Курсовая теория на тему «Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников в дидактической игре»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
формирования наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1 Общая характеристика мышления. 5
1.2.Особенности
наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. 10
1.3.Дидактическая игра как средство развития
словесно-логического мышления старших дошкольников. 13
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 22
Введение:
Изучение умственного
развития в детском возрасте имеет прочные традиции как в зарубежной, так и в
отечественной психологии. Проблемами интеллекта и его диагностики на
теоретическом и экспериментальном уровнях занимались такие выдающиеся ученые,
как Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Н. Н.
Поддьяков и другие [5; 54].
Классик отечественной
психологии С. Л. Рубинштейн определил понятие мышления, как познавательный
процесс, который расширяет границы нашего познания. По его мнению важная задача
мышления предполагает выявление связей и отношений, которые существуют между
предметами и явлениями и находятся за пределами воспринимаемой реальности [6;
82].
В начале дошкольного
возраста мышление ребенка вплетено в его игровую и практическую деятельность.
Существенное влияние на развитие мышления у детей оказывают такие виды детской
деятельности, как игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная,
изобразительная, конструирование (развивает пространственное мышление).
А. А. Люблинская показала,
что у детей впервые возникают представления о связях и отношениях между
предметами и явлениями при преодолении затруднений, связанных с выполнением
практического действия. Безусловно возникающие представления оказывают
существенное влияние на решение ребенком практической задачи, что придает
устремленность на поиск правильного решения и определенную направленность
процессам мышления [1; 219]. Мышление ребенка трех лет
является наглядно-действенным. Он решает задачу путем непосредственного
действия с предметом. Ребенок может справиться с простым заданием по
конструированию, по образцу взрослого, осуществить постройку из нескольких
деталей разного цвета и формы. К концу старшего дошкольного возраста мышление
ребенка начинает меняться. Ребенок может выполнить задание не только
практически, но и умственно, опираясь на образные представления, а не на
действие. Мышление становится наглядно-образным. Ребенок этого возраста может
соорудить постройку по схеме, а не по образцу взрослого.
Таким образом, тема актуальна,
поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра.
Посредством взаимодействия с предметами в процессе игры, дети не только
расширяют свое миропонимание, но и развивают мышление. Ребенок мыслит,
используя различные образы и слова, которые сформировались у него на основе
предыдущего опыта. В дошкольном возрасте возможности детей усиливаются, что в
первую очередь проявляется в детских играх [8, с. 126].
Объект исследования:
мышление детей дошкольного возраста.
Предмет исследования:
особенности мышления детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования:
изучение особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
психологическую литературу по проблеме исследования: мышление у детей 5-6 лет;
2. Подобрать
методики для изучения мышления детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить
особенности мышления детей 5-6 лет; Охарактеризовать
Заключение:
Можно сделать вывод, что
развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста играет немаловажную
роль в познании окружающего мира, формирование его оказывает большое значение
на всестороннее развитие личности. Мышление детей данного возраста является
целенаправленным. Мыслительные операции такие, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстракция и классификация есть средства самого мыслительного
процесса, начинающегося с осознания ребенком проблемной ситуации. Дети старшего
дошкольного возраста сравнивают предметы по форме, цвету и величине,
анализируют полученные данные и устанавливают сходства и различия. Знакомство
ребенка со свойствами и качествами предмета или явления способствует развитию
обобщения. Обобщение помогает ребенку раскрывать существенные признаки
предмета. Благодаря обобщению, развитию речи, расширению знаний об окружающей
действительности и умению находить существенные признаки предмета или явления у
детей формируется умение классифицировать предметы.
Таким образом, в
результате формирования мыслительной деятельности ребенком усваиваются
следующие мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, классификация. Это и есть основные компоненты мышления, которые
взаимосвязаны между собой.
Дошкольный возраст – это
основной период, когда происходит развитие основных знаний, умений и навыков,
формирование личности ребенка и интеллекта. Развитие мышления является важным
психическим новообразованием, с помощью которого ребенок познает как самого
себя, так и окружающий мир.
В старшем дошкольном
возрасте у детей формируется наглядно-образное мышление, его возникновению
способствует развитие речи. Развитие познавательных процессов (память,
внимание, воображение) помогает ребенку использовать образы, а не действия с
реальными предметами. На формирование наглядно – образного мышления оказывают
существенное значение наблюдение в природе, различные экскурсии, продуктивные
виды деятельности, такие как лепка, рисование, конструирование из бумаги и
бросового материала.
Такая деятельность с
детьми данного возраста способствует развитию образных форм мышления и
становление следующих качеств личности: активности, инициативности,
целеустремленности, умению планировать свою деятельность.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования
наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Общая
характеристика мышления С давних пор мышление
привлекает внимание психологов, которые стремятся познать механизмы его
возникновения и функционирования. На протяжении долгого времени мышление
рассматривали в широком смысле, позже это понятие сузилось и стало
рассматриваться как способность решать задачи.
Исследование мышления как
познавательного процесса нашло отражение в трудах Л. С. Выготского, С. Л.
Рубинштейна, А. В. Брушлинского, Л. М. Веккера и других. По мнению психологов,
мышление отчетливо отражается в процессе решения проблемной ситуации и
определяется как обобщенное отражение действительности. Проблемная ситуация
служит пусковым механизмом включения активного мыслительного процесса. Работа мыслительной деятельности начинается с
возникающих вопросов и умения увидеть проблему, найти пути ее решения. Мышление
человека формируется в процессе его познавательной деятельности [11, с. 67].
В психологии традиционно
выделяют такие особенности мыслительного процесса, как обобщенность,
опосредованность и отражение существенных связей и отношений между предметами и
явлениями. Перечисленные характеристики на уровне мышления подчинены друг
другу. Важный признак мышления – обобщенное познание действительности. Опыт
человека не всегда может дать нам достаточно материала для обобщения. Обобщая,
мы познаем сущность предмета или явления. Посредством мышления мы познаем общие
признаки, закономерности и связи между предметами и явлениями. Исходя из этого
можно сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей [13,
82].
Способность мыслить
отражена в самом названии человека как особого вида – «Человек разумный». Рене
Декарт, определив человека как «вещь, которая думает», возложил на мышление
ответственность за уникальность статуса человека в эволюционном процессе.
Только человеку свойственна возможность осмыслить факт своего существования. Мыслительный
процесс осуществляется в форме суждений.
Суждение
– форма мышления, при которой что-либо утверждается или отрицается. Суждение
может быть истинным или ложным. Истинное суждение основано на знании о предмете
или явлении, ложное суждение выражено незнанием.
Переход от неизвестного к
новому — основная функция мышления. Человек мыслит, чтобы понять окружающий мир
и свое место в нем. Получение новых знаний возможно не только через ощущение и
восприятие, но и с помощью выводов. К выводам человек приходит с помощью
рассуждений. Работа мысли над суждением, которая направлена на проверку его
истинности, называется рассуждением [12,
с. 421].
Умозаключение
– форма мышления, позволяющая сделать вывод из ряда суждений. Различают два
вида умозаключений:
Индукция
– умозаключение от частного случая к общему. Индукция начинается с накопления
знаний о предметах или явлениях. Обобщая полученные сходные признаки приходим к
общему выводу или заключению.
Дедукция
– умозаключение от общего суждения к единичному. Оба вида умозаключения тесно
взаимосвязаны.
Обобщения, сделанные
человеком в процессе мышления, закрепляются в понятиях. Понятие – форма мышления, отражающая общие и существенные свойства
предмета или явления. Например, у стола есть много признаков: цвет, форма, размер,
материал. Существенными будут являться лишь те, которые и делают стол столом,
например, стол – это предмет мебели.
Мыслительная деятельность
человека включает в себя следующие мыслительные операции: сравнение, анализ и
синтез, абстракцию, обобщение и конкретизацию.
Сравнение
– сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различий
между ними. Сравнивая предметы и явления, мы можем увидеть, что в одном случае
они сходны, а в другом – различны. Нахождение сходства и различий зависит от
свойств предмета или явления, которые для нас являются главными. Сравнивая,
человек выделяет те черты, которые имеют существенное значение.
Анализ – мысленное разделение предмета или явления на части.
Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделить в нем части и постепенно
узнавать, из каких частей он состоит. Например, у растения можно выделить
корень, стебель, листья, цветок – разделение целого на части. Анализом также
является и мысленное выделение отдельных свойств или признаков предмета. Например,
выделение