Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие мелкой моторики у младших школьников с дизартрией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
I. Теоретические основы развития мелкой моторики 5
1.1. Понятие мелкая моторика 5
1.2. Развитие мелкой моторики в онтогенезе 7
II. Дизартрия 13
2.1. Понятие и уровни дизартрии 13
2.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дизартрией 20
2.3. Патогенез развития мелкой моторики 22
Заключение 28
Список литературы 29

 

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящее время актуальной остается проблема развития мелкой моторики у детей, так как уже давно доказано наукой существование связи между развитием мелкой моторики и интеллектом, памятью, логическим мышлением и речью. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Те дети, у кого лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речевые функции.
Развитие навыков мелкой моторики становится важным еще потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, таких как одеваться, рисовать, писать и т.д.
Распространенным речевым нарушением среди детей младшего школьного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата и возникающая вследствие органического поражения центральной и периферической нервной систем.
У детей с дизартрией недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается трудности при переключении с одного движения на другое, в формировании и удержании определенной пальчиковой позы, движения не координированные, неточные и т.п. Недостаточная сформированность также навыков зрительной памяти, зрительно-двигательной координации, произвольного внимания. Дети сo слабo развитой мелкой моторикой рук испытывают затруднения там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев.
Анализ литературы и практики позволил сформулировать противоречие: с одной стороны вопросы развития и коррекции мелкой моторики изучались разными учеными и отражены в литературе, доказана взаимосвязь развития моторики и речи, значимость решения данной проблемы подчеркивается всеми исследователями, с другой стороны, анализ практики позволил констатировать, что педагоги нуждаются в методических рекомендациях, в которых были бы описаны методы и приемы, условия развития и коррекции мелкой моторики у детей с дизартрией.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики.
Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Цель исследования: теоретическое изучение процесса развития и мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие мелкая моторика в научно-методической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития мелкой моторики в онтогенезе.
3. Раскрыть особенности детей младшего школьного возраста с дизартрией.
4. Проанализировать особенности развития мелкой моторики у младших школьников с дизартрией.
Методы исследования: анализ литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении особенностей мелкой моторики детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературных источников состояния двигательной сферы у детей младшего школьного возраста с дизартрией показал, что вопрос о нарушениях моторных функций, при данной речевой патологии освещен достаточно полно. Сведения, полученные в ходе анализа специальной литературы, свидетельствуют о том, что младшие школьники с дизартрией не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи и двигательных функций, свойственный нормально развивающимся детям, т.к. их развитие протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы.
Рассмотрев ряд особенностей, связанных с таким нарушением, как дизартрия, следует сделать вывод о том, что дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (иннервация – снабжение нервной энергией, прохождение нервных импульсов).
Все симптомы дизартрии проявляются как в не яркой, так и в ярко выраженной форме. Это зависит от того, какие двигательные центры головного мозга нарушены. В связи с этим выделяют формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, экстрапирамидная, мозжечковая.
Развитие У детей с дизартрией выявляются такие патологические особенности артикуляционного аппарата как спастичность, гипотония, дистония, нарушение подвижности артикуляционных мышц, гиперкинезы, тремор, дискоординация движений, синкенезии. Таким образом, основными симптомами двигательных нарушений при таком нарушении речи, как дизартрия являются: нарушение движений как общих, ручных так и артикуляционных, их дискоординация, определяются характером и степенью выраженности проявлений двигательных расстройств.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

I. Теоретические основы развития мелкой моторики

1.1. Понятие мелкая моторика
Начиная анализ проблемы развития мелкой моторики, нужно, прежде всего, отметить, что проблемой развития мелкой моторики занимается множество наук, и поэтому изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
Рассматривая мелкую моторику, необходимо обязательно упомянуть работы М.А. Бернштейна, который в своих исследованиях «двигательного акта как иерархической многоуровневой системы управления произвольными движениями, как двигательного стереотипа человека» , изучал, в том числе и мелкую моторику.
Мелкая моторика, понимается в исследованиях ученых как:
а) «совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой» [13];
б) «способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма»;
в) «одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, речью ребенка» (М.М. Кольцова, Н.А. Бернштейн) [18], [5];
г) «высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы – рассматриваются в нейрофизиологии» [7, с. 16].
Мелкая моторика в ходе своего развития, связана с познавательной сферой, с развитием речи, с развитием координации рук, в отношении предметных и орудийных действий. Эти три направления развития мелкой моторики тесно связаны, так как уже с младенческого возраста ребенок руками познает предметный мир, и развитие мелкой моторики выступает здесь значимым фактором.
М.М. Кольцова, Л.Ф. Фомина, в ходе своих исследований выяснили, что речь и мелкая моторика рук (пальцев) связаны напрямую – чем сильнее развиты мелкая моторка рук, тем сильнее развита речь [20].
Эта зависимость вызвана тем, что управляющая движениями руки часть головного мозга расположена рядом с зоной, ответственной за развитие речи, и поэтому М.М. Кольцова, Л.Ф. Фомина рассматривают руки тоже как « орган речи» .
В своем исследовании, М.М. Кольцова сделала вывод, что речевые зоны формируются под значительным влиянием нервных сигналов от пальцев, и чем они более разнообразны, тем более разнообразно воздействие на речь. В итоге было выяснено, что если происходит задержка в развитии мелкой моторики пальцев, то возникает гарантированная задержка речевого развития ребенка, хотя в целом, физическое развитие ребенка может быть в норме, или же превосходить ее.
Также М.М. Кольцова, Л.Ф. Фомина, на основе проведенных ими опытов, выяснили наличие связи между мелкой моторикой и когнитивной сферой человека. М.М. Кольцова пришла к заключению, что « морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук» [20, с.128].
На этот факт, в свое время указывал еще И. Н. Сеченов, отмечая, что движения рук (а значит, и мелкой моторики), не имеют наследственной обусловленности, и формируются при воспитании и обучении, как итог ассоциативных связей, появляющихся в ходе функционирования зрительного, слухового и рече-двигательного анализаторов.
Л.В. Фомина отмечает наличие взаимосвязи мелкой моторики (пальцев) с развитием и функционированием зон мозга, отвечающих за речь, демонстрирует факт существования феномена переученных левшей в дошкольном возрасте, и это часто приводит к заиканию.
Можно обозначить главный смысл развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста — это накопление индивидуального двигательного опыта, связанного с развитием речи и развитием круга общения, обусловленного динамикой физического созревания специфических мозговых структур.
Эту взаимосвязь заметил еще Л.С. Выготский, когда выяснил, что мелкая моторика, как и другие высшие формы регуляции движений, появляются при наличии социального общения, которое задает рамки возникновения и развития произвольности.
То есть, мелкая моторика получает развитие, по мнению Л.С. Выготского, когда начинает развиваться индивидуальная произвольность движений, обусловленная сначала внешними социальными рамками — такими, как словесные требования взрослых, либо речи сверстников, а затем обусловлена возникновением внутренней речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы