Курсовая теория на тему Развитие педиатрии в Российской империи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Становление педиатрии. 5
1.1 Зарождение
педиатрии в России. 5
1.2 Педиатрия
в советское время. 14
1.3 Вклад
русских ученых в развитие отечественной педиатрии. 18
2. Выдающиеся
ученые педиатрии. 24
2.1 Степан
Хотовицкий – один из основателей педиатрии. 24
2.2
Профессиональный путь профессора А. А. Руссова. 25
2.3 Ю.Е.
Вельтищев выдающийся ученый-педиатр, опередивший свое время 29
Заключение. 32
Список
использованной литературы.. 33
Введение:
Медицина представляет практическую
деятельность и систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей,
лечении больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом
долголетия в условиях здоровья и работоспособности.
Медицина развивалась в
тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой, культурой, мировоззрением
людей.
Как и всякая другая
область знаний, медицина представляет собой не соединение готовых, раз и
навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса роста и
обогащения.
История медицины не
ограничивается изучением прошлого. Развитие медицины продолжается все более
ускоренно на наших глазах. Прошлое, настоящее, будущее – звенья в цепи
исторического развития. Изучение помогает лучше понимать настоящее, дает
масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей предшествующего
развития любого явления и уяснение современного его состояния помогают лучше
понять и научно предвидеть (прогнозировать) пути его развития в будущем.
История медицины наглядно
показывает сдвиги и коренные изменения, происходившие в ней в связи с
изменениями в жизни общества. Особенно глубокие изменения в медицине произошли
в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции и связанных
с ней коренных преобразований во всех областях общественной жизни и культуры.
Лечение детских болезней
издавна было связано с практикой родовспоможения и развитием представлений о
заразных болезнях. Об этом свидетельствуют руды выдающихся врачей древнего мира
(Сорана из Эфеса, Галена) и средневековья (Абу Бакраар-Рази, давшего
классическое описание оспы и кори, Ибн Сины и других). Специальные сочинения о
болезнях детей стали появляться в конце XV – начале XVI в.
Педиатрия как
разветвление медицины возникла недавно. Самостоятельная профессия врач-педиатр
тоже сравнительно молода. Однако короткие статьи и предложения по вскармливанию
детей, уходу за ними, лечению встречаются в древних рукописях армянского
государства Урарту, а так же Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии.
Еще во времена Гиппократа встречаются упоминания о стабильном росте и развитии
детей.
Цель исследования:
изучить развитие педиатрии в Российской империи.
Объект исследования:
педиатрия.
Предмет исследования:
развитие педиатрии в Российской империи.
Для достижения
поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить основные этапы
развития отечественной педиатрии;
2. Рассмотреть развитие
педиатрии в советское время;
3. Изучить Степана
Хотовицкикого как одного из основателей педиатрии;
4. Проанализировать вклад
русских ученых в развитие отечественной педиатрии.
Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка
литературы. Объем работы составляет 38 страниц. Количество литературных
источников – 26.
Заключение:
Педиатрия в ряду
медицинских дисциплин − наука сравнительно молодая, как самостоятельная
дисциплина она выделяется только в 1860-1970-е годы. Однако истоки педиатрии
можно проследить с древних времен, когда в рамках народной медицины
складывалась совокупность способов ухода за ребенком, вскармливания, приемов
лечения детей и элементов профилактики детских болезней. Несмотря на свою
объективную значимость, бурное развитие в современной отечественной литературе,
мало работ обобщающего характера по истории педиатрии.
Центральным объектом
педиатрии является ребенок, который с самого рождения (практически и до
рождения), играет две социальные роли − ребенка своих родителей и пациента.
Однако положение пациента-ребенка, отношение к нему общества и семьи было
неоднозначным на протяжении истории, что коренится в восприятии детства как
социокультурного феномена. Критериями, определяющими состояние педиатрии в
разные периоды, являются: правовой статус ребенка, отношение общества и
государства к проблеме охраны здоровья детей; уровень знаний о здоровом и
больном ребенке; наличие специальной литературы по педиатрии; создание
медицинских учреждений для детей; состояние подготовки детских врачей;
появление научных объединений педиатров. Важную роль играли также
идеологические установки, контакты с зарубежной наукой, положение врача в
обществе, во многом определяющие осознание им нравственного значения своей
профессии. Естественно, что наша работа позволяет охарактеризовать лишь
основные положения и достижения в изучении ребенка, отнюдь не претендует на
исчерпывающее освещение эволюции и современного состояния этой обширной области
исследований.
Фрагмент текста работы:
1. Становление
педиатрии 1.1 Зарождение педиатрии в России Педиатрия
в России выделилась в самостоятельную отрасль клинической медицины лишь в 60-е гг.
XIX в. Начало становления педиатрии как научной дисциплины происходило из родственных
медицинских специальностей – терапии и акушерства, женских и детских болезней и
отражало собой коренную реорганизацию медицинского образования в России.
С
момента основания Клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге
в 1885 г. началось преподавание курса детских болезней под руководством доктора
медицины Владимира Николаевича Рейтца. Рейтц был известным клиницистом-педиатром,
почетным профессором Клинического института великой княгини Елены Павловны с
1890 г.
В
1844 г. в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей
раннего возраста (Елизаветинская больница для малолетних детей, в советское время
– им. Л. Пастера). Именно на базе Елизаветинской больницы с 1885 г.
осуществлялось преподавание курса детских болезней под руководством профессора В.Н.
Рейтца, который одновременно являлся и директором, и главным врачом этого
медицинского учреждения. С 1892 г. к преподаванию курса детских болезней был привлечен
доктор медицины Александр Андреевич Руссов. Особенность преподавания курса состояла
в том, что учебный процесс проводился по мере комплектования групп и не имел систематического
характера. Так продолжалось в течение 19 лет. В 1904 г. в связи с тяжелой болезнью
В.Н. Рейтц вынужден оставить работу в Клиническом институте [10].
В январе того же 1904 г. консультантом курса по детским болезням при Императорском
клиническом институте великой княгини Елены Павловны
Содержание:
1.1 Основные этапы развития отечественной педиатрии
1.2 Развитие педиатрии в советское время
2. РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПЕДИАТРИИ В
РОССИИ
2.1 Степан
Хотовицкий – один из основателелей педиатрии
2.2 Вклад русских ученых в развитие отечественной
педиатрии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность исследования медицина представляет практическую деятельность и
систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении
больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом
долголетия в условиях здоровья и работоспособности.
Медицина развивалась в тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой,
культурой, мировоззрением людей.
Как и всякая другая область знаний, медицина представляет собой не
соединение готовых, раз и навсегда данных истин, а результат длительного и
сложного процесса роста и обогащения.
История медицины не ограничивается изучением прошлого. Развитие медицины
продолжается все более ускоренно на наших глазах. Прошлое, настоящее, будущее –
звенья в цепи исторического развития. Изучение помогает лучше понимать
настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей
предшествующего развития любого явления и уяснение современного его состояния
помогают лучше понять и научно предвидеть (прогнозировать) пути его развития в
будущем.
История медицины наглядно показывает сдвиги и коренные изменения,
происходившие в ней в связи с изменениями в жизни общества. Особенно глубокие
изменения в медицине произошли в нашей стране после Великой Октябрьской
социалистической революции и связанных с ней коренных преобразований во всех
областях общественной жизни и культуры.
Лечение детских болезней издавна было связано с практикой родовспоможения и
развитием представлений о заразных болезнях. Об этом свидетельствуют руды
выдающихся врачей древнего мира (Сорана из Эфеса, Галена) и средневековья (Абу
Бакра ар-Рази, давшего классическое описание оспы и кори, Ибн Сины и других).
Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в конце XV – начале XVI
в.
Педиатрия как разветвление медицины возникла недавно. Самостоятельная
профессия врач-педиатр тоже сравнительно молода. Однако короткие статьи и
предложения по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению встречаются в
древних рукописях армянского государства Урарту, а так же Древнего Египта, Индии,
Китая, Вавилона, Ассирии. Еще во времена Гиппократа встречаются упоминания о
стабильном росте и развитии детей. В 15 — 16 веках выходят книги, в которых
описывались детские болезни, однако в них недоставало рекомендаций. Начиная с
17 века, педиатрия все больше привлекает внимание медиков, а уже в 18 веке
появляется учебная литература. Все это было следствием высокой смертности
детей. Начинают открываться педиатрические больницы. Первая такая больница была
открыта в 1802 году в Париже для детей от 2 до 15 лет. Впоследствии в ней
готовили специалистов по детским болезням. В 1834 году открывается
педиатрическая больница в Санкт — Петербурге. В 1865 годы были открыты кафедры
детских болезней, медико-хирургической академии. А К. А. Раухфус построил
несколько детских больниц в разных городах России. Со временем курс о детских
заболеваниях стали читать в университетах.
Цель исследования: изучить развитие педиатрии в Российской империи.
Объект исследования: педиатрия.
Предмет исследования: развитие педиатрии в Российской империи.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить основные этапы развития отечественной педиатрии;
2. Рассмотреть развитие педиатрии в советское время;
3. Изучить Степана Хотовицкикого как одного из основателей педиатрии;
4. Проанализировать вклад русских ученых в развитие отечественной
педиатрии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического
анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 38 страниц.
Количество литературных источников – 26.
Заключение:
Педиатрия в ряду медицинских дисциплин − наука сравнительно молодая, как самостоятельная
дисциплина она выделяется только в 1860-1970-е годы. Однако истоки педиатрии
можно проследить с древних времен, когда в рамках народной медицины складывалась
совокупность способов ухода за ребенком, вскармливания, приемов лечения детей и
элементов профилактики детских болезней. Несмотря на свою объективную значимость,
бурное развитие в современной отечественной литературе, мало работ обобщающего
характера по истории педиатрии.
Центральным объектом педиатрии является ребенок, который с самого рождения (практически
и до рождения), играет две социальные роли − ребенка своих родителей и пациента.
Однако положение пациента-ребенка, отношение к нему общества и семьи было неоднозначным
на протяжении истории, что коренится в восприятии детства как социокультурного феномена.
Оно зависело от условий существования определенного народа: уровня социально-экономического
развития и политического устройства общества, типа и формы институализации
семьи и семейных отношений, социально-исторических и культуральных особенностей
в природе и иерархии родительских ценностей, а также от существующей юридической
системы, определяющей права родителей и права ребенка и др.
Степень влияния этих факторов на разных этапах истории, а также поступательное
развитие естествознания и медицины, психологии, педагогики, социологии,
гуманистических идей определяли мотивацию к поиску форм и методов, которые
позволили бы сохранить институт детства, закрепить за ним некую совокупность прав,
определяющих его ценностно-смысловое место; к изучению организма ребенка в
норме и при патологии; созданию ребенку условий для жизни и развития,поиску
механизмов призрения и поддержкидетей, оказания им медицинской помощи, включая государственные,
общественные и благотворительные институты. Таким образом, целостный, системный
и достоверный анализ истории педиатрии предполагает междисциплинарный подход, привлечение
широкого круга источников, отражающих не только медицинские проблемы.
Критериями, определяющими состояние педиатрии в разные периоды, являются:
правовой статус ребенка, отношение общества и государства к проблеме охраны здоровья
детей; уровень знаний о здоровом и больном ребенке; наличие специальной литературы
по педиатрии; создание медицинских учреждений для детей; состояние подготовки детских
врачей; появление научных объединений педиатров. Важную роль играли также идеологические
установки, контакты с зарубежной наукой, положение врача в обществе, во многом определяющие
осознание им нравственного значения своей профессии. Естественно, что наша
работа позволяет охарактеризовать лишь основные положения и достижения в изучении
ребенка, отнюдь не претендует на исчерпывающее освещение эволюции и современного
состояния этой обширной области исследований.
Фрагмент текста работы:
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДИАТРИИ
1.1
Основные этапы развития отечественной педиатрии
На основании изучения истории отечественной педиатрии выделено пять
периодов ее развития.
1. Истоки педиатрии в народной медицине (до второй поло вины XVIII в.).
Традиционная русская культура не располагала развитыми концепциями детства. Место
современного воспитания в средневековом обществе занимала ритуальная практика
«очеловечивания» и социализации ребенка (крестьянские обряды, связанные с рождением
и первыми годами жизни, формированием половой идентификации, символизировавшие вхождение
детей в семейную и общинную трудовую деятельность и др.). После успешного совершения
необходимых обрядов ребенок сразу же воспринимался в качестве взрослого, пусть «маленького»
и неполноправного [6].
Важной вехой в определении статуса ребенка стало принятие в XVI в. таких
документов, как «Домострой» и «Стоглав», которые закрепили основной принцип отношений
внутри семьи: бесправие, необходимость беспрекословного подчинения детей родительской
воле отца патриархального семейства, поддерживавшееся и устным внушением, и телесными
наказаниями. Такое отношение к детям, по-видимому, было прямым следствием демографической
ситуации того времени, отличавшейся большой рождаемостью и высокой детской смертностью.
Холодность в отношении к ребенку со стороны семьи и общества можно объяснить психологической
защитной реакцией на частую смерть детей. Однако не все было так однозначно.
Существовало резкое отличие в правовом статусе ребенка, рожденного в браке и
вне брака, понятие незаконнорожденности несло на себе печать позора. Дети внебрачные,
оставшиеся без попечения родителей, нищенствующие входили в группу риска по отношению
к их праву на жизнь. Было распространено убийство матерью таких детей. Уставы
великих князей Владимира (ок. 960 − 1015 гг.) и Ярослава (978−1054 гг.)
свидетельствуют о довольно мягком наказании за это преступление. Дифференцированный
подход к наказаниям за убийство законного и незаконного ребенка отражал и свод
законов Московского государства − Соборное уложение 1649 г.,объединившее нормы
церковного и светского права.
События и социальные потрясения XVII в. влекли разрушение внутрисемейных
отношений и самих семей, что способствовало увеличению числа сирот,
беспризорных и нищих. Осуществления мер, изложенных в документе, в XVII в.
практически не произошло.
С начала XVIII в. государством предпри-нимались попытки заложить социально-правовые
основы помощи и поддержки института детства. Петр I имел планомерную программу
призрения малолетних детей, ряд его указов был направлен на прекращение
детоубийства, изменение системы защиты и помощи сиротам, облегчение участи незаконнорожденных
(в том числе организация госпиталей для «зазорных», службы «кормилиц»),
создание условий для воспитания и обучения детей, сокращение нищенства. Медико-биологические
понятия средневековой Руси включали совокупность представлений о рациональных и
ритуально-магических приемах, распространенных в данной местности обычаев по воспитанию,
уходу и лечению детей, выраженных в практике народных повивальных бабок и отраженных
в рукописных лечебниках, литературных и педагогических сочинениях. Как правило,
врачи не лечили детей, особенно детей грудного возраста
[9]. Считалось тяжким грехом оставить
больного без присмотра и ухода, какого бы возраста он ни был. Отношение к
больному ребенку зависело от материального положения, числа детей в семье, пола
ребенка и др.
Советы по воспитанию здоровых детей отражены в памятниках ли-тературы Древней
Руси: «Поучение Владимира Мономаха детям» (XI в.), «Домострой» (XV–XVI в.),
«Азбуковники» (XVII в.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого
(XVII в.), «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» (1717
г.), «Регламент или устав духовные коллегии» Феофана Прокоповича (1721 г.).
Основные меры помощи детям-сиротам на Руси, как и вообще все существовавшие
тогда виды призрения, были связаны с княжеской защитой и попечительством, милосердием
отдельных личностей, а затем в большей степени с монастырско-церковными формами
призрения. В приютах при монастырях в большей степени ребенку оказывалась помощь
в содержании, воспитании и обучении, лечебная помощь предоставлялась в крайних случаях,
и осуществляли ее монахи, знакомые с опытом лечения. Также социальная помощь
превалировала в богадельнях, куда помещали детей хронически больных, с
дефектами умственного и физического развития.
Считалось недопустимым осмеяние, избиение, унижение немощных, больных, инвалидов
и юродивых. Устойчивость и незыблемость моральных воззрений и бытовых нравов обусловили
сохранение средневековых моделей отношения к детям и социализации ребенка, приемов
ухода за детьми и способов их лечения вплоть до XIX в., особенно в крестьянской
культуре, что подтверждается этнографическими материалами XIX−начала XX века [11].