Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая теория на тему Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением интеллекта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Факультет&nbspпсихологии&nbspи&nbspпедагогики 1

Кафедра&nbspпедагогического&nbspи&nbspспециального&nbspобразования 1

Введение 3

Глава&nbsp1.&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspизучения&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspдошкольников&nbspс&nbspинтеллектуальной&nbspнедостаточностью 7

1.1.&nbspПсихомоторное&nbspразвитие&nbspв&nbspонтогенезе 7

1.2.&nbspПсихолого-педагогическая&nbspхарактеристика&nbspдетей&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта 12

1.3.&nbspОсобенности&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта #

1.4.&nbspПальчиковые&nbspигры&nbspкак&nbspсредство&nbspразвития&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspстарших&nbspдошкольников&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта #

Выводы&nbspпо&nbspглаве&nbsp1 #

Заключение #

Список&nbspиспользованной&nbspлитературы&nbspи&nbspисточников #

19.&nbsp&nbsp&nbsp&nbspДворова,&nbspИ.В.&nbsp&nbspУпражнения&nbspи&nbspзанятия&nbspпо&nbspсенсорно-моторному&nbspвоспитанию&nbspдетей&nbsp2-4-го&nbspгода&nbspжизни.&nbsp/&nbspИ.В.&nbspДворова,&nbspО.П.&nbspРожков.&nbsp–&nbspМосква&nbsp:&nbspМПСИ&nbspМодэк,&nbsp&nbsp2007.&nbsp–&nbsp266&nbspс.&nbsp–&nbspТекст&nbsp:&nbspнепосредственный #

  

Введение:

 

Актуальность&nbspисследования.&nbspМоторное&nbspразвитие&nbspпредполагает&nbspстановление&nbspпроцессов&nbspвосприятия&nbspи&nbspразличных&nbspпредставлений&nbspребенка&nbspо&nbspпредметах&nbspили&nbspявлениях&nbspокружающего&nbspмира.&nbspУспешное&nbspразвитие&nbspребенка&nbspнапрямую&nbspзависит&nbspот&nbspраннего&nbspначала&nbspвоспитательного&nbspи&nbspобучающего&nbspпроцесса,&nbspа&nbspтакже&nbspмаксимального&nbspиспользования&nbspсенситивных&nbspпериодов&nbspразвития&nbspи&nbspпостроения&nbspэффективной&nbspсистемы&nbspвоспитательной&nbspработы.

Каждый&nbspвозрастной&nbspпериод&nbspразвития&nbspребенка&nbspотвечает&nbspза&nbspопределенное&nbspвоздействие&nbspокружающего&nbspмира&nbspна&nbspмозг.&nbspТакое&nbspположение&nbspговорит&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspочень&nbspважно&nbspсоздавать&nbspблагоприятные&nbspусловия&nbspдля&nbspразвития&nbspребенка,&nbspкоторые&nbspв&nbspсвою&nbspочередь&nbspприведут&nbspк&nbspуспеху&nbspумственного&nbspразвития&nbspи&nbspэстетического&nbspвосприятия&nbspмира,&nbspзависящие&nbspот&nbspмоторного&nbspразвития&nbspдошкольников.

Недостаточное&nbspмоторное&nbspразвитие&nbspребенка-дошкольника&nbspприводит&nbspк&nbspвозникновению&nbspтрудностей,&nbspкоторые&nbspсвязаны&nbspс&nbspэтапом&nbspначального&nbspуровня&nbspобразования.&nbspВсе&nbspэто&nbspуказывает&nbspна&nbspважность&nbspи&nbspактуальность&nbspрассмотрения&nbspвопроса&nbspразвития&nbspмоторики&nbspу&nbspдетей&nbspдошкольного&nbspвозраста,&nbspв&nbspчастности&nbspмелкой&nbspмоторики.&nbspДошкольный&nbspвозраст&nbsp–&nbspэто&nbspэтап&nbspпсихического&nbspразвития&nbspребёнка&nbspв&nbspвозрастном&nbspдиапазоне&nbspот&nbsp3&nbspдо&nbsp7&nbspлет&nbsp(Л.С.&nbspВыготский)&nbsp[12].

М.М.&nbspКольцова&nbspв&nbspсвоих&nbspтрудах&nbspотмечает,&nbspчто&nbspмелкая&nbspмоторика&nbsp–&nbspэто&nbspсовокупность&nbspскоординированных&nbspдействий&nbspнервной,&nbspмышечной&nbspи&nbspкостной&nbspсистем,&nbspчасто&nbspв&nbspсочетании&nbspсо&nbspзрительной&nbspсистемой,&nbspв&nbspвыполнении&nbspмелких&nbspи&nbspточных&nbspдвижений&nbspкистями&nbspи&nbspпальцами&nbspрук&nbspи&nbspног&nbsp[27].

Однако&nbspв&nbspпоследние&nbspгоды&nbspчисло&nbspдетей&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта&nbspзначительно&nbspувеличилось,&nbspу&nbspних&nbspотмечается&nbspразная&nbspстепень&nbspотставания&nbspв&nbspразвитии&nbspнавыков&nbspмелкой&nbspмоторики.&nbspОни&nbspпозже,&nbspчем&nbspдети&nbspнормы,&nbspначинают&nbspтянуться&nbspк&nbspигрушке,&nbspстоять,&nbspходить.&nbspКак&nbspследствие,&nbspребенок&nbspотстает&nbspв&nbspразвитии&nbspпознания&nbspокружающего&nbspмира,&nbspориентации&nbspв&nbspпространстве,&nbspовладении&nbspкультурно-гигиеническими,&nbspтрудовыми&nbspнавыками&nbspи&nbspнавыками&nbspсамообслуживания&nbsp(Л.С.&nbspВыготский)&nbsp[12].

В&nbspсвязи&nbspс&nbspэтим&nbspсуществует&nbspнеобходимость&nbspиспользования&nbspразличных&nbspсредств&nbspи&nbspметодов&nbspпо&nbspформированию&nbspнавыков&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspстарших&nbspдошкольников&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта.&nbspОдним&nbspиз&nbspтаких&nbspметодов&nbspвыступает&nbspиспользование&nbspпальчиковых&nbspигр,&nbspинсценировку&nbspкаких-либо&nbspрифмованных&nbspисторий,&nbspсказок&nbspпри&nbspпомощи&nbspпальцев&nbsp(О.И.&nbspКрупенчук)&nbsp[29].

Объект&nbspисследования:&nbspпроцесс&nbspразвития&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspдетей&nbspстаршего&nbspдошкольного&nbspвозраста&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта.&nbsp&nbsp

Предмет&nbspисследования:&nbspпальчиковые&nbspигры&nbspкак&nbspсредство&nbspразвития&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspдетей&nbspстаршего&nbspдошкольного&nbspвозраста&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта.

Цель&nbspисследования:&nbspобобщить&nbspи&nbspсистематизировать&nbspсовременные&nbspнаучные&nbspпредставления&nbspпо&nbspпроблеме&nbspразвития&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspдетей&nbspстаршего&nbspдошкольного&nbspвозраста&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта.&nbsp

Задачи:&nbsp

1.Изучить&nbspи&nbspпроанализировать&nbspпсихолого-педагогическую&nbspлитературу&nbspпо&nbspпроблеме&nbspразвития&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspдошкольников&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта.

2.&nbspИзучить&nbspпсихолого-педагогическую&nbspхарактеристику&nbspдетей&nbspдошкольного&nbspвозраста&nbspс&nbspинтеллектуальной&nbspнедостаточностью.

3.&nbspОхарактеризовать&nbspособенности&nbspразвития&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspруки&nbspу&nbspдетей&nbspстаршего&nbspдошкольного&nbspвозраста&nbspс&nbspинтеллектуальной&nbspнедостаточностью.&nbsp

3.&nbspОхарактеризовать&nbspпальчиковые&nbspигры&nbspкак&nbspсредство&nbspразвития&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspстарших&nbspдошкольников&nbspс&nbspинтеллектуальными&nbspнарушениями

Методологической&nbspосновой&nbspработы&nbspявились&nbspфундаментальные&nbspисследования&nbspобщих&nbspзакономерностей&nbspкоррекционно-развивающего&nbspпедагогического&nbspпроцесса,&nbspопирающиеся&nbspна&nbspидею&nbspкомплексного&nbspподхода&nbsp-&nbspодного&nbspиз&nbspосновных&nbspпринципов&nbspобучения&nbspи&nbspвоспитания&nbsp(Л.С.&nbspВыготский,&nbspА.В.&nbspЗапорожец);&nbspучение&nbspоб&nbspобщих&nbspи&nbspспецифических&nbspособенностях&nbspаномального&nbspразвития&nbsp(В.И.&nbspЛубовский,&nbspЖ.И.&nbspШиф);&nbspучение&nbspо&nbspфункциональной&nbspсистеме&nbspи&nbspее&nbspкомпенсаторных&nbspвозможностях&nbsp(П.К.&nbspАнохин,&nbspЛ.С.&nbspВыготский);&nbspтеоретическая&nbspконцепция&nbspпоэтапного&nbspформирования&nbspумственных&nbspдействий&nbsp(П.Я.&nbspГальперин,&nbspА.Н.&nbspЛеонтьев,&nbspД.Б.&nbspЭльконин);&nbspучение&nbspо&nbspкоррекционной&nbspнаправленности&nbspобучения&nbspи&nbspвоспитания&nbspдетей&nbspс&nbspнарушениями&nbspразвития;&nbspо&nbspвзаимосвязи&nbspмежду&nbspсостоянием&nbspречи&nbspи&nbspмоторной&nbspсферы&nbspребенка&nbsp(В.М.&nbspБехтерев,&nbspМ.М.&nbspКольцова,&nbspН.А.&nbspБернштейн);&nbspо&nbspведущей&nbspроли&nbspобучения&nbspв&nbspразвитии&nbspребенка&nbsp(Л.С.&nbspВыготский,&nbspН.Ф.&nbspТалызина,&nbspП.Я.&nbspГальперин);

Теоретическая&nbspзначимость:&nbspзаключается&nbspв&nbspобобщении&nbspи&nbspсистематизации&nbspсовременных&nbspнаучных&nbspпредставлений&nbspпо&nbspпроблеме&nbspисследования.&nbsp

Практическая&nbspзначимость:&nbspматериал&nbspисследования&nbspможет&nbspбыть&nbspиспользован&nbspпедагогами,&nbspработающими&nbspс&nbspданной&nbspкатегорией&nbspдетей,&nbspможет&nbspслужить&nbspосновой&nbspдля&nbspнаписания&nbspнаучной&nbspстатьи,&nbspразработки&nbspконсультации&nbspдля&nbspродителей&nbspспециалистами&nbspДOО,&nbspможет&nbspиспользоваться&nbspстудентами&nbspпри&nbspподготовке&nbspк&nbspпрактическому&nbspзанятию.

Методы&nbspисследования:

Теоретические&nbspметоды:&nbspизучение&nbspи&nbspанализ&nbspпсихолого-педагогической&nbspлитературы&nbspпо&nbspпроблеме&nbspисследования.

Структура&nbspкурсовой&nbspработы.&nbspРабота&nbspсостоит&nbspиз&nbspвведения,&nbspодной&nbspглавы,&nbspзаключения,&nbspсписка&nbspиспользованной&nbspлитературы&nbspиз&nbsp64&nbspисточников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение&nbspпсихолого-педагогической&nbspи&nbspметодической&nbspлитературы&nbspпо&nbspпроблеме&nbspразвития&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspдетей&nbspдошкольного&nbspвозраста&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта&nbspпоказало,&nbspчто&nbspмелкая&nbspмоторика&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspсовокупность&nbspскоординированных&nbspдвижений&nbspпальцев&nbspи&nbspкистей&nbspрук,&nbspсопровождающееся&nbspзрительной&nbspсистемой&nbspи&nbspориентацией&nbspв&nbspпространстве.

При&nbspэтом&nbspмелкая&nbspмоторика&nbspрук&nbspвзаимосвязана&nbspс&nbspразличными&nbspпознавательными&nbspпроцессами,&nbspсреди&nbspкоторых&nbspвосприятие,&nbspвнимание,&nbspмышление&nbspи&nbspвоображение&nbspребенка.&nbspРазвитие&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspоказывает&nbspвлияние&nbspна&nbspразвитие&nbspречи,&nbspкоординации&nbspдвижений,&nbspспособствует&nbspразвитию&nbspнаблюдательности,&nbspзрительной&nbspи&nbspдвигательной&nbspпамяти&nbspдетей.

Важность&nbspразвития&nbspнавыков&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspзаключается&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspдальнейшая&nbspжизнь&nbspребенка&nbspтребует&nbspприменения&nbspточных,&nbspкоординированных&nbspи&nbspавтоматизированных&nbspдвижений&nbspкистей&nbspи&nbspпальцев,&nbspнеобходимых&nbspдля&nbspодевания,&nbspрисования&nbspи&nbspписьма,&nbspа&nbspтакже&nbspдля&nbspвыполнения&nbspразных&nbspбытовых&nbspи&nbspучебных&nbspзадач.

Кинетические&nbspимпульсы&nbspрук&nbspоказывают&nbspвлияние&nbspна&nbspсовершенствование&nbspречи.&nbspА&nbspразвитые&nbspи&nbspусовершенствованные&nbspдвижения&nbspпальцев&nbspрук&nbspпомогает&nbspболее&nbspэффективно&nbspформировать&nbspу&nbspребенка&nbspречь.

Пальчиковые&nbspигры&nbspявляются&nbspэффективным&nbspсредством&nbspдля&nbspразвития&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта.&nbspИх&nbspвозможности&nbspзаключаются&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspони&nbspоказывают&nbspблаготворное&nbspвлияние&nbspна&nbspразвитие&nbspловкости,&nbspкоординации,&nbspгибкости&nbspи&nbspточности&nbspдвижений&nbspпальцев&nbspи&nbspкистей&nbspрук,&nbspспособствуя&nbspтем&nbspсамым&nbspразвитию&nbspзрительно-моторной&nbspкоординации,&nbspа&nbspтакже&nbspразвивая&nbspмышление&nbspи&nbspречь&nbspребенка.

Наличие&nbspразнообразных&nbspвидов&nbspпальчиковых&nbspигр&nbspспособствует&nbspприменению&nbspдифференцированного&nbspи&nbspличностно&nbspориентированного&nbspподхода&nbspв&nbspразвитии&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspдетей&nbspмладшего&nbspдошкольного&nbspвозраста.

С&nbspцелью&nbspпреодоления&nbspуказанных&nbspнедостатков&nbspразвития&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspдошкольников&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта&nbspможно&nbspиспользовать&nbspследующие&nbspнаправления&nbspработы:

1.&nbspСовершенствование&nbspкоординации&nbspи&nbspсинхронизации&nbspдвижений&nbspмелких&nbspмышц&nbspна&nbspобеих&nbspруках.

2.&nbspРазвитие&nbspкинестической&nbspосновы&nbspдвижений&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspрук&nbspу&nbspдошкольников&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта,&nbspсовершенствование&nbspумения&nbspменять&nbspдвижения&nbspкистей&nbspи&nbspрук,&nbspопираясь&nbspна&nbspобразец.

3.&nbspДоведение&nbspдвижений&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspдо&nbspавтоматизированного&nbspнавыка,&nbspкоторый&nbspбудет&nbspспособствовать&nbspтак&nbspже&nbspразвитию&nbspточности&nbspдвижений&nbspпальцев&nbspи&nbspкистей&nbspруки&nbspребенка.

4.&nbspЗакрепление&nbspумений&nbspдетей&nbspк&nbspраспределению&nbspмышечной&nbspактивности&nbspи&nbspпроизведение&nbspточных&nbspдвижений.

5.&nbspВоспитание&nbspу&nbspдошкольников&nbspс&nbspнарушением&nbspинтеллекта&nbspпозитивного&nbspотношения&nbspк&nbspтаким&nbspвидам&nbspдеятельности,&nbspкоторые&nbspтребуют&nbspактивность&nbspдвижения&nbspпальцев&nbspи&nbspкистей&nbspрук.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава&nbsp1.&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspизучения&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspу&nbspдошкольников&nbspс&nbspинтеллектуальной&nbspнедостаточностью

1.1.&nbspПсихомоторное&nbspразвитие&nbspв&nbspонтогенезе

Мелкая&nbspмоторика&nbspявляется&nbspсоставной&nbspчастью&nbspдвигательной&nbspсферы&nbspребёнка&nbspи&nbspимеет&nbspбольшое&nbspзначение&nbspв&nbspего&nbspпсихофизическом&nbspразвитии.

В&nbspрамках&nbspнашей&nbspработы&nbspизначально&nbspцелесообразно&nbspрассмотреть&nbspпонятие&nbspобщей&nbspмоторики.

Н.А.&nbspБернштейн&nbspдаёт&nbspследующее&nbspопределение&nbspпонятию&nbspмоторика&nbsp–&nbspдвигательная&nbspактивность&nbspорганизма&nbspили&nbspотдельных&nbspорганов.&nbspПод&nbspмоторикой&nbspавтор&nbspпонимает&nbspпоследовательность&nbspдвижений,&nbspкоторые&nbspв&nbspсвоей&nbspсовокупности&nbspнужны&nbspдля&nbspвыполнения&nbspкакой-либо&nbspопределённой&nbspзадачи&nbsp&nbsp[5].

Современная&nbspпедагогическая&nbspи&nbspпсихологическая&nbspлитература&nbspчаще&nbspиспользует&nbspпонятие&nbsp«моторика»,&nbspкоторое&nbspможно&nbspтрактовать&nbspв&nbspшироком&nbspи&nbspузком&nbspсмысле.&nbspТак,&nbspв&nbspшироком&nbspпонимании&nbspмоторика&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspдвигательную&nbspсферу&nbspи&nbspтелесно-двигательные&nbspпроявления&nbspпсихики&nbspчеловека&nbsp(М.&nbspГуревич,&nbspН.&nbspОзерский).&nbspВ&nbspузком&nbspпонимании,&nbspмоторика&nbspявляется&nbspвнешними&nbspдвижениями&nbspчеловека,&nbspкоторые&nbspрассматриваются&nbspбез&nbspсопутствующих&nbspсмысловых&nbspкомпонентов.&nbspИменно&nbspтакое&nbspпонимание&nbspмоторики&nbspможно&nbspвстретить&nbspво&nbspмножестве&nbspподходов&nbspк&nbspпсиходиагностике&nbspдвигательного&nbspразвития&nbspребенка&nbsp&nbsp[18].

Различают&nbspкрупную&nbspи&nbspмелкую&nbspмоторику.&nbspКрупная&nbspмоторика&nbspявляется&nbspосновой,&nbspна&nbspкоторую&nbspвпоследствии&nbspнакладываются&nbspболее&nbspсложные&nbspи&nbspтонкие&nbspдвижения&nbspмелкой&nbspмоторики.

Е.А.&nbspСмирнова&nbspтрактует&nbspпонятие&nbspкрупной&nbsp(общей)&nbspмоторики&nbspследующим&nbspобразом:&nbspкрупная&nbsp(общая)&nbspмоторика&nbsp–&nbspэто&nbsp«разнообразные&nbspдвижения&nbspрук,&nbspног,&nbspтела,&nbspто&nbspесть,&nbspпо&nbspсути,&nbspлюбая&nbspфизическая&nbspактивность&nbspчеловека,&nbspсвязанная&nbspс&nbspперемещением&nbspтела&nbspв&nbspпространстве,&nbspи&nbspосуществляемая&nbspза&nbspсчет&nbspработы&nbspкрупных&nbspмышц&nbspтела»&nbsp[51].

Также&nbspавтором&nbspдаётся&nbspопределение&nbspпонятия&nbspмелкая&nbsp(тонкая)&nbspмоторика&nbsp–&nbspдвижение&nbspмелких&nbspмышц&nbspтела,&nbspспособность&nbspманипулировать&nbspмелкими&nbspпредметами,&nbspпередавать&nbspобъекты&nbspиз&nbspрук&nbspв&nbspруки,&nbspа&nbspтакже&nbspвыполнять&nbspзадачи,&nbspтребующие&nbspскоординированной&nbspработы&nbspглаз&nbspи&nbspрук.

К&nbspобласти&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspотносится&nbspбольшое&nbspразнообразие&nbspдвижений:&nbspот&nbspпримитивных&nbspжестов,&nbspтаких,&nbspкак&nbspзахват&nbspобъектов,&nbspдо&nbspочень&nbspмелких&nbspдвижений,&nbspот&nbspкоторых,&nbspнапример,&nbspзависит&nbspпочерк&nbspчеловека&nbsp[64].

Р.С.&nbspНемов&nbspпишет,&nbspчто&nbspнавыки&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspнеобходимы&nbspдля&nbspвыполнения&nbspтаких&nbspточных&nbspдействий,&nbspкак&nbspманипулирование&nbspнебольшими&nbspобъектами,&nbspписьмо,&nbspрисование,&nbspвырезание,&nbspзастёгивание&nbspпуговиц,&nbspвязание,&nbspзавязывание&nbspузлов,&nbspигра&nbspна&nbspмузыкальных&nbspинструментах&nbspи&nbspтак&nbspдалее.

Автор&nbspполагает,&nbspчто&nbspразвитие&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspимеет&nbspзначение&nbspв&nbspнескольких&nbspаспектах,&nbspопределивших&nbspсуществующие&nbspнаправления&nbspнаучных&nbspисследований:

в&nbspсвязи&nbspс&nbspразвитием&nbspпознавательных&nbspспособностей;

в&nbspсвязи&nbspс&nbspразвитием&nbspречи;

развитие&nbspсобственных&nbspдвижений&nbspрук&nbspдля&nbspосуществления&nbspпредметных&nbspи&nbspорудийных&nbspдействий,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspписьма&nbsp&nbsp[35].

Далее&nbspмы&nbspперейдём&nbspк&nbspрассмотрению&nbspпсихофизиологических&nbspоснов&nbspдвижений.

Известно,&nbspчто&nbspв&nbspдвигательной&nbspдеятельности&nbspпринимают&nbspучастие&nbspсамые&nbspразнообразные&nbspанализаторные&nbspсистемы.&nbspОсобое&nbspразвитие&nbspв&nbspпроцессе&nbspдвижения&nbspпретерпевает&nbspдвигательный&nbspанализатор,&nbspобеспечивающий&nbspболее&nbspточное,&nbspинформационно&nbspнасыщенное&nbspвосприятие.&nbspПо&nbspвыражению&nbspИ.М.&nbspСеченова,&nbspдвигательный&nbspанализатор&nbspобогащает&nbspсознание&nbspверными&nbspобразами,&nbspпредставлениями &nbspо&nbspдвижении,&nbspего&nbspсвойствах&nbspи&nbspтем&nbspсамым&nbspсодействует&nbspразвитию&nbspголовного&nbspмозга.

Как&nbspуказывает&nbspИ.М.&nbspСеченов,&nbspвсе&nbspдвижения&nbspчеловек&nbspвыполняет&nbspпроизвольно,&nbspони&nbspуправляются&nbspнашим&nbspсознанием,&nbspсовершаются&nbspвсегда&nbspпод&nbspконтролем&nbspзрения,&nbspосязания&nbspи&nbspмышечного&nbspчувства.&nbspПричем&nbspна&nbspразличных&nbspэтапах&nbspусвоения&nbspдвигательных&nbspумений&nbspпервенство&nbspконтроля&nbspостается&nbspза&nbspзрением.&nbspПо&nbspмере&nbspавтоматизации&nbspзрительный&nbspконтроль&nbspчастично&nbspисчезает,&nbspпо-другому&nbspосуществляется&nbspконтроль&nbspосязательно-кинестетическими&nbspанализаторами&nbsp(ощущение&nbspположения&nbspи&nbspдвижения&nbspтела).&nbspНа&nbspизменение&nbspхарактера&nbspконтроля&nbspвлияет&nbspтакже&nbspизменение&nbspтемпа&nbspи&nbspритма&nbspдвижения.&nbspПри&nbspускорении&nbspи&nbspзамедлении&nbspдвижений&nbspконтроль&nbspусиливается&nbspза&nbspсчёт&nbspвключения&nbspзрительного&nbspанализатора&nbsp&nbsp[50].

Большое&nbspпознавательное&nbspзначение&nbspмоторики&nbspрук&nbspоткрыл&nbspИ.П.&nbspПавлов.&nbspОн&nbspсчитал&nbspруку&nbspтонким&nbspанализатором,&nbspпозволяющим&nbspвступать&nbspв&nbspочень&nbspсложные&nbspотношения&nbspс&nbspокружающими&nbspпредметами.&nbspЗначение&nbspпрактической&nbspдеятельности&nbspотчётливо&nbspвыступает&nbspв&nbspсвете&nbspучения&nbspИ.П.&nbspПавлова&nbspо&nbspроли&nbspдвигательного&nbspанализатора,&nbsp«который&nbspразлагает&nbspдвигательный&nbspакт&nbspв&nbspего&nbspогромной&nbspсложности&nbspна&nbspбольшое&nbspчисло&nbspмельчайших&nbspэлементов,&nbspчем&nbspи&nbspдостигается&nbspогромное&nbspразнообразие&nbspи&nbspточность&nbspнаших&nbspскелетных&nbspдвижений»&nbsp&nbsp[38].

Необходимо&nbspотметить,&nbspчто&nbspпсихофизиологическая&nbspструктура&nbspдвижений&nbspхарактеризуется&nbspсложным&nbspустройством.&nbspТак,&nbspН.А.&nbspБернштейн&nbspуказывал,&nbspчто&nbspкоординация&nbspтонких&nbspдвижений&nbspпальцев&nbspрук&nbspявляется&nbspпреодолением&nbspизбыточной&nbspстепени&nbspсвободы&nbspдвижущегося&nbspоргана.&nbspДругими&nbspсловами,&nbspего&nbspпревращение&nbspв&nbspуправляемую&nbspсистему.&nbspПри&nbspэтом&nbspон&nbspпредлагал&nbspпонимать&nbspкоординацию&nbspкак&nbspорганизацию&nbspуправляемости&nbspдвигательного&nbspаппарата.

Исследователь&nbspподробно&nbspразработал&nbspтеорию&nbspуровней&nbspорганизации&nbspдвижений,&nbspкоторая&nbspдает&nbspвозможность&nbspраспределить&nbspсложные&nbspдвигательные&nbspакты&nbspна&nbspразличные&nbspкомпоненты,&nbspвместе&nbspс&nbspтем,&nbspчтобы&nbspопределить&nbspзначение&nbspмозговых&nbspуровней&nbspв&nbspрегуляции&nbspдвижений&nbspи&nbspдействий.

Так,&nbspН.А.&nbspБернштейн&nbspпредлагает&nbspвыделять&nbspследующие&nbspэтапы:

Первый&nbspэтап&nbspхарактеризуется&nbspосуществлением&nbspвосприятия&nbspи&nbspоценкой&nbspситуации&nbspсамим&nbspиндивидом,&nbspкоторый&nbspвключен&nbspв&nbspконкретную&nbspситуацию.

Второй&nbspэтап&nbspпредполагает&nbspопределение&nbspиндивидом&nbspдвигательной&nbspзадачи,&nbspкогда&nbspон&nbspвыявляет,&nbspчто&nbspему&nbspнеобходимо&nbspпревратить&nbspэту&nbspситуацию,&nbspчто&nbspпри&nbspпомощи&nbspего&nbspактивности&nbspдолжно&nbspполучиться&nbspвместо&nbspтого,&nbspчто&nbspесть&nbspсейчас.&nbspАвтор&nbspуказывает,&nbspчто&nbspопределить&nbspдвигательную&nbspзадачу&nbsp–&nbspэто&nbspозначает&nbspсоздание&nbspобраза&nbspтого,&nbspчто&nbspдолжно&nbspполучиться.&nbspВыяснение&nbspиндивидом&nbspобраза&nbspбудущего&nbspдвижения&nbspвыступает&nbspкак&nbspоснование&nbspдля&nbspформирования&nbspзадачи&nbspи&nbspпредположения&nbspее&nbspрешения.

Третий&nbspэтап&nbspзаключается&nbspв&nbspсовершении&nbspпрограммирования&nbspрешения&nbspконкретной&nbspи&nbspопределившейся&nbspзадачи,&nbspкогда&nbspиндивид,&nbspимея&nbspцель&nbspи&nbspсодержание,&nbspосуществляет&nbspдействия&nbspи&nbspсредства,&nbspиз&nbspтех&nbspдвигательных&nbspресурсов,&nbspкоторые&nbspимеются&nbspу&nbspнего&nbspв&nbspналичии,&nbspи&nbspпосредством&nbspкоторых&nbspон&nbspможет&nbspрешить&nbspдвигательную&nbspзадачу.

Четвертый&nbspэтап&nbspпредполагает&nbspосуществление&nbspфактического&nbspвыполнения&nbspсамого&nbspдвижения,&nbspкогда&nbspиндивид,&nbspпреодолевая&nbspвсе&nbspизбыточные&nbspстепени&nbspсвоих&nbspдвигательных&nbspорганов,&nbspставит&nbspих&nbspв&nbspуправляемую&nbspсистему&nbspи&nbspвыполняет&nbspтем&nbspсамым&nbspнеобходимое&nbspцеленаправленное&nbspдвижение&nbsp&nbsp[5].

Важно&nbspотметить,&nbspчто&nbspтакое&nbspположение&nbspстановится&nbspвозможным,&nbspесли&nbspиндивид&nbspимеет&nbspсформированную&nbspкоординацию&nbspдвижений,&nbspтак&nbspкак&nbspцентральной&nbspзвено&nbspдвижения&nbspзаключается&nbspименно&nbspв&nbspкоординации.&nbsp

Координация&nbspспособствует&nbspобеспечению&nbspточности,&nbspсоразмерности&nbspи&nbspплавности&nbspвыполнения&nbspтого&nbspили&nbspиного&nbspдвижения.&nbspА&nbspнарушение&nbspкакого-либо&nbspкомпонента&nbspкоординации&nbspприводит&nbspк&nbspнарушениям&nbspдвижения.&nbspВажно&nbspпонимать,&nbspчто&nbspкоординация&nbspдвижений&nbspразвивается&nbspпостепенно&nbspи&nbspосновывается&nbspна&nbspопыте&nbspи&nbspупражнениях,&nbspпоскольку&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspсложный&nbspмоторный&nbspакт,&nbspкоторый&nbspначинается&nbspс&nbspафферентного&nbspпотока&nbspи&nbspзаканчивается&nbspадекватным&nbspцентральным&nbspответом&nbsp[59].

Так&nbspже&nbspисследователь&nbspотмечает,&nbspчто&nbspс&nbspцелью&nbspправильно&nbspвыполнения&nbspдвижения&nbspнеобходима&nbspполная&nbspи&nbspсогласованная&nbspработа&nbspтаких&nbspсистем:

Кинетическая;

Кинестетическая;

Зрительно-пространственная&nbspафферентация&nbsp&nbsp[5].

Теория&nbspН.А.&nbspБернштейна&nbspпредполагает,&nbspчто&nbspанатомическое&nbspразвитие&nbspуровня&nbspпостроения&nbspдвижений&nbspначинается&nbspс&nbspпервых&nbspмесяцев&nbspжизни&nbspребенка,&nbspа&nbspзаканчивается&nbspв&nbspвозрасте&nbspдвух&nbspлет.&nbspДальше&nbspуже&nbspидет&nbspдлительный&nbspпроцесс&nbspприспособления&nbspдруг&nbspк&nbspдругу&nbspвсех&nbspуровней&nbspпостроения&nbspдвижения&nbsp

Следует&nbspотметить,&nbspчто&nbspдеятельность&nbspчеловека&nbspпредполагает&nbspналичие&nbspопределенного&nbspуровня&nbspразвития&nbspдвигательных&nbspкачеств.&nbspТакой&nbspуровень&nbspвозможностей&nbspчеловека&nbspучитывает&nbspкачества,&nbspкоторые&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspсочетание&nbspврожденных&nbspпсихологических&nbspи&nbspморфологических&nbspвозможностей,&nbspвместе&nbspс&nbspполученными&nbspв&nbspтечении&nbspжизни&nbspи&nbspпри&nbspпомощи&nbspтренировок,&nbspопытом&nbspиспользования&nbspтаких&nbspвозможностей.&nbspЧем&nbspвыше&nbspразвитие&nbspдвигательных&nbspкачеств,&nbspтем&nbspбольшую&nbspэффективность&nbspбудет&nbspпроявлять&nbspработоспособность&nbspиндивида&nbsp[60].

При&nbspэтом,&nbspдвигательные&nbspкачества&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspотдельные&nbspкачественные&nbspстороны&nbspдвигательных&nbspвозможностей&nbspиндивида&nbspи&nbspего&nbspотдельных&nbspдействий&nbsp&nbsp[24].

В&nbspсвязи&nbspс&nbspэтим,&nbspЭ.Н.&nbspВайнер&nbspв&nbspсвоих&nbspтрудах&nbspпишет&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspдвигательные&nbspкачества&nbspотражают&nbspкачественные&nbspи&nbspколичественные&nbspхарактеристики&nbspдвижения.&nbspОбычно&nbspвыделяют&nbspпять&nbspкачеств&nbspмелкой&nbspмоторики:&nbspсилу,&nbspбыстроту,&nbspвыносливость,&nbspловкость&nbspи&nbspгибкость.

Под&nbspсилой&nbspавтор&nbspуказывает&nbspспособность&nbspчеловека&nbspпреодолевать&nbspвнешнее&nbspсопротивление&nbspлибо&nbspактивно&nbspпротиводействовать&nbspему&nbspпосредством&nbspмышечного&nbspнапряжения.

Быстрота,&nbspпо&nbspмнению&nbspавтора,&nbspхарактеризует&nbspспособность&nbspчеловека&nbspсовершать&nbspдвижение&nbspв&nbspмаксимально&nbspкороткий&nbspпериод&nbspвремени.

Под&nbspтермином&nbspвыносливость&nbspЭ.Н.&nbspВайнер&nbspпонимает&nbspотражение&nbspспособность&nbspчеловека&nbspвыполнять&nbspработу&nbspопределенной&nbspинтенсивности&nbspбез&nbspснижения&nbspее&nbspэффективности&nbspв&nbspтечение&nbspдлительного&nbspвремени.

Ловкость&nbspтрактуется&nbspследующим&nbspобразом:&nbspона&nbspотражает&nbspспособность&nbspчеловека&nbspвыполнять&nbspцелесообразные&nbspдвижения&nbspв&nbspсоответствии&nbspс&nbspусловиями&nbspвремени,&nbspместа&nbspи&nbspскорости&nbspизменения&nbspситуации.

Понятию&nbspгибкость&nbspавтор&nbspдаёт&nbspтакое&nbspопределение&nbsp–&nbspгибкость&nbspкак&nbspфизическое&nbspкачество&nbspхарактеризует&nbspспособность&nbspчеловека&nbspвыполнять&nbspдвижения&nbspв&nbspсуставах&nbspс&nbspмаксимально&nbspвозможной&nbspамплитудой&nbsp&nbsp[9].

Таким&nbspобразом,&nbspуровень&nbspразвития&nbspпредставленных&nbspдвигательных&nbspкачеств&nbspопределяется&nbspне&nbspтолько&nbspфизическими&nbspфакторами,&nbspв&nbspчастности&nbspуровнем&nbspразвития&nbspмелкой&nbspмоторики,&nbspно&nbspи&nbspпсихическими.&nbspДошкольный&nbspвозраст&nbspявляется&nbspсенситивным&nbspдля&nbspразвития&nbspдвигательной&nbspсферы,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspи&nbspмелкой&nbspмоторики.

Д.Б.&nbspЭльконин&nbspотмечает,&nbspчто&nbspв&nbspсвязи&nbspс&nbspразвитием&nbspдвижений&nbspрук,&nbspобследующих&nbspразличные&nbspпредметы,&nbspпроисходит&nbspи&nbspразвитие&nbspпознавательных&nbspспособностей,&nbspособенно&nbspактивно&nbspпротекающих&nbspв&nbspмладенческом&nbspи&nbspраннем&nbspвозрасте,&nbspа&nbspэто,&nbspв&nbspсвою&nbspочередь,&nbspявляется&nbspусловием&nbspпознания&nbspребенком&nbspпредметного&nbspмира&nbsp&nbsp[63].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы