Курсовая теория Гуманитарные науки История

Курсовая теория на тему Развитие образования в России в первой четверти XVIII века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ ПЕТРА I 
И ИХ ЦЕЛИ.. 5

1.1 Особенности ситуации в России в конце 17 —
начале 18 века. 5

1.2 Cтратегия реформ государственной власти и управления Петра I 8

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I 16

2.1 Основные направления реформирования органов
государственной власти и управления. 16

2.2 Особенности политической системы Российской
империи к концу первой четверти 18 века. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 26

Список использованных источников и литературы: 28

 

 

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность
темы.
Период правления Петра I занимает
особое место в истории России. В
XVIII
век страна вступила в состоянии тяжелого внешнеполитического кризиса,
вызванного неудачным началом войны со Швецией и угрозой нападения со стороны
Османской империи.

Внутри страны царь Петр I столкнулся с необходимостью
проведения реформ, способных изменить к лучшему ситуацию в стране, дать новые
импульсы социально-экономического развития, позволить справиться с ухудшающейся
внутри —  и внешнеполитической ситуацией.

В системе реформ особое
место занимало образование. Петр
I
осознавал необходимость отечественных высококвалифицированных кадров в любой
сфере деятельности. Для главы государства имело большое значение то, насколько
эффективна выстраиваемая им система, и в результате то, что было заложено в
первой четверти
XVIII
века, использовалось еще на протяжении длительного времени, став наследием
Петра
I
для
Российской империи.

  

Введение:

 

Актуальность
темы.
Период правления Петра I занимает
особое место в истории России. В
XVIII
век страна вступила в состоянии тяжелого внешнеполитического кризиса,
вызванного неудачным началом войны со Швецией и угрозой нападения со стороны
Османской империи.

Внутри страны царь Петр I столкнулся с необходимостью
проведения реформ, способных изменить к лучшему ситуацию в стране, дать новые
импульсы социально-экономического развития, позволить справиться с ухудшающейся
внутри —  и внешнеполитической ситуацией.

В системе реформ особое
место занимало образование. Петр
I
осознавал необходимость отечественных высококвалифицированных кадров в любой
сфере деятельности. Для главы государства имело большое значение то, насколько
эффективна выстраиваемая им система, и в результате то, что было заложено в
первой четверти
XVIII
века, использовалось еще на протяжении длительного времени, став наследием
Петра
I
для
Российской империи.

 Реформирование происходило на фоне
продолжающейся войны со Швецией. Столетие спустя после так называемого
«Смутного времени» Россия стояла перед угрозой иностранного завоевания. Тем не
менее, реформы образования Петра
I
продолжались,
постепенно содействуя превращению страны в одно из наиболее передовых
государств своего времени.

Целью
исследования
является анализ развития образования в
России в первой четверти XVIII века.

Основными задачами работы являются следующие:

1) рассмотреть
особенности системы образования в России в конце
XVII — начале XVIII века;

2) охарактеризовать стратегию
образовательной реформы Петра
I;

3) проанализировать
основные направления реформирования системы образования в первой четверти
XVIII  века;

4) выявить особенности
системы образования Российской империи к концу правления Петра
I.

В работе использованы системный, исторический,
сравнительный, и другие методы исследования.

Практическая
значимость работы.
Проведенное исследование и полученные
результаты могут быть внедрены в учебный процесс, на лекционных и семинарских
занятиях в соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных
научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также,
материалы работы могут быть использованы при дальнейшей работе над данной
темой.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

К началу XVIII века система образования России
находилась в зачаточном состоянии. Системы, как таковой, не было сформировано.
Подобие системы образования существовало только в школах при монастырях. Запрет
на преподавание в школах «иноземцев» резко ограничивал качество
образовательного процесса.

Следует отметить, что
образование не отвечало требованиям времени, и как другие сферы общественной
жизни, нуждалось в реформах. Основным социальным достижением Петра Великого в
России является внедрение западной формы образования.

внедрение
системы образования в его модернизированной западной форме стало главным
социальным достижением первой четверти
XVIII века. До Петра I система образования в России
находилась в зачаточном состоянии и не была систематизирована. В ней было мало
науки, прежде всего математики, а также обществознания.

Реформы Петра
I были направлены на достижение в
конечном счете того уровня, который позволили бы России иметь специалистов в
сфере промышленности, для чего необходимо было развивать изучение таких
предметов, как естествознание, точные науки во главе с математикой, инженерию, а
также обществознание, которое  дало бы
возможность культурного развития.

Петр I привлекал западноевропейских
специалистов к образовательной деятельности в России, поскольку собственных не
хватало, и, к тому же, сказывалась разница в качестве подготовки. Помимо
модернизации образовательной системы самой России, Петр
I стал отправлять учащихся для получения
образования за рубежом.

Образовательные реформы
Петра
I
были
направлены на внедрение современных систем получения знаний, что было возможным
в рамках светского образования. Вопрос координации религиозного и светского,
роль духовного образования при необходимости все же сохранить доминирующие
позиции православия и одновременно решать стратегические и тактические задачи,
связанные с развитием государства и скорейшим получением
высококвалифицированных кадров, был одной из основных дилемм периода его правления.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА
I
 И ЕЕ ЦЕЛИ

 

1.1 Особенности системы
образования в России в конце
XVII
— начале
XVIII
века

 

 

К началу
царствования Петра
I система
государственной власти и управления основывалась на самодержавии, отчасти
балансируемой Боярской Думой. Самодержавие объединяло в себе духовную и
светскую власть, которые, хотя и существуют автономно, однако всеми своими
средствами обеспечивают правление «царя-батюшки» и доминирующую роль
православия. Благодаря этому царь мог осуществить самые радикальные, и,
казалось бы, для своего времени и российских условий, немыслимые реформы.

К началу XVIII века Россия оставалась по тем
временем все еще достаточно отсталой страной. Как показал опыт первых лет войны
со Швецией, состояние государства и его армии не соответствовало
западноевропейским образцам. Это же касалось и системы образования.

Как
следствие, в стране остро ощущался дефицит квалифицированных кадров, место
которых занимали специально приглашенные иностранцы, которые не были
заинтересованы в развитии Российского государства и подготовке российских
кадров.

Вся система
образования России была связана с религией. Светское образование существовало
только в частном порядке для тех, кто мог позволить себе частных
учителей-«иноземцев»[1].

Само
образование было в «зачаточном» состоянии. Только в середине 17 века были
сделаны попытки создания общественных («братских») школ, в которых обучение шло
на одном из славянских и греческом языках. Первыми подобные школы были открыты
в Беларуси и на Украине под сильным влиянием польской системы обучения[2].

Затем, с
ростом городов, при монастырях возникли другие школьные заведения, в которых
преподавались языки и «свободные искусства». Только в 1687 году появилось
первое высшее учебное заведение «Эллино-греческая академия» в г. Москва, где
готовились государственные служащие и кадры для высшего духовенства. Никаких
формальных ограничений социального или экономического плана для поступления не
было.

В этот же
период начинает формироваться специальная профессиональная подготовка учеников.
В этих целях открываются посольская, лекарская и другие школы, где готовили
специальных кадров для работы в «приказах»[3].

Помимо этого,
в России существовали частные школы, в которых
образование давалось лишь на самом поверхностном и начальном уровне. Ученики
расплачивались с учителями продуктами, а учителями были духовные лица. Само
образование было ориентировано на изучение православия.

К этому времени уже существовали жесткие ограничение при приеме на
государственную сдужбу. Туда могли попасть либо «благородные», либо закончивщие
школу[4].

  Особенностью,
сказавшейся на системе образования в России
XVII века, была политика государства,
которое хотело обезопасить себя от враждебного влияния из-за границы, сохраняя
«исконно русские традиции» и ограничивая контакты с «иноземцами». Польша (Речь
Посполитая) и Швеция рассматривались Россией как традиционные противники; более
того,
XVII век характеризовался не слишком удачными попытками России вернуть
утраченные в ходе «Смутного времени» территории на западе страны.

Присоединение
части Украины породило новые вопросы, связанные с необходимостью «духовного
возвращения» народа к русским ценностям. Поэтому иноземная система образования
воспринималась в России допетровского периода скорее как опасность, чем благо.
Не случайно «иноземцам» запрещалось преподавать в школах. Расплачиваться
приходилось дефицитом кадров и растущим отставанием[5].

Как отмечалось,
«с тревогой воспринимали в то время и поездки русских за границу с целью
приобретения там образования и занятия по возвращении учительских должностей.
Дело было в том, отмечал М. Ф. Владимирский-Буданов, что эти люди нередко
изменяли своей вере, переходя в католичество. Делалось это, по их уверениям,
для того, чтобы быть допущенными к высшему образованию в католических школах.
Однако, как считали многие, точно так же они могли уверять в Риме, что держатся
в Москве православия «лишь наружно»[6].

Процессам
становления образования способствовало распространение и совершенствование  книгопечатания. В частности, первый букварь появился
в 1637 году, 11 лет спустя вышла в свет «Грамматика», а в 1687 году было
опубликовано «Считание учебное», или таблица умножения. Стоя очень недорого,
эти учебники быстро находили спрос, который, тем не менее, не мог быть
удовлетворен из-за растущих требований государственной политики.



[1]
Образование в 16-17 веках.
Большая российская энциклопедия.. — [Электронный ресурс]
URL: 
https://bigenc.ru/text/5054217 (дата обращения: 24.04.2020)

[2]Образование в 16-17 веках. Большая
российская энциклопедия.. — [Электронный ресурс]
URL: 
https://bigenc.ru/text/5054217 (дата обращения: 24.04.2020)

[3] Там же

[4]
Образование в XVII веке. — [Электронный ресурс]URL: 
https://www.rosimperija.info/post/429 (дата обращения: 24.04.2020)

[5]
Поздняков А. Н. История
становления образования в России XVII-XVIII вв.: особенности политики по
подбору и подготовке учительских кадров // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.
История. Международные отношения. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 158-162.
DOI:
10.18500/1819-4907-2017-17-2-158-162

[6]
Там же

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы