Курсовая теория на тему Развитие педагогической мысли в Киевской Руси и Московском государстве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты развития педагогической мысли в Киевской Руси и
Московской государстве. 6
1.1 Развитие
педагогической мысли в Киевской Руси. 6
1.2 Развитие
педагогической мысли в Московском государстве. 9
1.3
Особенности развития педагогической мысли в Киевской Руси и Московском
государстве. 10
Глава 2. Развитие
педагогической мысли в трудах учёных Киевской Руси и Московском государстве. 14
2.1 Идеалы
воспитания в Киевской Руси. Ярослав Мудрый. 14
2.2
Домострой. Симеон Полоцкий, братья Лихуды и Епифаний Славинецкий 16
2.3 Значение
обучения в Киевской Руси и Московском государстве. 18
Заключение. 22
Список
использованной литературы.. 24
Введение:
Актуальность
темы исследования. Развитие образовательной системы нуждается в специалистах,
владеющих как знанием национальных педагогических традиций, так и прогрессивного
педагогического наследия всего человечества. Цель истории педагогики как
учебного предмета как раз и заключается в формировании у будущих учителей
целостной системы историко-педагогических знаний, умение мыслить
педагогическими категориями, анализировать, сопоставлять теоретические взгляды,
педагогические процессы и явления, характеризовать тенденции их развития.
В
контексте поставленных задач история педагогики позволяет понять связь
педагогических явлений с общественно-культурными отношениями эпохи и страны,
производит историческую перспективу, позволяет глубже, более критично и
всесторонне оценить состояние образовательных и педагогических систем и
стремлений современности, возбуждает живой интерес к педагогическим проблемам,
прививает культ педагогических традиций, служит средством формирования чувства
патриотизма и интернационализма.
История
педагогики дает возможность студентам понять, что на протяжении всей истории
человечества все нации без исключения воспитывали и учили юношество для жизни,
стремились сформировать такие качества, как трудолюбие, патриотизм, уважение к
старшим, честность, правдивость. Специфические особенности в достижении этих
целей были обусловлены уровнем экономического и социального развития общества,
национальными традициями и обычаями того или иного народа
Процесс
изучения дисциплины способствует осознанию того, что «история образования
отражает взлеты и кризисы истории, отражает ее проблемы и поэтому тесно связана
с настоящим и перспективами развития науки, потому что освещает прошлое с
позиций сегодняшнего дня» (А. Сухомлинская).
Заключение:
Крещение
князем Владимиром Киевской Руси способствовало привлечению ее к европейской
культуре и христианской морали, духовной и культурной единению разных народов,
сказалось на образовании и письменной деле. Распространение образованности
происходило в тесной связи с укреплением государства, внедрением христианства.
В княжеские времена школа и образование Киевской Руси качественно изменились.
Примерно
с X-XII вв. появился термин «школа». Христианизация выдвинула потребность в
открытии школ, в которых готовились переводчики и переписчики церковной
литературы, получали образование отечественное духовенство, мастера
строительного дела для возведения храмов, специалисты по живописи, отделка
церковных зданий, дипломаты и государственные чиновники различных служб.
Во
время княжения Владимира Великого были созданы первые государственные школы, в
которых учились дети знати. Набор в школы осуществлялся принудительно,
поскольку дело было новое, неведомое и добровольцев было мало, а государство
остро нуждалось грамотных администраторов, дипломатов, способных поддерживать
связи с Византией и другими странами.
В
Древней Руси школы были двух видов. Первые школы были образованы при
кафедральных церквях, учителями и воспитателями которых становилось
образованное духовенство. В школах учили читать, писать и считать. Основными
книгами были богослужебные, чаще всего Псалтырь. Второй вид — школы высшего
типа для «детей лучших людей» давали, кроме того, знания по философии,
риторике, грамматике. Светская образование было ниже религиозную, ибо последняя
требовала совершенного освоения Священного Писания. Сеть школ княжества не
ограничивалось Киевом, центром государства. Подобные школы открывались в
Новгороде, Чернигове, Галиче и других городах Киевской Руси.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития педагогической мысли
в Киевской Руси и Московской государстве
1.1 Развитие педагогической мысли в
Киевской Руси
Развитие
воспитания как социального явления было уже со времен первобытного общества
тесно связано с условиями материальной (разделение труда на земледелие и
скотоводство, а впоследствии и ремесленничество) и духовной жизни общества
(возникновение религии, искусства, устного народного творчества), с развитием
социальной организации (от дородового общества к родовому, от матриархата к
патриархату, от полигамии к моногамии, от большой патриархальной семьи к малой
и т.д.). С древнейших времен в воспитании учитывали и возрастные и половые
особенности детей, что отражалось в естественном разделении общества на
возрастные группы.
Изучая
период после принятия Киевской Русью в 988 г. Христианства, необходимо обратить
внимание на изменения (положительные и отрицательные), произошедшие в обществе.
Во-первых,
принятие христианства способствовало расширению экономических, политических
культурных связей с Византией, другими странами; вводилась «кириллица»
(современное название – старославянский язык), которая облегчала перевод книг с
греческого языка на славянский, что способствовало распространению античной
литературы, науки, педагогических идей.
Во-вторых,
приняв христианство, князья сжигали языческих идолов богов, уничтожали книги,
запрещали проведение праздников, обрядов, связанных с языческой религией; были
уничтожены большие достижения дохристианской культуры.
Существование
письменности на Руси в языческий период поддерживалось как индивидуальным, так
и групповым обучением грамоте. Зародышевой формой школ было групповое обучение,
которые появляются с изобретением буквенно-звуковой системы письма. До принятия
христианства первые школы были двух типов: языческие и христианские. С
принятием христианства школьное образование в Киевской Руси проявило себя в
существовании различных типов школ: школы «книжного учения», школы грамоты,
монастырские школы, женские школы и др.
Первое
официальное свидетельство о появлении школ на Руси датируется 988 г. и связано
оно с крещением Руси. В «Повести временных лет» читаем, что князь Владимир
открыл в Киеве при Десятинной церкви школу «книжного учения».
Крещение
Руси и распространение грамотности через школьное обучение были звеньями одной
политики князя Владимира, который желал укрепления государства, и поэтому
стремился подготовить грамотных людей, прежде всего, для государственного
аппарата, которые могли умело вести внутреннюю и внешнюю политику. С другой
стороны, и христианская церковь была заинтересована в подготовке образованных
людей — идеологов новой религии. Уровень развития ремесла и торговли требовал
грамотных людей.
Школы
«книжного учения» — школы повышенного типа. По свидетельствам летописцев в
такой школе было 300 детей. Содержание обучения включал «семь свободных
искусств». Обучение здесь осуществлялось по введенной христианством книжной
системой, где главной была работа с книгой, с текстом.
Выпускники
школы реализовывали себя в различных сферах государственной, культурной и
церковной жизни. Известной школой «книжного учения» была школа Владимира (988
г.), Дворцовая школа Ярослава Мудрого (1037 г.) и др. Последняя была при
Софийском соборе и носила международный
характер. Здесь переписывались книги, а также готовились писцы и переводчики
для этого дела. В ней было начато первую на Руси библиотеку. Появляются элитные
школы в других городах: Галиче, Переяславе, Чернигове.
С
XI в. при монастырях существовали монастырские школы согласно Студийскому уставу,
который требовал, чтобы монахи жили в общежитиях и учились грамоте. Такие школы
были двух типов: закрытые и открытые. Закрытые монастырские школы предназначались
для вновь монахов. Обучение носило индивидуальный характер. В некоторых
монастырях были школы повышенного типа. Такой была школа в Киево-Печерском
монастыре (1068 г.). Она давала богословское образование. Главная задача
монастырских школ заключалась в строгом аскетическом воспитании, смысл которого
сводился к формированию у монахов покорности, терпения, отказа от радостей
земной жизни. С XII в. по инициативе князя Ярослава Мудрого (1153-1187 гг.) в
Галицко-Волынском княжестве вводятся первые открытые монастырские школы для
населения.