Методика обучения истории Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Потенциал интерактивных технологий в коммуникативном развитии учащихся 8
1.1. Коммуникативное развитие как научная категория, его компоненты 8
1.2. Потенциал интерактивных технологий в развитии коммуникативных навыков учащихся 20
Выводы к первой главе 29
Глава 2. Интерактивные технологии и методы на уроках истории в процессе развития коммуникативных навыков учащихся 30
2.1. Виды интерактивных технологий 30
2.2. Примеры интерактивных упражнений 34
Выводы к второй главе 36
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39

  

Введение:

 

С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выявить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки, и, в конечном счете, образа «Я».
Школьный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии каждой личности. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития учащегося. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения и будущей профессиональной деятельности.
Проблема общения достаточно актуальна, т.к. общение выступает важной стороной жизнедеятельности каждого школьника. Они больше умеют, знают, кроме того, меняется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. В сегодняшнее время педагоги, социологи и психологи отличают негативную тенденцию с появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть, ухудшается отношение детей к непосредственному общению.
Данная тема актуальна еще и тем, что именно в годы обучения в школе происходит формирование личности. Насколько легко учащийся будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности и в какой-то степени определяется в жизни. И именно в этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношение с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. Понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которыми он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы учащегося среди других людей в течении его жизни.
Для осуществления общения важны сформированные коммуникативные навыки учащихся. В контексте данной работы нас интересуют именно коммуникативные навыки на уроках истории в общеобразовательной школе.
Современная система образования предполагает такую организацию учебного процесса, чтобы каждый его участник имел возможность активизировать познавательную и речевую деятельность и получить языковую практику, достаточную для формирования необходимых ему навыков, в том числе путем использования интерактивных технологий обучения, которые, в свою очередь, дают участникам возможность принимать участие в «живом» интерактивном диалоге с реальным партнером, а также обеспечивают активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
ФГОС одной из основных целей школьного обучения определяет содействие в овладении учащимися коммуникативными умениями и навыками в устной и письменной форме соответственно мотивам, целям и социальным нормами речевого поведения в различных типичных коммуникативных ситуациях. Формирование у учащихся коммуникативных навыков является неотъемлемой составляющей структуры содержания образования. Современная система обучения дает возможность применять коммуникативно-деятельностный подход к формированию коммуникативных навыков.
Актуальность темы данной работы обусловлена значимостью проблемы развития личности, межличностных отношений и коммуникативных навыков современных школьников, в частности, на уроках истории.
Отметим, что современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных технологий и методов обучения те, которые позволят по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить обучающихся не только знаниями, но и умениями, и навыками, развить их познавательную самостоятельность. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и творца. Радикальные изменения происходят, в том числе, и в технологиях обучения (переход от объяснительных к деятельностным), и в изменении оценки результатов обучения. В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический, системно-деятельностный подход к школьному образованию. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии и методы развития коммуникативных навыков учащихся на уроках истории, которые направлены на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьников.
Интерактивные технологии обучения способствуют эффективному развитию в каждой личности творческих способностей, логического мышления, системы общечеловеческих ценностей и общепринятых норм поведения, развитию коммуникативных навыков, осознанию личной ответственности и умению объединяться с другими членами коллектива класса для решения общей проблемы, формированию навыков общаться и сотрудничать с членами группы.
Кроме развития коммуникативных навыков, организация обучения на уроках истории с применением интерактивных технологий активизирует познавательную деятельность учащихся. Большое количество разнообразных и доступных школьникам видов работ, где используются интерактивные технологии, развивает воображение, наблюдательность, расширяет кругозор и влияет на формирование познавательной деятельности. Одними из таких интерактивных технологий обучения являются игровые технологии.
На современном этапе развития образования одной из стратегических задач определена необходимость формирования активной, творческой личности. На развитие различных способностей учащегося большое влияние оказывает игровой момент. Педагоги и психологи считают игру своеобразной формой соотношений между окружающим миром и жизненными событиями. Она является одним из видов детской деятельности.
Степень изученности проблемы. Формирование коммуникативных умений и навыков – ведущая проблема современной методической науки. Этой проблеме уделяли значительное внимание такие ведущие ученые XIX века: В.Г. Белинский, М.Ф. Бунаков, К.Д. Ушинский и другие.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута его цель: описаны технология и методы развития коммуникативных навыков учащихся на уроках истории.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Дана характеристика коммуникативному развитию как научной категории. Анализ литературы позволил сделать вывод, что коммуникативное развитие представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, которыми обеспечивается эффективное общение с окружающими: навыки изменения глубины и круга общения, понимания партнера и способность быть понятым партнером по общению. Составляющими коммуникативного развития личности являются следующие: ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и жизненном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды; адекватная ориентация человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации; готовность и умение строить контакт с людьми; внутренние средства регуляции коммуникативных действий; знания, умения и навыки конструктивного общения; внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективной коммуникативной действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
2. Раскрыт потенциал интерактивных технологий в развитии коммуникативных навыков учащихся. Решение данной задачи позволило установить, что обучению на уроках истории необходимо уделять значительное внимание использованию интерактивных методов, позволяющих учащимся самостоятельно приобретать знания, работая в парах или группах, что значительно способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. При таком подходе задача учителя состоит в подготовке и организации такой деятельности учащихся, в ходе которой они будут участвовать в активном взаимодействии.
3. Описаны виды интерактивных технологий и методов, используемых на уроках истории с целью развития коммуникативных навыков учащихся. Решение данной задачи привело к выводу о том, что использование на уроках истории интерактивных технологий вносит в привычную систему обучения привлекательную для учащихся новизну, способствует достижению образовательных стандартов. Интерактивность, оригинальность и оперативность данных технологий делает их популярными среди учеников и учителей. Их систематическое использование в образовательном процессе способствует повышению эффективности учебного процесса, эффективному развитию коммуникативных навыков учащихся.
4. Приведены примеры интерактивных упражнений. Отметим, что применяемые в процессе обучения в общеобразовательной школе на уроках истории интерактивные технологии и методы дают учащимся возможность выявлять проблемы, собирать и анализировать информацию, находить альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный путь решения задач в процессе как индивидуальной, так и групповой работы. Все это осуществляется во взаимодействии, способствующем развитию коммуникативных навыков учащихся.
Таким образом, анализ литературы по теме исследования показывает высокий потенциал интерактивных технологий и методов на уроках истории в процессе развития коммуникативных навыков учащихся.
Перспективами дальнейшего исследования считаем экспериментальную проверку влияния использования интерактивным технологий и методов на уроках истории на развитие коммуникативных навыков учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

Рассматривая коммуникативное развитие и особенности их формирования, стоит прежде всего дать определение понятию коммуникации. Коммуникация (от лат. Communicatio – единство, передача, соединение, сообщение, связанного с глаголом лат. Communico – делаю общим, сообщаю, соединяю, производным от лат. Communis – общий) – это процесс обмена информацией (фактами, идеями, взглядами, эмоциями и т.д.) между двумя или более лицами [Почепцов 1999].
В психологической теории деятельности общения рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и отвечает ей мотивом. В каждом возрастном периоде общения имеет свои специфические особенности, обусловленные развитием потребно-мотивационной сферы.
Общение – это специфический вид взаимодействия человека с помощью различных коммуникативных средств, заключается в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
В большинстве зарубежных исследований понятия «общение» и «отношение», как правило, не расстаются. В отечественной психолого-педагогической науке эти сроки не являются синонимами.
В процессе исследований детской психологии была разработана теория общения детей раннего и дошкольного возраста (Д. Эльконин, А. Запорожец, М. Лисина). Согласно этой теории, общения освещается как специфический вид детской деятельности. Процессы общения рассматриваются как активные действия, по которым ребенок стремится передать другим людям и получить от них определенную информацию, установить с тем, кто его окружает, необходимые для него эмоционально окрашенные отношения, согласовать с ними свои действия, удовлетворить материальные и духовные потребности.
Под коммуникативным развитием понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Они предполагают способность изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнером по общению. Коммуникативная компетенция формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. этот опыт приобретается не только в процессе непосредственного взаимодействия, а также опосредованной, в том числе по литературе, театру, кино, из которых человек получает информацию о характере коммуникативных ситуаций, особенности межличностного взаимодействия и средства их решений. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм. Коммуникативная компетентность является важной составляющей успешности каждой современной личности, требует четкого ориентирования в современной профессиональной ситуации и выбора именно тех средств общения, которые являются для ее решения наиболее эффективными.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы