случае свою значимость приобретают различные виды практик, предусмотренных программой подготовки, и применение активных методов обучения студентов, развивающих их творческий потенциал.
Одной из наиболее актуальных задач является развитие творческих способностей личности. Специалист с высокоразвитыми творческими способностями успешен не только в своей профессиональной деятельности, он обладает такими качествами личности, которые помогают ему в реализации намеченных планов и поставленных профессиональных задач, выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающими его людьми. Поэтому необходимо развивать творческие способности, а для реализации поставленной задачи включать их в различные виды деятельности с целью развития данных качеств и способностей.
Изучение трудов, посвященных проблемам профессионального становления и развития личности, показывает, что основное внимание в процессе развития профессиональной личности уделяется и отечественным исследователям. Например, казахстанские ученые (Хмель Н.Д., Бейсенбаева А. А., Каргин С. Т., Рысбаева А. К., Жампеисова К. К.) исследовали различные аспекты проблемы теории и практики единого педагогического процесса в подготовке будущих специалистов. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов подробно изучены в работах М. А. Кудайкулова, Ш. Т. Таубаевой, Б. А. Тургунбаевой и др. теоретические, дидактические, методические основы профессиональной подготовки специалистов в вузе и формирование их профессиональной подготовки изучены в трудах Ш. А. Абдраман, А.Р. Анасова, Р.И. Бурганова, К.М. Беркимбаева, И.А. Наби, К.М. Кертаева, М.Курманов, М.А. Лигай, М.С. Малибекова, Г.Ж. Менлибекова, Р.С. Омарова, Р.Б. Исмаилова, С.М. Жакупов, А.А. Аймагамбетова и Д.Д. Дусенбекова, где проведен ряд исследований о направленности личности на профессиональную деятельность, мотивационной структуре профессиональной деятельности. Например, профессор С.М. Жакыпов, Н.К. Токсанбаева рассматривали развитие будущих специалистов через познавательную работу, Ф.С. Ташимова, Г.М. Карибаева исследовали мотивационную структуру профессиональной деятельности; особенности профессиональной направленности изучались в трудах Калымбетовой Е.К. и других.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности развития потенциала творческих возможностей как условия личностного роста.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть понятие творчества и творческих возможностей;
— рассмотреть теоретические подходы к определению личностного роста;
— привести методы и упражнения развития потенциала творческих возможностей.
Объект исследования – личностный рост.
Предмет исследования – влияние развития творческих возможностей на личностный рост.
Для проведения исследования использованы следующие методы: логический, анализ, синтез.
Заключение:
Развитие творческого потенциала необходимо не только людям с очевидно креативной профессией. Такой подход предполагает широту взглядов и умение находить неожиданные и при этом удачные решения в сложных ситуациях. Совершенствуя творческий потенциал, человек развивает интеллект.
Творческим потенциалом называют совокупность качеств человека, которые определяют, насколько он может участвовать в трудовой деятельности и каким образом. Этих черт достаточно много. Часть из них человек может получить по наследству. Они заложены в генах. Еще часть формируется в детские годы. Остальные приобретаются на протяжении всей жизни человека, когда он проходит через разные ситуации и получает новый опыт.
Наличие нужных качеств — необходимое условие развития творческого потенциала. Какие из них человек получает с генами? Например, хорошую память, острый ум (однако тут могут негативно или позитивно повлиять условия развития в детстве), физическую силу, темперамент (специалисты считают, что именно он влияет на формирование характера в детские годы).
Так как творческий потенциал — это соединение разных качеств, специалисты еще не пришли к единому мнению о его составляющих.
Часто исследователи в числе составляющих творческого потенциала называют:
1. интеллектуальный компонент — насколько личность развита умственно;
2. эмоциональный компонент — испытывает ли человек позитивные эмоции, выполняя творческие задачи;
3. мотивационный компонент — насколько личности интересны творческие задачи;
4. волевой компонент — способен ли человек самостоятельно организовать рабочий процесс и дисциплинированно трудиться в отсутствие стороннего контроля.
Итак, творческий потенциал — это адаптивные, инновационные, креативные и эвристические способности и навыки, которые личность может использовать в трудовой деятельности.
Речь о формировании и развитии творческого потенциала чаще всего заходит при обсуждении вопросов образования и саморазвития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития потенциала творческих возможностей как условия личностного роста
1.1 Понятие творчества и творческих возможностей
Большинством автором, исследующих творчество, креативность, творческую деятельность, понимают под ней определенное своеобразие психических особенностей личности, которые дают возможность человеку овладеть деятельностью и совершенствоваться в ней. В психологических словарях акцентируется внимание на том, что творчество это способность психики создавать нечто новое. В данном ключе способности человека рассматриваются как возможность мастерства в конкретном деле. Включение студентов в различного рода деятельность, позволяет актуализировать имеющийся у них творческий потенциал личности, выявлять их личностные мотивы, использовать необходимые знания, навыки и умения, развивать творческие способности.
Определение понятия творчество рассматривается учеными различных наук с разных точек зрения и подходов. За основу в нашем исследовании нами рассматриваются подходы к определению понятий в психолого-педагогических науках.
Большой энциклопедический словарь раскрывает понятие творчества следующим образом: «это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности» [1].
По мнению П. Хилла, творчество дает возможность выйти за пределы известного, создать что-то новое, осуществив продуктивное изменения реальности.
На пример, Я.А. Пономарев определяет творчество как взаимодействие материи, как живой, так и неживой природы, и основных ее форм на пути к развитию, появлению новых форм действительности.
С точки зрения психологии, как отмечал Д.Б. Эльконин, творчество рассматривается как комплекс специфичных способностей, являющихся элементами абстрактного мышления, такие как фантазия, воображение, ассоциативность, мечтательность. Наличие комплекса этих способностей у человека является результатом длительно отработки навыков и в последствии позволяет создавать новые материальные и духовные блага.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что творчество является важнейшим компонентом формирования личности, с помощью которого создается новый продукт деятельности.
При организации учебного процесса важно создать для студентов условия, с помощью которых появляются возможности осуществления деятельности по преобразованию действительности. Необходимо создавать специальные педагогические ситуации с целью проявления творческой активности студентов при профессиональной подготовки студентов [3].
Можно выделить несколько компонентов творчества: потенциально возможное творчество, которое подразумевает под собой ближайшую зону развития, склонности, интересы личности; креативность – качества личности, отражающие потенциал творческой деятельности индивида; непосредственно процесс творчества представляющее собой деятельность, направленную на создание объективно нового, раскрытие собственного творческого потенциала; продуктивность – получение уникального результата.
Творческий процесс – достаточно сложное явление, потому что основная его часть происходит незримо, отследить направление человеческого мышления не представляется возможным. Однако, вследствие своей недоступности, это привлекает все больше исследователей. Еще в 1926 году в Америке, психолог Г. Уоллес предложил ряд последовательных этапов, характерных для большинства творческих процессов:
1. Предварительная подготовка – постановка цели, теоретический анализ, сбор информации о проблеме.
2. Скрытое созревание идеи, когда человек отвлечен от конкретного решения проблемы, а в подсознании осуществляется творческий процесс.
3. Инсайт, нахождение нового решения вследствие прошлых этапов.
4. Апробация, практическая реализация предложенного варианта решения задачи, новой идеи.
По мнению О.А. Тамочкиной, творческая деятельность представляет собой деятельность, направленную на создание чего-то нового: продукта, мышления, нового взгляда на окружающую реальность [5].
В современной жизни творческие способности помогают в формировании личности, активной жизненной позиции, и таких качеств, как, инициативность, креативность и ответственность за принятие решений.
В своем исследовании мы обращаем внимание и на то, что в психолого-педагогической науке различают творческие и нетворческие виды деятельности, которые позволяют человеку отработать необходимые приемы действий, стратегии поведения.
В современной психологии и педагогике принято различать творческие и нетворческие виды деятельности. При этом нетворческие виды деятельности, рассматриваются чаще как подражательные. То есть, с точки зрения Л.С. Выготского и М.И. Махмутова «….человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений».