История медицины Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Развитие педиатрии в Российской империи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДИАТРИИ.. 5

1.1 Основные этапы развития отечественной педиатрии. 5

1.2 Развитие педиатрии в советское время. 13

2. РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПЕДИАТРИИ В
РОССИИ   19

2.1 Степан
Хотовицкий – один из основателелей педиатрии
. 19

2.2 Вклад русских ученых в развитие отечественной
педиатрии. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования медицина представляет практическую деятельность и
систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении
больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом
долголетия в условиях здоровья и работоспособности.

Медицина развивалась в тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой,
культурой, мировоззрением людей.

Как и всякая другая область знаний, медицина представляет собой не
соединение готовых, раз и навсегда данных истин, а результат длительного и
сложного процесса роста и обогащения.

История медицины не ограничивается изучением прошлого. Развитие медицины
продолжается все более ускоренно на наших глазах. Прошлое, настоящее, будущее –
звенья в цепи исторического развития. Изучение помогает лучше понимать
настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей
предшествующего развития любого явления и уяснение современного его состояния
помогают лучше понять и научно предвидеть (прогнозировать) пути его развития в
будущем.

История медицины наглядно показывает сдвиги и коренные изменения,
происходившие в ней в связи с изменениями в жизни общества. Особенно глубокие
изменения в медицине произошли в нашей стране после Великой Октябрьской
социалистической революции и связанных с ней коренных преобразований во всех
областях общественной жизни и культуры.

Лечение детских болезней издавна было связано с практикой родовспоможения и
развитием представлений о заразных болезнях. Об этом свидетельствуют руды
выдающихся врачей древнего мира (Сорана из Эфеса, Галена) и средневековья (Абу
Бакра ар-Рази, давшего классическое описание оспы и кори, Ибн Сины и других).
Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в конце XV – начале XVI
в.

Педиатрия как разветвление медицины возникла недавно. Самостоятельная
профессия врач-педиатр тоже сравнительно молода. Однако короткие статьи и
предложения по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению встречаются в
древних рукописях армянского государства Урарту, а так же Древнего Египта, Индии,
Китая, Вавилона, Ассирии. Еще во времена Гиппократа встречаются упоминания о
стабильном росте и развитии детей. В 15 — 16 веках выходят книги, в которых
описывались детские болезни, однако в них недоставало рекомендаций. Начиная с
17 века, педиатрия все больше привлекает внимание медиков, а уже в 18 веке
появляется учебная литература. Все это было следствием высокой смертности
детей. Начинают открываться педиатрические больницы. Первая такая больница была
открыта в 1802 году в Париже для детей от 2 до 15 лет. Впоследствии в ней
готовили специалистов по детским болезням. В 1834 году открывается
педиатрическая больница в Санкт — Петербурге. В 1865 годы были открыты кафедры
детских болезней, медико-хирургической академии. А К. А. Раухфус построил
несколько детских больниц в разных городах России. Со временем курс о детских
заболеваниях стали читать в университетах.

Цель исследования: изучить развитие педиатрии в Российской империи.

Объект исследования: педиатрия.

Предмет исследования: развитие педиатрии в Российской империи.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Изучить основные этапы развития отечественной педиатрии;

2. Рассмотреть развитие педиатрии в советское время;

3. Изучить Степана Хотовицкикого как одного из основателей педиатрии;

4. Проанализировать вклад русских ученых в развитие отечественной
педиатрии.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического
анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 38 страниц.
Количество литературных источников – 26.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Педиатрия в ряду медицинских дисциплин − наука сравнительно молодая, как самостоятельная
дисциплина она выделяется только в 1860-1970-е годы. Однако истоки педиатрии
можно проследить с древних времен, когда в рамках народной медицины складывалась
совокупность способов ухода за ребенком, вскармливания, приемов лечения детей и
элементов профилактики детских болезней. Несмотря на свою объективную значимость,
бурное развитие в современной отечественной литературе, мало работ обобщающего
характера по истории педиатрии.

Центральным объектом педиатрии является ребенок, который с самого рождения (практически
и до рождения), играет две социальные роли − ребенка своих родителей и пациента.
Однако положение пациента-ребенка, отношение к нему общества и семьи было неоднозначным
на протяжении истории, что коренится в восприятии детства как социокультурного феномена.
Оно зависело от условий существования определенного народа: уровня социально-экономического
развития и политического устройства общества, типа и формы институализации
семьи и семейных отношений, социально-исторических и культуральных особенностей
в природе и иерархии родительских ценностей, а также от существующей юридической
системы, определяющей права родителей и права ребенка и др.

Степень влияния этих факторов на разных этапах истории, а также поступательное
развитие естествознания и медицины, психологии, педагогики, социологии,
гуманистических идей определяли мотивацию к поиску форм и методов, которые
позволили бы сохранить институт детства, закрепить за ним некую совокупность прав,
определяющих его ценностно-смысловое место; к изучению организма ребенка в
норме и при патологии; созданию ребенку условий для жизни и развития,поиску
механизмов призрения и поддержкидетей, оказания им медицинской помощи, включая государственные,
общественные и благотворительные институты. Таким образом, целостный, системный
и достоверный анализ истории педиатрии предполагает междисциплинарный подход, привлечение
широкого круга источников, отражающих не только медицинские проблемы.

Критериями, определяющими состояние педиатрии в разные периоды, являются:
правовой статус ребенка, отношение общества и государства к проблеме охраны здоровья
детей; уровень знаний о здоровом и больном ребенке; наличие специальной литературы
по педиатрии; создание медицинских учреждений для детей; состояние подготовки детских
врачей; появление научных объединений педиатров. Важную роль играли также идеологические
установки, контакты с зарубежной наукой, положение врача в обществе, во многом определяющие
осознание им нравственного значения своей профессии. Естественно, что наша
работа позволяет охарактеризовать лишь основные положения и достижения в изучении
ребенка, отнюдь не претендует на исчерпывающее освещение эволюции и современного
состояния этой обширной области исследований.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДИАТРИИ

 

1.1
Основные этапы развития отечественной педиатрии

 

На основании изучения истории отечественной педиатрии выделено пять
периодов ее развития.

1. Истоки педиатрии в народной медицине (до второй поло вины XVIII в.).
Традиционная русская культура не располагала развитыми концепциями детства. Место
современного воспитания в средневековом обществе занимала ритуальная практика
«очеловечивания» и социализации ребенка (крестьянские обряды, связанные с рождением
и первыми годами жизни, формированием половой идентификации, символизировавшие вхождение
детей в семейную и общинную трудовую деятельность и др.). После успешного совершения
необходимых обрядов ребенок сразу же воспринимался в качестве взрослого, пусть «маленького»
и неполноправного [6].

Важной вехой в определении статуса ребенка стало принятие в XVI в. таких
документов, как «Домострой» и «Стоглав», которые закрепили основной принцип отношений
внутри семьи: бесправие, необходимость беспрекословного подчинения детей родительской
воле отца патриархального семейства, поддерживавшееся и устным внушением, и телесными
наказаниями. Такое отношение к детям, по-видимому, было прямым следствием демографической
ситуации того времени, отличавшейся большой рождаемостью и высокой детской смертностью.
Холодность в отношении к ребенку со стороны семьи и общества можно объяснить психологической
защитной реакцией на частую смерть детей. Однако не все было так однозначно.

Существовало резкое отличие в правовом статусе ребенка, рожденного в браке и
вне брака, понятие незаконнорожденности несло на себе печать позора. Дети внебрачные,
оставшиеся без попечения родителей, нищенствующие входили в группу риска по отношению
к их праву на жизнь. Было распространено убийство матерью таких детей. Уставы
великих князей Владимира (ок. 960 − 1015 гг.) и Ярослава (978−1054 гг.)
свидетельствуют о довольно мягком наказании за это преступление. Дифференцированный
подход к наказаниям за убийство законного и незаконного ребенка отражал и свод
законов Московского государства − Соборное уложение 1649 г.,объединившее нормы
церковного и светского права.

События и социальные потрясения XVII в. влекли разрушение внутрисемейных
отношений и самих семей, что способствовало увеличению числа сирот,
беспризорных и нищих. Осуществления мер, изложенных в документе, в XVII в.
практически не произошло.

С начала XVIII в. государством предпри-нимались попытки заложить социально-правовые
основы помощи и поддержки института детства. Петр I имел планомерную программу
призрения малолетних детей, ряд его указов был направлен на прекращение
детоубийства, изменение системы защиты и помощи сиротам, облегчение участи незаконнорожденных
(в том числе организация госпиталей для «зазорных», службы «кормилиц»),
создание условий для воспитания и обучения детей, сокращение нищенства. Медико-биологические
понятия средневековой Руси включали совокупность представлений о рациональных и
ритуально-магических приемах, распространенных в данной местности обычаев по воспитанию,
уходу и лечению детей, выраженных в практике народных повивальных бабок и отраженных
в рукописных лечебниках, литературных и педагогических сочинениях. Как правило,
врачи не лечили детей, особенно детей грудного возраста

[9]
. Считалось тяжким грехом оставить
больного без присмотра и ухода, какого бы возраста он ни был. Отношение к
больному ребенку зависело от материального положения, числа детей в семье, пола
ребенка и др.

Советы по воспитанию здоровых детей отражены в памятниках ли-тературы Древней
Руси: «Поучение Владимира Мономаха детям» (XI в.), «Домострой» (XV–XVI в.),
«Азбуковники» (XVII в.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого
(XVII в.), «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» (1717
г.), «Регламент или устав духовные коллегии» Феофана Прокоповича (1721 г.).

Основные меры помощи детям-сиротам на Руси, как и вообще все существовавшие
тогда виды призрения, были связаны с княжеской защитой и попечительством, милосердием
отдельных личностей, а затем в большей степени с монастырско-церковными формами
призрения. В приютах при монастырях в большей степени ребенку оказывалась помощь
в содержании, воспитании и обучении, лечебная помощь предоставлялась в крайних случаях,
и осуществляли ее монахи, знакомые с опытом лечения. Также социальная помощь
превалировала в богадельнях, куда помещали детей хронически больных, с
дефектами умственного и физического развития.

Считалось недопустимым осмеяние, избиение, унижение немощных, больных, инвалидов
и юродивых. Устойчивость и незыблемость моральных воззрений и бытовых нравов обусловили
сохранение средневековых моделей отношения к детям и социализации ребенка, приемов
ухода за детьми и способов их лечения вплоть до XIX в., особенно в крестьянской
культуре, что подтверждается этнографическими материалами XIX−начала XX века [1
1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы