Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие музыкальных способностей у детей 4-5 лет посредством музыкально-дидактических игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития
музыкальных способностей у детей 4-5 лет посредством музыкально-дидактических
игр. 5

1.1. 
Психолого-педагогическая характеристика детей 4-5 лет. 5

1.2. Сущность понятия “музыкальные способности”. 7

1.3. Методика использования музыкально-дидактических игр,
направленных на развитие музыкальных способностей. 9

Глава 2. Методические аспекты развития музыкальных
способностей у детей 4-5 лет посредством музыкально-дидактических игр. 14

2.1. Обобщение опыта работы  по развитию музыкальных способностей у детей
4-5 лет в дошкольном учреждении. 14

2.2.Рекомендации по использованию музыкально
-дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей у детей
4-5 лет в домашних условиях. 16

Список использованной литературы.. 23

Приложение. 25

 

  

Введение:

 

 

В программе «От рождения до школы» есть раздел
«Художественно-эстетическое развитие», в рамках которого должны проводиться
музыкальные занятия и различные праздничные мероприятия. Как показывает
практика, зачастую существующих материальных ресурсов может быть недостаточно
для обеспечения педагогической деятельности музыкального руководителя
(отсутствуют музыкальные инструменты, записи произведений и т.д.).  

На современном этапе образовательная программа
дошкольного образования является обязательным нормативным и управленческим
документом дошкольной образовательной организации. В соответствии со статьёй 12
п. 6 Федерального закона РФ № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»
образовательные программы дошкольного образования «разрабатываются и
утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных
программ дошкольного образования» [4, с. 44].

С 2013
года основой для разработки Основной образовательной программы дошкольной
образовательной организации и разработки вариативных примерных образовательных
программ дошкольного образования является Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, направленный на решение задач
«…формирования общей культуры личности детей, интеллектуальных качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности» [3, с. 4]. 

 Актуальность
в том, что действенный способ преподнести детям разнообразный  большой объем теоретических знаний о музыке
именно в игровой форме, которая является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому
тема нашей курсовой работы является актуальной».

Объект исследования: художественно-эстетическое
воспитание детей   

Предмет исследования: развитие
музыкальных способностей у детей 4-5 лет с помощью  музыкально-дидактических
игр.

Все
вышеперечисленное обусловило цель работы: теоретическое обоснование  и изучение опыта работы по развитию 
музыкальных способностей у детей 4-5 лет посредством
музыкально-дидактических игр

В процессе работе решались следующие
задачи:

–изучить особенности музыкальных
способностей детей 4-5 лет
.

– определить содержание понятия
«музыкальные способности», «музыкально-дидактические  игры»
.

– изучить опыт работы музыкальных
руководителей по развитию музыкальных способностей детей с помощью
музыкально-дидактических игр.

— разработать рекомендации по  развитию музыкальных способностей  у детей 4-5 лет в домашних условиях.

 Методологическая
основа исследования: теоретические положения Льва Семёновича Выготского, Бориса
Михайловича Теплова; по использованию музыкально-дидактических игр Ольги Петровны
Радыновой, Натальи Алексеевны Ветлугиной, Людмилы Николаевны Комиссаровой, Ирины
Леонидовны Дзержинской

Методы исследования:
изучение педагогической и методической литературы по теме исследования; метод
анализа, обобщения и синтеза;

Практическая
значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в практике
работы воспитателей и музыкальных руководителей в детском саду, а также
родителями в домашних условиях.

Структура работы. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В
настоящее время существует ряд проблем, связанных с использованием методик в отношении
музыкальных способностей дошкольников. Несмотря на то, что теоретических и
теоретических материалов по проблеме исследования довольно много, отсутствует
система ее точного использования на практике дошкольных учреждений [17,с.54].

В то
же время, несмотря на большое количество публикаций, многие из них не
способствуют раскрытию ряда аспектов. Так, безусловно, возрастные особенности
детей учитывают по части утомляемости, физических нагрузок, однако
эстетическая, познавательная составляющие остаются не до конца проработанными
[20,с.54].

 Музыка в настоящее время используется на
различных занятиях в детском саду, способствуя художественному развитию детей
различных возрастных групп. Так, на занятиях по изобразительному искусству
музыка создает творческую атмосферу, необходимую для художественного и
эстетического развития дошкольников. Посредством музыкальных образов
формируются идеи для самовыражения в красках. Кроме того сам процесс рисования
для детей под музыку более интересен, чем без нее. Если говорить о развитии
дошкольников, то в силу возраста у них до 6 лет еще сохранена образность
мышления, они фантазируют, выдумывают, ввиду чего, каждый мотив произведения
может стать темой для красочного его отражения.

Как показывает практика
даже на уроках изобразительного искусства, зачастую музыка используется не
должным образом. Отсутствует тщательный подбор произведений, основанный на
психологических факторах каждой возрастной группы (особенности развития,
восприятия и т.п.). Также нецелесообразно использование средств музыки на всех
занятиях, поскольку для малышей это скоро будет не ново и не будет вызывать
ярких эмоций. В поиске этого баланса и заключается задача педагогов.

Формирование творческой
атмосферы посредством музыки сложнейшая задача и подходить к ней следует
скрупулезно, учитывая каждую мелочь. Однако если соблюдены все правила, учтены
особенности всех детей, произведения подобраны верно, длительность их
воспроизведения оптимальна, то ребенок откроет для себя новый мир образов,
творчества, эстетики.

Таким образом, для того, чтобы эффективно прошла работа
по развитию музыкального способностей у детей в процессе использования
музыкально-дидактических игр, необходимо учитывать следующие педагогические
условия:

1. Музыкально-дидактические игры должны, прежде всего,
отвечать требованиям современных положений теории отечественной дидактики.

2. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и
доступны, должны позволять детям самостоятельно упражняться в усвоении способом
сенсорных действий и формировать умение различать, сопоставлять свойства
музыкальных звуков, а также формировать умение воспроизводить и эстетически
переживать музыкальное произведение.

3. Содержание, игровые действия, игровые правила
музыкально-дидактической игры должны способствовать систематическому и
планомерному развитию динамического, тембрового, звуковысотного слуха и чувства
ритма.

4. Музыкально-дидактические игры должны включаться во все
составляющие педагогического процесса и, в том числе, особо в процесс
самостоятельной разнообразной музыкальной практики.

 

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты развития музыкальных способностей у детей 4-5 лет
посредством музыкально-дидактических игр

1.1. 
Психолого-педагогическая характеристика детей 4-5 лет

Средний дошкольный возраст — это наиболее благотворный
период для первоначального целенаправленного развития музыкальных способностей.
Уже в этом возрасте приобретённый сравнительно устойчивый внутренний мир
позволяет использовать педагогические методы, направленные не только на
развитие музыкальности, но и на развитие начальных основ музыкальной культуры.
Это обусловлено тем, что музыкальное воспитание делает возможным наиболее
полное раскрытие всех психологических качеств личности ребёнка

Психическое развитие ребенка-дошкольника отличается
необычайным разнообразием динамичностью. Ключевые направления этого процесса
связаны с развитием способностей ребенка, позволяющих ему самостоятельно
обобщать уже имеющийся эмпирический (чувственный) опыт, анализировать новые
ситуации и находить пути решения различных задач.

Существуют общие тенденции возрастного развития 4-5 лет. В этом
возрасте дети активно проявляют творческую фантазию. С удовольствием пробуют
играть на музыкальных инструментах, определяют простыми словами характер
музыкального произведения. Для того, чтобы ребенок лучше воспринимал музыку,
необходимо выбирать музыкальные произведения с выразительной мелодической
линией. Полезно заранее подбирать иллюстрации, игрушки, стихи, придумывать
небольшие сюжеты.

Как правило, дети в возрасте 4-5 лет наблюдательны, способны определить:
музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в
пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют
мелодию (рояль, скрипка, баян и т.д.). Ребенку понятны требования: как надо
спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске
.

В данном возрасте голосовой аппарат ребенка укрепляется, голос
приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в
пределах нот от «ре» до «си» первой октавы. Певческие интонации становятся
более устойчивыми,
налаживается вокально-слуховая координация. Освоение
основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – дает возможность детям шире
использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая
другим, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие
проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от
индивидуальных склонностей и способностей
.

Дети 4-5лет уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря
 слушанию, пению, музыкально-ритмическим
движениям, игре на детских музыкальных инструментах и творчество.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют значительно
больший интерес к инструментальной музыке. Они различают не только характер
произведения, но и его жанр (танец, марш, песня, начинают высказывать свое
отношение к нему.

Дети 4-5 лет уже могут петь выразительно, брать дыхание
между фразами, произносить слова правильно и ясно; петь согласованно, начинать
и заканчивать вместе, мелодию петь чисто.

В данном возрасте дети поют от «до» первой октавы до «ля» первой октавы.

Самостоятельность при исполнении танцев, игр и упражнений
у детей среднего дошкольного возраста уже может проявляться. Они начинают
движения после вступления, меняют их в зависимости от формы (двух или
трехчастной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий); выполняют
движения согласованно, соблюдая заданный темп; передают игровые и танцевальные
художественные образы; двигаются по кругу.

Таким образом, дети 4-5 лет могут высказывать суждения о
музыке, оценивать ее и качество собственного пения; у них уже есть любимые
произведения; они проявляют самостоятельность при исполнении песен и танцев;
узнают мелодии по вступлению и заключению; любят ритмические движения; в играх,
упражнениях и танцах передают характер произведения; исполняют программные
танцевальные движения и могут использовать их в свободной пляске
.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы