Курсовая теория на тему Развитие навыков межкультурной компетенции как инструмент достижения консенсуса в многонациональном государстве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Уровень межкультурной компетентности как фактор межкультурного взаимодействия 4
Глава 2. Методы развития навыков межкультурной компетентности 12
Глава 3. Влияние межкультурной компетентности индивида на достижение взаимопонимания в многонациональной среде 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
В XXI веке становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости разных стран, народов и их культур. Именно расширение коммуникации и мобильности, ведущее к быстрому росту контактов между организациями, группами и отдельными представителями разных стран и культур, является одной из самых ярких особенностей современности. Данный процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Россия не стала исключением. Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня Россия является одной из самых поликультурных стран мира. На сегодняшний день невозможно найти ни один регион Российской Федерации, который не испытал бы на себе воздействие со стороны культур других народов.
Всего в России проживает около 200 различных народов, и межкультурная коммуникация является неотъемлемой частью жизни каждого жителя нашей страны.
Неслучайно исследования современных ученых посвящены проблемам понимания разными национальностями своей национальной идентичности и поиску путей бесконфликтной межкультурной коммуникации [2; 6].
Актуальность исследования заключается в выявлении основ межкультурной компетенции как инструмента достижения консенсуса в многонациональном государстве. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих речевое общение как способ коммуникаций. Предмет исследования – особенности, присущие речевому общению как способу коммуникаций.
При написании данной работы целью является выявление содержания межкультурной компетенции как инструмента достижения консенсуса в многонациональном государстве. Для осуществления этой цели выполняются следующие задачи:
— рассматриваются теоретические основы межкультурной компетенции как инструмента достижения консенсуса в многонациональном государстве;
— анализируется специфика межкультурной компетенции как инструмента достижения консенсуса в многонациональном государстве.
Одним из предметов интереса многих ученых (Е.И. Гарбер, Э.Ф. Зеера, Е.М. Ивановой, А.К. Марковой, И.М. Синагатуллина и др.) были вопросы, связанные с формированием ключевых компетенций, межотраслевых и межкультурных знаний, навыков и умений, необходимых для эффективной деятельности специалиста. В работах Г.В. Елизаровой, С.Г. Тер-Минасовой, И.И. Халеевой и др. формирование межкультурной компетенции рассматривается на базе контекста конкретных компетенций. Основой ключевых компетенций являются общие навыки обучения, на которые обратили внимание в работах Ю.К. Бабанский, Е.И. Бойко, В.В. Краевский, E.H. Кабанова-Меллер, A.M. Левинов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.И. Орлов, К.К. Платонов, A.B. Хуторской и др. [6, с. 214].
Изучение общих принципов организации, содержания, форм, методов и приемов межкультурного обучения нашло свое отражение в работах Н.Д. Гальсковой, O.A. Леонтович, И.Л. Плужник, С.Г. Тер-Минасовой, P.M. Фатыховой, В.П. Фурмановой, И.И. Халеевой и др. Исследование В. В. Ощепковой посвящено изучению культурных, этнографических и типологических аспектов лингвострановедения. В работах В. В. Сафоновой отражены особенности межкультурной коммуникации в контексте диалога культур и социально-культурного подхода, вопросы стандартизации высшего образования – в работах В.И. Байденко, Ю.Г. Татура и др.
В некоторых своих работах национальные эксперты по связям с общественностью (И.В. Алешина, Б.Л. Борисов, М.А. Василик, И.Л. Викентьев, В.Т. Ганжин, Т.Э. Гринберг, А.Б. Зверинцев, Т.Ю. Лебедева, Д.Е. Филиппов, В.А. Моисеев и др.) описали особенности PR-отрасли в России [8, с. 212].
Методы, используемые в работе – обобщение, описание, метод сравнения. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
По результатам проведенного исследования, мы можем прийти к следующим выводам.
Современные концепции анализа современных трансформационных процессов отмечают значимость такого понятия как межкультурная компетентность.
Следует особо отметить, что помимо вербальных техник и обращения к родному языку, в таких занятиях используются невербальные средства. Это подкрепляется использованием большого количества невербальных техник: историю или проблему можно не только обсуждать, но и изображать в виде пантомимы, статуй главных героев и т.п.
Еще одним способом развития этнокультурной компетентности являются тренинговые технологии. В них могут быть включены общекультурные симуляционные игры. Российский аналог известной игры BAFA. BAFA называется «Диалог культур» и был разработан Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко и др.
С учетом указанных миграционных процессов, целесообразно отметить значимость понимания ценностных компонентов, обусловленных этнокультурными особенностями, как одной из компетентностей современных управленцев, педагогов и менеджеров.
Внедрение систем дополнительного образования и повышения квалификации позволяет дать управленцам представления о специфике решения конфликтных ситуаций в межэтническом общении на разных уровнях исполнения своих обязанностей (в работе с населением, в общении в трудовом коллективе и т.д.), влиянии социальных стереотипов и установок в профессиональном общении; позволит оценить и повысить уровень толерантности в обществе.
Подобные программы существуют и для преподавателей в рамках звена общего образования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Уровень межкультурной компетентности как фактор межкультурного взаимодействия
В основе компетентностного подхода лежат категории «компетенция» и «компетентность». Компетенция – совокупность качеств личности, то есть знаний, умений, навыков, используемых по отношению к определенным предметам и процессам. А компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его отношение к ней и предмету деятельности. Она может проявляться лишь в определенной деятельности. [3]
Известны различные мнения учёных о компетентностном подходе в разное время его становления и развития. О. Е. Лебедев считает, что компетентностный подход — это совокупность принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. А.М. Митяева говорит о необходимости перехода отечественной образовательной системы в новое качественное состояние на основе реализации компетентностного подхода как методологического принципа проектирования многоуровневого образования. Д.С. Ермаков определяет компетентностный подход как метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности. [3]
Если говорить более подробно, то компетенции — это методы воздействия, которые обеспечивают продуктивное выполнение профессиональной деятельности, возможности человека осуществить на практике свою компетентность. В центре любой компетенции находятся некие способности – это совокупность способов действий в определенных обстоятельствах. Без них компетенции не будут реализованы.
С точки зрения компетентностного подхода основным результатом образования должны стать ключевые компетенции. Таковыми являются: политические, коммуникативные, социальные, межкультурные, информационные и другие. Они нужны для получения новых знаний и адаптации этих знаний к новым требованиям и к меняющейся ситуации своего профессионального и карьерного роста. [1]
Помимо ключевых компетенций, есть ещё два основных типа – это профессиональные компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности, и сквозные компетенции, так называемые «мобильные», относящиеся к социальным, коммуникативным и другим компетенциям, необходимые для эффективного труда в пределах разных профессий и сфер деятельности. Профессиональные означают качество, состояние специалиста, обеспечивающее его физическое, психическое и духовное соответствие требованиям определенной профессии, специализации, специальности, стандартам квалификации, должности. Сквозные делятся на навык организации рабочего места, навык общения с коллегами и руководством, навык обеспечения безопасности жизнедеятельности и, наконец, навык охраны окружающей среды. [1]