Детская литература с практикумом Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие мотивации учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические
основы стимулирования и повышения мотивации учащихся в процессе обучения. 6

1.1. Характеристика учебной
мотивации. 6

1.2. Строение мотивации
учения. 11

Глава 2. Особенности
развития мотивации учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе. 15

2.1. Методические основы
формирования читательской мотивации в начальной школе  15

2.2. Развитие мотивации к
чтению на уроках литературы в начальной школе. 21

Заключение. 24

Список используемой литературы.. 26

  

Введение:

 

Актуальность работы. Современная
система образования является социальным институтом, на который возложены задачи
не только по передаче подрастающему поколению знаний и прежнего опыта, однако и
задачи, которые связанные с формированием полноценной, во всех отношениях,
личности, которая способна к творческому мышлению, которая осознает себя
субъектом деятельности.

В
тоже время школа призвана сформировать в учениках систему качеств, которые
способствуют их будущему саморазвитию, самореализации, которые обеспечивают их
состоятельность и успешность в жизни.

Мы
считаем, что ключ к решению поставленных заключается в формировании и развитии
сферы внутренних мотивов учащегося к учебной деятельности в общем.

Мотивация
к учению является той гранью личностных качеств, способствующей осуществлению
учебной деятельности учащимся не по принуждению, а из осознания важности и
необходимости этого процесса, понимания его смысла и значимости для будущего
саморазвития, самореализации и самоутверждения в жизни.

Однако
зачастую в образовании, мотив к учению вырван из общей иерархии мотивов учебной
деятельности и рассматривается педагогами обособленным, самостоятельным, не
зависимым от других мотивов. Хотя существует много мотивов, которые
предшествуют по иерархической лестнице мотивации к учению. А главенствующий
мотив – это мотив к самоутверждению.

Изучение
мотивации и ее формирование является двумя сторонами одного и того же процесса
воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика.

 Изучение мотивации заключается в выявлении ее
реального уровня и возможных перспектив, а так же зоны ее ближайшего развития.
Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.

В
тоже время в процессе формирования мотивации вскрываются ее новые резервы.

Формирование
мотивации было бы неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову
ученика готовых, извне задаваемых целей и мотивов учения.

На
самом деле формирование мотивов учения является созданием в школе условий для
появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их
учеником и будущего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Учитель
при этом не занимает позицию наблюдателя за стихийно складывающейся и
развивающейся мотивационной сферой учащихся, а стимулирует ее развитие системой
психологически продуманных методов и приемов.

Учебная
мотивация является частным видом мотивации, который включен в деятельность
учения.

Выявлено,
что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, которые имеют различное
происхождение и различную психологическую характеристику.

Одни
из них являются познавательными мотивами, которые заложены в ней самой,
связанные с процессом и содержанием учебного процесса.

Иные,
т. н. социальные мотивы учения, пусть и лежат вне самого учебного процесса, но
способны существенно влиять на его результат.

Они
порождаются всей системой существующих отношений между ребенком и окружающим
миром, связаны с потребностями в общении с другими людьми, в их оценке и
одобрении, в желании занять определенное место в системе социальных отношений.

Данные
мотивы побуждают учебную деятельность при помощи сознательно поставленных
целей.

Основываясь
на закономерностях формирования мотивации, можно вывести закономерность формирования
мотивации к учению: мотивация к учению будет тем выше, чем результативней
проектная деятельность влияет на самоутверждение учащихся.

Цель исследования – изучить
особенности развития мотивации учащихся на уроках литературного чтения в
начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. дать характеристику учебной
мотивации;

2.
изучить строение мотивации учения;

3.
проанализировать методические основы формирования читательской мотивации в
начальной школе;

4.
изучить особенности развития мотивации к чтению на уроках литературы в
начальной школе

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация
учения – это система целей, мотивов и потребностей, побуждающих человека
овладевать способами познания, знаниями, быть активным в учебной деятельности,
сознательно относиться к учению, то есть то, что определяет, побуждает учебную
активность детей.

Формирование
мотивации является одним из составляющих личностных универсальных учебных
действий, что диктуется Федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования.

Особенности
формирования мотивации учебной деятельности младших школьников изучалась такими
учеными, как Л.И. Божович, С.М. Бондаренко, Н.Ф. Талызина. Согласно Л.И.
Божович, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве
мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и
переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность.

Развитие
мотивов учения является важным показателем сформированности внутренней позиции
школьника.

Важную
роль для формирования мотивационной готовности к обучению имеет развитие
познавательной потребности ребенка, а именно интерес к собственно
познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями.

Произвольность
деятельности и поведения обеспечивает соподчинение мотивов – способность
ребенка подчинять свои импульсивные желания, осознанно следовать поставленным
целям.

В
этой связи возникают и формируются новые моральные мотивы – чувство долга и
ответственность.

Можно
предположить, что для создания позитивной мотивации учения на уроке, основные
действия учителя могут быть следующими:


организация живого диалога между детьми, чтобы выявить общий уровень усвоения
учебного содержания;


оказание помощи учащимся при включении в работу;


создание ситуаций, которые стимулируют интерес к изучению нового учебного
материала;


использование в начале урока только трех типов высказываний – похвалить
ученика, направить или уточнить, заново объяснить то, что не понято.

Данная
система действий будет обеспечивать позитивный настрой, формирование позитивной
мотивации и готовность школьников к новым познавательным действиям.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы стимулирования
и повышения мотивации учащихся в процессе обучения

1.1. Характеристика учебной мотивации Мотивация учения представляет собой частный вид
мотивации, включенной в деятельность учения.

На сегодняшний день учебная мотивация трактуется с
разных точек зрения. Так, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, в рамках своих
исследований, под мотивом учебной деятельности понимают некую направленной
индивида на определенные аспекты учебной деятельности, которые связаны с
внутренним отношением к ней. А, Г.Н. Хамедова отмечает, что мотивация учебной
деятельности является опосредованным внутренними и внешними факторами процесса
побуждения индивида к учебной деятельности для достижения образовательных
целей.

При этом, учебная мотивация может быть определена
рядом специфических требований, таких как:

· образовательная система в рамках
которой она проявляется (образовательное учреждение: школа, колледж, вуз и т.
п.);

· непосредственно процесс организации
образовательного процесса;

· наличием неких субъективных
особенностей индивида (пол, возраст, анамнез, уровень интеллектуального
развития, амбиции, уровень выраженности самооценки, социальный статус и т. д.);

· наличием неких субъективных
особенностей педагога (уровень квалификации, удовлетворенность профессиональной
деятельностью, взаимодействие с учениками и т. д.);

· спецификой учебного предмета.

Таким образом анализ литературы продемонстрировал, что
самой изученной является мотивация учения школьников. Меньше внимания
исследователи уделили изучению учебно-профессиональной мотивации студентов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы