Курсовая теория на тему Развитие образования в России в первой четверти XVIII века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ ПЕТРА I
И ИХ ЦЕЛИ
1.1 Особенности ситуации в России в конце 17 —
начале 18 века
1.2 Cтратегия реформ государственной власти и управления Петра I
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I
2.1 Основные направления реформирования органов
государственной власти и управления
2.2 Особенности политической системы Российской
империи к концу первой четверти 18 века
Список использованных источников и литературы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы. Период правления Петра I занимает
особое место в истории России. В XVIII
век страна вступила в состоянии тяжелого внешнеполитического кризиса,
вызванного неудачным началом войны со Швецией и угрозой нападения со стороны
Османской империи.
Внутри страны царь Петр I столкнулся с необходимостью
проведения реформ, способных изменить к лучшему ситуацию в стране, дать новые
импульсы социально-экономического развития, позволить справиться с ухудшающейся
внутри — и внешнеполитической ситуацией.
В системе реформ особое
место занимало образование. Петр I
осознавал необходимость отечественных высококвалифицированных кадров в любой
сфере деятельности. Для главы государства имело большое значение то, насколько
эффективна выстраиваемая им система, и в результате то, что было заложено в
первой четверти XVIII
века, использовалось еще на протяжении длительного времени, став наследием
Петра I
для
Российской империи.
Введение:
Актуальность
темы. Период правления Петра I занимает
особое место в истории России. В XVIII
век страна вступила в состоянии тяжелого внешнеполитического кризиса,
вызванного неудачным началом войны со Швецией и угрозой нападения со стороны
Османской империи.
Внутри страны царь Петр I столкнулся с необходимостью
проведения реформ, способных изменить к лучшему ситуацию в стране, дать новые
импульсы социально-экономического развития, позволить справиться с ухудшающейся
внутри — и внешнеполитической ситуацией.
В системе реформ особое
место занимало образование. Петр I
осознавал необходимость отечественных высококвалифицированных кадров в любой
сфере деятельности. Для главы государства имело большое значение то, насколько
эффективна выстраиваемая им система, и в результате то, что было заложено в
первой четверти XVIII
века, использовалось еще на протяжении длительного времени, став наследием
Петра I
для
Российской империи.
Реформирование происходило на фоне
продолжающейся войны со Швецией. Столетие спустя после так называемого
«Смутного времени» Россия стояла перед угрозой иностранного завоевания. Тем не
менее, реформы образования Петра I
продолжались,
постепенно содействуя превращению страны в одно из наиболее передовых
государств своего времени.
Целью
исследования является анализ развития образования в
России в первой четверти XVIII века.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть
особенности системы образования в России в конце XVII — начале XVIII века;
2) охарактеризовать стратегию
образовательной реформы Петра I;
3) проанализировать
основные направления реформирования системы образования в первой четверти XVIII века;
4) выявить особенности
системы образования Российской империи к концу правления Петра I.
В работе использованы системный, исторический,
сравнительный, и другие методы исследования.
Практическая
значимость работы. Проведенное исследование и полученные
результаты могут быть внедрены в учебный процесс, на лекционных и семинарских
занятиях в соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных
научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также,
материалы работы могут быть использованы при дальнейшей работе над данной
темой.
Заключение:
К началу XVIII века система образования России
находилась в зачаточном состоянии. Системы, как таковой, не было сформировано.
Подобие системы образования существовало только в школах при монастырях. Запрет
на преподавание в школах «иноземцев» резко ограничивал качество
образовательного процесса.
Следует отметить, что
образование не отвечало требованиям времени, и как другие сферы общественной
жизни, нуждалось в реформах. Основным социальным достижением Петра Великого в
России является внедрение западной формы образования.
внедрение
системы образования в его модернизированной западной форме стало главным
социальным достижением первой четверти XVIII века. До Петра I система образования в России
находилась в зачаточном состоянии и не была систематизирована. В ней было мало
науки, прежде всего математики, а также обществознания.
Реформы Петра
I были направлены на достижение в
конечном счете того уровня, который позволили бы России иметь специалистов в
сфере промышленности, для чего необходимо было развивать изучение таких
предметов, как естествознание, точные науки во главе с математикой, инженерию, а
также обществознание, которое дало бы
возможность культурного развития.
Петр I привлекал западноевропейских
специалистов к образовательной деятельности в России, поскольку собственных не
хватало, и, к тому же, сказывалась разница в качестве подготовки. Помимо
модернизации образовательной системы самой России, Петр I стал отправлять учащихся для получения
образования за рубежом.
Образовательные реформы
Петра I
были
направлены на внедрение современных систем получения знаний, что было возможным
в рамках светского образования. Вопрос координации религиозного и светского,
роль духовного образования при необходимости все же сохранить доминирующие
позиции православия и одновременно решать стратегические и тактические задачи,
связанные с развитием государства и скорейшим получением
высококвалифицированных кадров, был одной из основных дилемм периода его правления.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА I
И ЕЕ ЦЕЛИ
1.1 Особенности системы
образования в России в конце XVII
— начале XVIII
века
К началу
царствования Петра I система
государственной власти и управления основывалась на самодержавии, отчасти
балансируемой Боярской Думой. Самодержавие объединяло в себе духовную и
светскую власть, которые, хотя и существуют автономно, однако всеми своими
средствами обеспечивают правление «царя-батюшки» и доминирующую роль
православия. Благодаря этому царь мог осуществить самые радикальные, и,
казалось бы, для своего времени и российских условий, немыслимые реформы.
К началу XVIII века Россия оставалась по тем
временем все еще достаточно отсталой страной. Как показал опыт первых лет войны
со Швецией, состояние государства и его армии не соответствовало
западноевропейским образцам. Это же касалось и системы образования.
Как
следствие, в стране остро ощущался дефицит квалифицированных кадров, место
которых занимали специально приглашенные иностранцы, которые не были
заинтересованы в развитии Российского государства и подготовке российских
кадров.
Вся система
образования России была связана с религией. Светское образование существовало
только в частном порядке для тех, кто мог позволить себе частных
учителей-«иноземцев»[1].
Само
образование было в «зачаточном» состоянии. Только в середине 17 века были
сделаны попытки создания общественных («братских») школ, в которых обучение шло
на одном из славянских и греческом языках. Первыми подобные школы были открыты
в Беларуси и на Украине под сильным влиянием польской системы обучения[2].
Затем, с
ростом городов, при монастырях возникли другие школьные заведения, в которых
преподавались языки и «свободные искусства». Только в 1687 году появилось
первое высшее учебное заведение «Эллино-греческая академия» в г. Москва, где
готовились государственные служащие и кадры для высшего духовенства. Никаких
формальных ограничений социального или экономического плана для поступления не
было.
В этот же
период начинает формироваться специальная профессиональная подготовка учеников.
В этих целях открываются посольская, лекарская и другие школы, где готовили
специальных кадров для работы в «приказах»[3].
Помимо этого,
в России существовали частные школы, в которых
образование давалось лишь на самом поверхностном и начальном уровне. Ученики
расплачивались с учителями продуктами, а учителями были духовные лица. Само
образование было ориентировано на изучение православия.
К этому времени уже существовали жесткие ограничение при приеме на
государственную сдужбу. Туда могли попасть либо «благородные», либо закончивщие
школу[4].
Особенностью,
сказавшейся на системе образования в России XVII века, была политика государства,
которое хотело обезопасить себя от враждебного влияния из-за границы, сохраняя
«исконно русские традиции» и ограничивая контакты с «иноземцами». Польша (Речь
Посполитая) и Швеция рассматривались Россией как традиционные противники; более
того, XVII век характеризовался не слишком удачными попытками России вернуть
утраченные в ходе «Смутного времени» территории на западе страны.
Присоединение
части Украины породило новые вопросы, связанные с необходимостью «духовного
возвращения» народа к русским ценностям. Поэтому иноземная система образования
воспринималась в России допетровского периода скорее как опасность, чем благо.
Не случайно «иноземцам» запрещалось преподавать в школах. Расплачиваться
приходилось дефицитом кадров и растущим отставанием[5].
Как отмечалось,
«с тревогой воспринимали в то время и поездки русских за границу с целью
приобретения там образования и занятия по возвращении учительских должностей.
Дело было в том, отмечал М. Ф. Владимирский-Буданов, что эти люди нередко
изменяли своей вере, переходя в католичество. Делалось это, по их уверениям,
для того, чтобы быть допущенными к высшему образованию в католических школах.
Однако, как считали многие, точно так же они могли уверять в Риме, что держатся
в Москве православия «лишь наружно»[6].
Процессам
становления образования способствовало распространение и совершенствование книгопечатания. В частности, первый букварь появился
в 1637 году, 11 лет спустя вышла в свет «Грамматика», а в 1687 году было
опубликовано «Считание учебное», или таблица умножения. Стоя очень недорого,
эти учебники быстро находили спрос, который, тем не менее, не мог быть
удовлетворен из-за растущих требований государственной политики.
[1]
Образование в 16-17 веках.
Большая российская энциклопедия.. — [Электронный ресурс]URL:
— https://bigenc.ru/text/5054217 (дата обращения: 24.04.2020)
[2]Образование в 16-17 веках. Большая
российская энциклопедия.. — [Электронный ресурс]URL:
— https://bigenc.ru/text/5054217 (дата обращения: 24.04.2020)
[3] Там же
[4]
Образование в XVII веке. — [Электронный ресурс]URL:
— https://www.rosimperija.info/post/429 (дата обращения: 24.04.2020)
[5]
Поздняков А. Н. История
становления образования в России XVII-XVIII вв.: особенности политики по
подбору и подготовке учительских кадров // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.
История. Международные отношения. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 158-162. DOI:
10.18500/1819-4907-2017-17-2-158-162
[6]
Там же