Философия культуры Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Развитие контркультуры в современной России: философский анализ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ «КОНТРКУЛЬТУРА»,
ИСТОКИ И ТРАКТОВКИ
.. 5

1.1 Анализ различных определений
понятия «контркультура»
. 5

1.2 История возникновения
контркультуры
.. 7

ГЛАВА II МОЛОДЕЖНЫЕ КОНТРКУЛЬТУРЫ.. 14

2.1 Своеобразие молодёжной
контркультуры
.. 14

2.2 Формы контркультурных движений в
молодежной среде
. 16

ГЛАВА III РОК КАК ЭЛЕМЕНТ
КОНТРКУЛЬТУРЫ РОССИИ
.. 23

3.1 Трансформация западной
контркультуры 1960-х годов в Советском союзе
  23

3.2 Функции отечественного рока. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

  

Введение:

 

Относительно в
недавнее время мировая культурология обратила 
внимание на феномен контркультуры, на его роль в историческом развитии.
В его интерпретации возникли новые точки зрения, кроме того сама тематика
прекратила восприниматься как периферийная, частная, касающаяся побочных
сюжетов общекультурного потока. К обсуждению проблемы вовлекались не только и
культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к мнению о
том, что решение данной проблемы позволяет постигнуть саму культуру как
специфическое явление, к нахождению механизмов её обновления и преображения.
Отсюда оригинальный исследовательский всплеск, первые признаки которого
выявляются ещё в конце 1980-х годов.

Актуальность.
В целом роль и значение контркультуры, её воздействие на официальную культуру
остаются локальными. Они несравнимы с ролью и влиянием массовой культуры.
Однако на конкретных исторических этапах роль и воздействие контркультуры резко
возрастает как по собственным масштабам, так и по собственному значению.

В связи с переменами,
которые происходят в современном обществе, возрастает количество молодых людей,
входящих в различные контркультурные группы. Введение рыночных отношений усугубило
проблему социальной защищенности в сфере труда.

Таким образом,
изучение причин возникновения молодежной контркультуры, особенностей ее
функционирования является в достаточной мере актуальной проблемой.

Данной проблемой
на протяжении второй половины
XX века занимались
различные философы, культурологи, социологи и др. К первым исследователям
данной проблемы относятся Т. Роззак, Д. Хейден, Р. Инглхарт.

В рамках
социологии контркультуру исследовали такие учёные, как Т. Адорно, Э.Я. Баталов,
Ю.Н. Давыдов, Е.В. Затуловская, А.Ф. Зотов, Л.Г. Ионин, С.Л. Катаев, Н.В.
Кофырин, М.И. Новинская, З.В. Сикевич.

В области
философии значительный вклад в изучение проблемы контркультуры внесли Г.Г.
Дилигенский, М.А. Султанова, и один из первых создателей понятия
«контркультура» Т. Роззак.

В области
культурологии данной проблемой занимались С.И. Левикова, А.Ю. Мельвиль, С.Н.
Добротворский, Т.Е. Щепанская.

Цель исследования:
изучить процесс развития контркультуры в России.

Объект исследования:
развитие контркультуры.

Предмет исследования: своеобразие развития контркультуры.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть
различные подходы к определению понятия «контркультура»;

2) Выделить
основные формы организации контркультурного молодёжного движения;

3) Перечислить основные
функции отечественного рока.

Методы исследования: историко-философская реконструкция, сравнительный
анализ философских текстов, историко-культурный анализ.

Методологическая база исследования:

Методологической
базой исследования для реализации цели и задач выступают труды
 Т. Адорно, Э.Я.
Баталова, Ю.Н. Давыдова, Е.В. Затуловской, А.Ф. Зотова, Л.Г. Ионина, С.Л.
Катаева, Н.В. Кофырина, М.И. Новинской, Г.Г. Дилигенской, М.А. Султановой, Т.
Роззаком и др.

В работе
использовались методы историко-философской реконструкции и сравнительного
анализа философских текстов, применяется аналитический метод, используются
элементы историко-культурного анализа.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, была
доказана актуальность изучения такого социокультурного феномена, как «контркультура».

В ходе исследования
рассматривались различные подходы к определению понятия «контркультура».

Контркультура – это сложное, двойственное
социокультурное явление, иными словами, система убеждений, идей, установок и
ценностей, устремленных против доминирующей культуры, против техногенной
цивилизации, и отвечающих данным убеждениям общественных движений.

Также были
выделены основные формы организации контркультурного молодёжного движения:

любительские, неформальные, официальные,
альтернативные, по возрастному принципу, социально-правовому, по направлению
интересов.

Кроме того, была
проанализирована история возникновения контркультуры в Европе и Советском союзе
и перечислены функции отечественного рока, к которым относятся:
коммуникативная, группообразующая, пронологическая,
компенсаторная, рекреативно-гедонистическая, аксиологическая, функция
идентификации к себе подобным, функция самореализации и самоутверждения,
функция эскапизма.

Таким образом,
были выполнены поставленные задачи, а значит, цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ «КОНТРКУЛЬТУРА», ИСТОКИ И ТРАКТОВКИ

1.1
Анализ различных определений понятия «контркультура»

Теоретики явления
контркультуры считают, что она является ярким направлением, развившимся в
рамках леворадикального движения студентов в США в конце 1960-х годов. Данное
движение положило начало периода подъема контркультуры, этапа поиска новых
ценностей и идеалов. Э.Я. Баталов утверждает, что во всём разнообразии и
двойственности данного этапа американской истории для него были характерны
вдохновенные поиски новых моральных ценностей и социальных идеалов, новых
утопических экспериментов. А также формирование новых типов массового сознания,
происходящее на фоне общего экономического подъема и инициативной либеральной
деятельности[1].

Зарубежные
исследователи движения молодёжи, такие, как Ч.Рейч, Т. Роззак, О.Н.Браун,
П.Гудмен, Г.Маркузе считают, что новую, «ненасильственную цивилизацию» может
породить не политическая, не социальная, а революция духовного мира, сознания и
переоценки ценностей, являющаяся культурной революцией.

Понятием «контркультуры»
на сегодняшний день отмечается вся совокупность молодежных субкультур,
криминальных организаций с расистской, шовинистической, профашистской
идеологиями. Кроме того, к подобным категориям причисляются не только йиппи и
хиппи, но и панки, металлисты, рокеры, скинхеды – это молодёжь из
неблагополучных семей, дети окраин, желающие социального реванша, «сводящие
счёты с обществом за собственную бедность»[2].

Т. Роззак говорил
о леворадикальном течении молодежного движения протеста, о его этическом
радикализме, направленном на изменение целей и ценностей, как потребительского
общества, так и техногенной цивилизации в целом[3].

Причина,
привлекающая внимание современных философов и культурологов к контркультуре в
нынешнее время, заключается в сохранении в общественном сознании ценностей и
идеалов, рождённых на гребне антиимпериалистических движений 1960-х годов. Сами
движения молодёжи убывали, но актуальные ориентации и нравственные поиски,
появившиеся в процессе борьбы с элитой, не исчезли. Они стали плотью и кровью
современного зарубежного социума.

Понятие
«контркультура» было введено в философский словарный запас Теодором Роззаком,
который в своей работе «Создание контркультуры», опубликованной в 1969 году,
эффективно переведенной на многие европейские языки и обладавшей огромным
успехом, установил контркультуру как вид протестующего мировоззрения,
«состояния», свойственного в конце 1960-х годов для привилегированных студентов
и интеллигентов. Тем не менее, данное определение не целиком раскрывает
значение понятия «контркультура» и содержание социокультурного явления,
оказавшимся весьма сложным, на что указывают дебаты и споры, ведущиеся вокруг
этого термина несколько десятилетий.

В отечественной
литературе оценивается сущность и значение контркультуры как особое явление,
возникшее в леворадикальном молодёжном движении в Европе. Контркультура
анализируется как сложное, разноречивое социокультурное явление, затрагивающее
«не только идеологизированные и стихийно-непосредственные формы критического,
оппозиционного сознания, но и сферу практических взаимодействий, культурных
установлений, художественного творчества»[4].



[1] Баталов, Э.Я. Леворадикальная
традиция и современное леворадикальное политическое сознание // Современное
политическое сознание в США / Отв. ред. Ю.А. Замошкин. – М.: Наука, 1984. – с.
33

[2] Новинская, М.И. Молодежь в
современном мире: Проблемы и суждения (Круглый стол) // Вопр. философии. –
1975. – № 5 – с. 95.

[3] Roszak Th. The Making of a counterculture: (Reflections on the
technocratic society and its youthful opposition). – N.Y., 1968. – p. 4 – 5.

[4] Мельвиль, А.Ю., Разлогов К.Э.
Контркультура и «новый» консерватизм. – М: Искусство, 1981 – с. 9.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы