Курсовая теория на тему Развитие навыков связной речи детей дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ.. 4
1.1.
Психолого-педагогические особенности развития речи дошкольников. 4
1.2. Характеристика
связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 8
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 13
2.1.Средства и
методы развития связной речи дошкольников. 13
2.2. Рассказывание
как метод развития связной речи дошкольников. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 24
Введение:
Актуальность исследования.
На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований
психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых
навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых
компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит
к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично
строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность
речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании
личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной,
функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное
и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения
ребенка в социум.
При этом в последнее время
многие дошкольные учреждения переходят к применению нетрадиционных методов работы
с детьми старшего дошкольного возраста. Среди таких методов, которые позволяют достигать
эффективных результатов в развитии описательной речи, можно назвать метод рассказывания,
представляющее собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания
словесной информации.
Степень изученности темы.
Проблемой развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например,
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б.
Флерина и мн. др.
Вопросы формирования
связной речи, в частности составление описательных рассказов, изучались Е.И. Тихеевой,
А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым и др.
Такие педагоги
и психологи как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.
в своих исследованиях говорят о том, что в среднем дошкольном возрасте у ребенка
происходит развитие осмысленного восприятия, что позволяет им понимать произведение
и развивать тем самым связную речь.
Цель исследования заключается в
изучении особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
в процессе рассказывания.
Поставленная цель предполагает
необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические
особенности развития речи дошкольников.
2. Охарактеризовать связную
речь у детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать средства и методы
развития связной речи старших дошкольников.
4. Изучить процесс рассказывания
как метод развития связной речи дошкольников.
Объектом
исследования выступает процесс развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста.
Предметом
исследования являются метод рассказывания для развития
связной речи дошкольников.
Структура работы определяется
ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Речь имеет весьма важное значение для развития
ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи
занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной
педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных
педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при
работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в
частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной
речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
Основная задача любого воспитателя – речевое
развитие дошкольников. Благодаря которому происходит первоначальное становление
коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование
к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые
его окружают.
В
первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью
и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе связной речи происходит
реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации
приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников,
которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое
развитие является одним из средств формирования личности ребенка.
На сегодняшний день, теория и практика дошкольной коррекционной педагогики
и психологии широко изучает проблему создания психолого-педагогических условий для
развития связной речи дошкольников. Такой интерес к проблеме связной речи объясняется
тем, что практические разработки дошкольных организаций сталкиваются с трудностями,
которые можно определить как недостаточная изученность условий и сложность онтогенеза
языковой способности детей среднего дошкольного возраста.
Помимо того, было определено, что связная речь является наиболее сложной
формой речевой деятельности, которая характеризуется последовательностью систематического
развернутого изложения мысли. А развитие связной речи выступает как важное условие
успешности обучения детей в школе. Поэтому владение хорошо развитой связной речью
позволяет детям далее успешно осваивать школьную программу, последовательно и полно
излагать свои сужения, приводя аргументы и соблюдая логичность высказывания.
Таким образом, важно отметить, что связная
речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования
происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов
и психологов.
Развитие речи является целенаправленной педагогической
работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических
методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками
необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого
с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях
и в процессе игровой деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические
особенности развития речи дошкольников
Развитие личности ребенка
не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не рождается
со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и причин появления
правильного и четкого произношения звуков и связывания слов между собой, последовательного
изложения своих мыслей у ребенка, не существует. Поэтому процесс овладения речью
является достаточно сложным и психически многосторонним, когда появления и дальнейшее
развитие речи опирается на множество факторов [11].
Формирование речи происходит
только тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат у ребенка достигает
определенного уровня. Однако важно отметить, что даже при наличии достаточно развитого
речевого аппарата, сформированного мозга и хорошего физического слуха, без речевого
окружения ребенок никогда не будет говорить. Поэтому важной особенностью является
речевая среда, которая способствует как появлению у ребенка речи, так и ее дальнейшее
правильное развитие [1].
Такой исследователь как А.А.
Леонтьев, рассматривал язык и речь как частное применение языка с позиции специфической
деятельности человека. Автор говорит о том, что язык является объективной основной
для речевой деятельности человека. Помимо этого, он отмечал, что речевая деятельность
необходима для создания социального смысла коммуникации, изучая вопросы общения
как деятельности [15].
По мнению Д.Б. Эльконина,
формирование речи протекает так же, как и развитие предметного действия. Исследователь
говорит о том, что слово для ребенка в раннем возрасте является так называемым орудием,
которое он использует наиболее часто, в связи с чем и происходит интенсивное развитие
речи. Так, ребенок практически за два-три года полностью овладевает родным языком,
а если воспитывается в двуязычной среде, то двумя. Автор, продолжая свое сравнение,
говорит о том, что также как и овладение каким-либо орудием, овладение навыком слова
проходит процесс дифференциации, насыщения предметным значением, а после переноса
в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается [32].
Такие исследователи как Л.С.
Выготский и А.Р. Лурия напрямую связывают все психические процессе ребенка с развитием
речи. Так, мышление, восприятие, память, внимание и воображение зависят от развития
речи. Поэтому следует отметить, что воспитание чистой речи у дошкольников становится
одной из общественно важных задач [5; 17].
Психологи говорят о том, что
связная речь представляет собой такую, которая передает смысловое содержание, отражая
при этом все связи предметного содержания речи. Сформированность связной речи заключается
в том, что ребенок имеет достаточный уровень развития ситуативной, конкретной, диалогической,
монологической речи и связности высказываний [21].
Ситуативная речь представляет
собой социально-направленную речь, которая необходима для построения общения с другим
человеком. Конкретная речь опирается на необходимость соблюдения адекватности общения.
Формирование диалогической речи напрямую зависит от развития навыка общения дошкольников
с окружающими людьми. Диалогическая речь необходима для полноценного построения
диалога, а ее формирование связано с процессом социализации дошкольников [13].
Наряду с диалогической речью
происходит развитие умения высказывать связно свои мысли, в первую очередь, применяя
простые предложения, а в процессе развития речи – сложные, которые представляют
собой повествовательные высказывания, посредством которых дети выражают собственные
мысли. Притом важная роль для формирования такого умения заключается в достаточном
уровне развития монологической речи [10].