Курсовая теория на тему Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением интеллекта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Факультет психологии и педагогики 1
Кафедра педагогического и специального образования 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 7
1.1. Психомоторное развитие в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта 12
1.3. Особенности мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта #
1.4. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением интеллекта #
Выводы по главе 1 #
Заключение #
Список использованной литературы и источников #
19.    Дворова, И.В.  Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни. / И.В. Дворова, О.П. Рожков. – Москва : МПСИ Модэк,  2007. – 266 с. – Текст : непосредственный #
Введение:
Актуальность исследования. Моторное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сенситивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной работы.
Каждый возрастной период развития ребенка отвечает за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Такое положение говорит о том, что очень важно создавать благоприятные условия для развития ребенка, которые в свою очередь приведут к успеху умственного развития и эстетического восприятия мира, зависящие от моторного развития дошкольников.
Недостаточное моторное развитие ребенка-дошкольника приводит к возникновению трудностей, которые связаны с этапом начального уровня образования. Все это указывает на важность и актуальность рассмотрения вопроса развития моторики у детей дошкольного возраста, в частности мелкой моторики. Дошкольный возраст – это этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет (Л.С. Выготский) [12].
М.М. Кольцова в своих трудах отмечает, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [27].
Однако в последние годы число детей с нарушением интеллекта значительно увеличилось, у них отмечается разная степень отставания в развитии навыков мелкой моторики. Они позже, чем дети нормы, начинают тянуться к игрушке, стоять, ходить. Как следствие, ребенок отстает в развитии познания окружающего мира, ориентации в пространстве, овладении культурно-гигиеническими, трудовыми навыками и навыками самообслуживания (Л.С. Выготский) [12].
В связи с этим существует необходимость использования различных средств и методов по формированию навыков мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением интеллекта. Одним из таких методов выступает использование пальчиковых игр, инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев (О.И. Крупенчук) [29].
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.  
Предмет исследования: пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель исследования: обобщить и систематизировать современные научные представления по проблеме развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. 
Задачи: 
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
3. Охарактеризовать особенности развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. 
3. Охарактеризовать пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями
Методологической основой работы явились фундаментальные исследования общих закономерностей коррекционно-развивающего педагогического процесса, опирающиеся на идею комплексного подхода - одного из основных принципов обучения и воспитания (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец); учение об общих и специфических особенностях аномального развития (В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф); учение о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях (П.К. Анохин, Л.С. Выготский); теоретическая концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); учение о коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями развития; о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Н.А. Бернштейн); о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин);
Теоретическая значимость: заключается в обобщении и систематизации современных научных представлений по проблеме исследования. 
Практическая значимость: материал исследования может быть использован педагогами, работающими с данной категорией детей, может служить основой для написания научной статьи, разработки консультации для родителей специалистами ДOО, может использоваться студентами при подготовке к практическому занятию.
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы из 64 источников.
Заключение:
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта показало, что мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных движений пальцев и кистей рук, сопровождающееся зрительной системой и ориентацией в пространстве.
При этом мелкая моторика рук взаимосвязана с различными познавательными процессами, среди которых восприятие, внимание, мышление и воображение ребенка. Развитие мелкой моторики оказывает влияние на развитие речи, координации движений, способствует развитию наблюдательности, зрительной и двигательной памяти детей.
Важность развития навыков мелкой моторики заключается в том, что дальнейшая жизнь ребенка требует применения точных, координированных и автоматизированных движений кистей и пальцев, необходимых для одевания, рисования и письма, а также для выполнения разных бытовых и учебных задач.
Кинетические импульсы рук оказывают влияние на совершенствование речи. А развитые и усовершенствованные движения пальцев рук помогает более эффективно формировать у ребенка речь.
Пальчиковые игры являются эффективным средством для развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта. Их возможности заключаются в том, что они оказывают благотворное влияние на развитие ловкости, координации, гибкости и точности движений пальцев и кистей рук, способствуя тем самым развитию зрительно-моторной координации, а также развивая мышление и речь ребенка.
Наличие разнообразных видов пальчиковых игр способствует применению дифференцированного и личностно ориентированного подхода в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
С целью преодоления указанных недостатков развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта можно использовать следующие направления работы:
1. Совершенствование координации и синхронизации движений мелких мышц на обеих руках.
2. Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллекта, совершенствование умения менять движения кистей и рук, опираясь на образец.
3. Доведение движений мелкой моторики до автоматизированного навыка, который будет способствовать так же развитию точности движений пальцев и кистей руки ребенка.
4. Закрепление умений детей к распределению мышечной активности и произведение точных движений.
5. Воспитание у дошкольников с нарушением интеллекта позитивного отношения к таким видам деятельности, которые требуют активность движения пальцев и кистей рук.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Психомоторное развитие в онтогенезе
Мелкая моторика является составной частью двигательной сферы ребёнка и имеет большое значение в его психофизическом развитии.
В рамках нашей работы изначально целесообразно рассмотреть понятие общей моторики.
Н.А. Бернштейн даёт следующее определение понятию моторика – двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой автор понимает последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи  [5].
Современная педагогическая и психологическая литература чаще использует понятие «моторика», которое можно трактовать в широком и узком смысле. Так, в широком понимании моторика представляет собой двигательную сферу и телесно-двигательные проявления психики человека (М. Гуревич, Н. Озерский). В узком понимании, моторика является внешними движениями человека, которые рассматриваются без сопутствующих смысловых компонентов. Именно такое понимание моторики можно встретить во множестве подходов к психодиагностике двигательного развития ребенка  [18].
Различают крупную и мелкую моторику. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Е.А. Смирнова трактует понятие крупной (общей) моторики следующим образом: крупная (общая) моторика – это «разнообразные движения рук, ног, тела, то есть, по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела» [51].
Также автором даётся определение понятия мелкая (тонкая) моторика – движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких, как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека [64].
Р.С. Немов пишет, что навыки мелкой моторики необходимы для выполнения таких точных действий, как манипулирование небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, завязывание узлов, игра на музыкальных инструментах и так далее.
Автор полагает, что развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
в связи с развитием познавательных способностей;
в связи с развитием речи;
развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма  [35].
Далее мы перейдём к рассмотрению психофизиологических основ движений.
Известно, что в двигательной деятельности принимают участие самые разнообразные анализаторные системы. Особое развитие в процессе движения претерпевает двигательный анализатор, обеспечивающий более точное, информационно насыщенное восприятие. По выражению И.М. Сеченова, двигательный анализатор обогащает сознание верными образами, представлениями  о движении, его свойствах и тем самым содействует развитию головного мозга.
Как указывает И.М. Сеченов, все движения человек выполняет произвольно, они управляются нашим сознанием, совершаются всегда под контролем зрения, осязания и мышечного чувства. Причем на различных этапах усвоения двигательных умений первенство контроля остается за зрением. По мере автоматизации зрительный контроль частично исчезает, по-другому осуществляется контроль осязательно-кинестетическими анализаторами (ощущение положения и движения тела). На изменение характера контроля влияет также изменение темпа и ритма движения. При ускорении и замедлении движений контроль усиливается за счёт включения зрительного анализатора  [50].
Большое познавательное значение моторики рук открыл И.П. Павлов. Он считал руку тонким анализатором, позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. Значение практической деятельности отчётливо выступает в свете учения И.П. Павлова о роли двигательного анализатора, «который разлагает двигательный акт в его огромной сложности на большое число мельчайших элементов, чем и достигается огромное разнообразие и точность наших скелетных движений»  [38].
Необходимо отметить, что психофизиологическая структура движений характеризуется сложным устройством. Так, Н.А. Бернштейн указывал, что координация тонких движений пальцев рук является преодолением избыточной степени свободы движущегося органа. Другими словами, его превращение в управляемую систему. При этом он предлагал понимать координацию как организацию управляемости двигательного аппарата.
Исследователь подробно разработал теорию уровней организации движений, которая дает возможность распределить сложные двигательные акты на различные компоненты, вместе с тем, чтобы определить значение мозговых уровней в регуляции движений и действий.
Так, Н.А. Бернштейн предлагает выделять следующие этапы:
Первый этап характеризуется осуществлением восприятия и оценкой ситуации самим индивидом, который включен в конкретную ситуацию.
Второй этап предполагает определение индивидом двигательной задачи, когда он выявляет, что ему необходимо превратить эту ситуацию, что при помощи его активности должно получиться вместо того, что есть сейчас. Автор указывает, что определить двигательную задачу – это означает создание образа того, что должно получиться. Выяснение индивидом образа будущего движения выступает как основание для формирования задачи и предположения ее решения.
Третий этап заключается в совершении программирования решения конкретной и определившейся задачи, когда индивид, имея цель и содержание, осуществляет действия и средства, из тех двигательных ресурсов, которые имеются у него в наличии, и посредством которых он может решить двигательную задачу.
Четвертый этап предполагает осуществление фактического выполнения самого движения, когда индивид, преодолевая все избыточные степени своих двигательных органов, ставит их в управляемую систему и выполняет тем самым необходимое целенаправленное движение  [5].
Важно отметить, что такое положение становится возможным, если индивид имеет сформированную координацию движений, так как центральной звено движения заключается именно в координации. 
Координация способствует обеспечению точности, соразмерности и плавности выполнения того или иного движения. А нарушение какого-либо компонента координации приводит к нарушениям движения. Важно понимать, что координация движений развивается постепенно и основывается на опыте и упражнениях, поскольку представляет собой сложный моторный акт, который начинается с афферентного потока и заканчивается адекватным центральным ответом [59].
Так же исследователь отмечает, что с целью правильно выполнения движения необходима полная и согласованная работа таких систем:
Кинетическая;
Кинестетическая;
Зрительно-пространственная афферентация  [5].
Теория Н.А. Бернштейна предполагает, что анатомическое развитие уровня построения движений начинается с первых месяцев жизни ребенка, а заканчивается в возрасте двух лет. Дальше уже идет длительный процесс приспособления друг к другу всех уровней построения движения 
Следует отметить, что деятельность человека предполагает наличие определенного уровня развития двигательных качеств. Такой уровень возможностей человека учитывает качества, которые представляют собой сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, вместе с полученными в течении жизни и при помощи тренировок, опытом использования таких возможностей. Чем выше развитие двигательных качеств, тем большую эффективность будет проявлять работоспособность индивида [60].
При этом, двигательные качества представляют собой отдельные качественные стороны двигательных возможностей индивида и его отдельных действий  [24].
В связи с этим, Э.Н. Вайнер в своих трудах пишет о том, что двигательные качества отражают качественные и количественные характеристики движения. Обычно выделяют пять качеств мелкой моторики: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.
Под силой автор указывает способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо активно противодействовать ему посредством мышечного напряжения.
Быстрота, по мнению автора, характеризует способность человека совершать движение в максимально короткий период времени.
Под термином выносливость Э.Н. Вайнер понимает отражение способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени.
Ловкость трактуется следующим образом: она отражает способность человека выполнять целесообразные движения в соответствии с условиями времени, места и скорости изменения ситуации.
Понятию гибкость автор даёт такое определение – гибкость как физическое качество характеризует способность человека выполнять движения в суставах с максимально возможной амплитудой  [9].
Таким образом, уровень развития представленных двигательных качеств определяется не только физическими факторами, в частности уровнем развития мелкой моторики, но и психическими. Дошкольный возраст является сенситивным для развития двигательной сферы, в том числе и мелкой моторики.
Д.Б. Эльконин отмечает, что в связи с развитием движений рук, обследующих различные предметы, происходит и развитие познавательных способностей, особенно активно протекающих в младенческом и раннем возрасте, а это, в свою очередь, является условием познания ребенком предметного мира  [63].