Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Развитие и воспитание воли в школьном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты развития воли у школьников 6
1.1. Феномен воли в психологии 6
1.2. Особенности развития воли в школьном возрасте 10
2. Особенности воспитания воли школьников 19
2.1. Воспитание воли у младших школьников 19
2.2. Особенности воспитания воли в подростковом возрасте 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Изучение проблемы воли и ее формирование занимают важное методологическое, теоретическое и практическое значение. Активное развитие волевых качеств ребенка берет начало при переходе ребенка к школьному обучению и является частью адаптации. Сенситивный период для развития волевых качеств как раз и приходится на школьный возраст и характеризуется изменением ведущей деятельности школьника.
Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, причем особенностью в этом возрасте является именно переход от игровой деятельности, присуща детям дошкольного возраста, к учебной деятельности и поэтому возникает необходимость в развитии волевых усилий, направленных на усвоения учебного материала и выполнения поставленных перед детьми задач. Также именно уровень развития волевых качеств является одной из характеристик адаптационного периода первоклассников. 
Учитывая, что волевая сфера непосредственно влияет на поведение и деятельность человека, является взаимосвязанной с различными аспектами структуры личности (мышлением, познавательной деятельностью, вниманием, эмоциональной сферой), в настоящее время актуален вопрос о формировании и развитие воли у школьников.
Изучение воли привлекали внимание многих ученых. Так, П. Анохин, Г. Павелко, Рубинштейн, В. Иванников, Д. Узнадзе, Л. Божович, С. Максименко исследовали сущность воли и волевых качеств, Е. Ильин акцентировал научные исследования на детерминантах и мотивах их формирования.
Сегодня проблему формирования волевых качеств активно разрабатывают В. Иванников, Б. Братусь, Г. Браслав, Т. Дуткевич, Л. Рувинский, В. Селиванов и С. Хохлов акцентируют внимание на формировании волевых качеств младших школьников в учебной деятельности.
Объектом исследования становится воля как психологический феномен.
Предмет исследования — процесс развития и воспитания воли в школьном возрасте.
Данная работа имеет цель —  раскрыть особенности формирования и воспитания волевых качеств у школьников.
Задачи работы: 
1. изучить основные теоретические подходы к воле,
2. определить особенности развития воли в школьном возрасте,
3. проанализировать пути и средства воспитания воли у школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и систематизация передового педагогического опыта по вопросам развития и воспитания воли у школьников.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы могут послужить основой для проведения диагностики воли в школьном возрасте.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты развития воли у школьников

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, воля представляет собой психический процесс осознанной решимости человека регулировать свою деятельность и поведение для достижения своих целей. Основной единицей воли является волевое действие, которое может быть реализовано в простых и сложных формах. Простой волевой акт имеет две связи — постановка целей и выполнение. Сложное волевое действие характеризуется косвенным сознательным процессом: действиям предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, планирование.
Система волевой деятельности человека также включает волевые качества, которые в свою очередь делятся на первичные и вторичные. В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие воли, формируются и совершенствуются новые волевые качества личности. Совершенствование волевого регулирования зависит от нравственного, мотивационного воспитания их. Важную роль в развитии волевой сферы подростка играет воспитательная и трудовая деятельность. Умышленные качества — это относительно устойчивые психические образования, которые не зависят от конкретной ситуации и указывают на уровень сознательной саморегуляции поведения человека и его власть над собой.
Основными факторами развития волевых качеств у детей младшего школьного возраста являются: переход к школьному обучению (распорядок дня, обязательные задания) и влияние семьи (требования личности со стороны родителей).
В подростковом возрасте происходит радикальная перестройка структуры волевых качеств. Волевая сфера подростков довольно противоречива. В связи с тем, что новообразование этого возраста вызывает чувство зрелости, подросток чувствует себя решительным, независимым. Он хочет делать все сам, не думая о последствиях, эмоционально реагирует на все. Одной из важных проблем этого возраста является необходимость освобождения от контроля и опеки родителей и учителей, от установленных правил и процедур. Подростки часто вступают в конфликт со взрослыми, они негативно относятся к ранее выполненным требованиям, упрямы и противостоят авторитету взрослых.
В подростковом возрасте наблюдается общее повышение уровня развития волевых качеств. Такие качества, как настойчивость, независимость, смелость, достигают высокого уровня развития, а такие качества, как дисциплина, организованность, выносливость на низком уровне развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Феномен воли в психологии

Проблема воли и волевых качеств личности активно разрабатывается психологами, и ее значение для развития личности невозможно переоценить, поскольку именно сознательный контроль за собственной деятельностью и поведением человека связан с принятием решений, преодоление трудностей и препятствий на пути к достижению цели, выполнению поставленных задач [3].
Волевые качества Е.П. Ильин рассматривает как относительно устойчивые психические образования, независимые от конкретной ситуации, подтверждающие достигнутый человеком уровень сознательной саморегуляции поведения и его власти над собой [10].
Воля — это специфически человеческая сторона психики, которая возникла вместе с появлением общества и работы. Воля человека выражается в том, насколько человек способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько он способен контролировать свое поведение, подчинять свою деятельность определенным задачам.
Воля — это умственный процесс осознанной целеустремленности человека, регулирующего его деятельность и поведение для достижения своих целей. Исходя из этого, основная единица свободы — волевое действие, должно пониматься как сознательное, целенаправленное действие. В волевых действиях человек осознает свою сознательную цель, которая как закон определяет способ действия и характер [1].
Преднамеренные действия человека направлены на достижение сознательно поставленных целей и связаны с преодолением труда. Они разные по сложности. Таким образом, человек, который первым сел на велосипед, преодолевает некоторые опасения по поводу возможного падения. Такое волевое действие просто. Сложное волевое действие содержит несколько простых. Комплексные действия входят в систему организованной волевой деятельности человека, направленной на достижение отдаленных целей. Фактически волевые действия — это действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей и связанные с преодолением трудностей [5].
Основные признаки волевых действий:
1) сознательное преодоление препятствий на пути к достижению цели;
2) наличие конкурирующих (противоречивых) мотивов;
3) наличие волевых усилий.
Общая характеристика волевых действий:
— волевые действия являются сознательными, целенаправленными, преднамеренными, осуществляемыми по их собственному сознательному решению;
— волевые действия — это действия, вызванные как внешними (социальными), так и внутренними (собственными) факторами, то есть всегда есть причины, по которым действия должны быть выполнены;
— волевые действия могут иметь дефицит мотивации или торможения либо с самого начала, либо в процессе их осуществления;
— волевые действия могут быть обеспечены вспомогательной мотивацией или торможением путем изменения смысла действия и прекращения достижения цели.
Волевое действие может быть реализовано в простых и сложных формах. Простой волевой акт должен иметь две связи: постановка цели и исполнение. Здесь ясно, что одна ссылка следует сразу за другой, без промежуточных ссылок. В простом волевом акте импульс к действию, нацеленный на более или менее сознательную цель, может непосредственно перейти в действие. Сложное волевое действие характеризуется косвенным сознательным процессом: действиям предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, планирование. Такое действие требует значительных усилий, терпения, настойчивости и способности организовать себя для выполнения действий [3].
Некоторые ученые выделяют две стадии волевого акта:
— подготовительный, этап умственного действия, обдумывание, на

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы