Курсовая теория на тему Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1. Теоретические вопросы
развития фонематического восприятия у дошкольников 4
1.1. Понятие фонематического
восприятия. 4
1.2. ОНР как тяжелое нарушение речи. 9
1.3. Особенности нарушений
фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. 15
2. Методы изучения уровня фонематического восприятия у
детей с ОНР. 20
2.1 Анализ методов диагностики нарушений фонематического
восприятия. 20
2.2 Анализ
методики коррекции фонематического восприятия. 23
Заключение. 30
Список литературы.. 33
Введение:
Актуальность. Важнейшей
психической функцией человека является речь, поскольку специфически
человеческие способы социальных контактов обеспечиваются, прежде всего, речевым
общением. На их основе формируются высшие формы познавательной деятельности. В
связи с этим, проблемы и отклонения в речевом развитии не только затрудняют
общение, но и негативно сказываются в целом на психическом развитии ребенка. В
данном процессе от ребенка необходимо слуховое восприятие речи, дифференциация
и воспроизведение ее отдельных элементов, запоминание услышанного речевого
материала, контроль собственной и чужой речи для выявления ошибок. Комплексное
решение вышеуказанных вопросов возможно при развитии фонематического восприятия. Недостатки
фонематического восприятия и звукопроизношения ребенка-дошкольника ограничивают
его общение со сверстниками и взрослыми. Проблемы развития фонематического восприятия в
дошкольном возрасте исследованы отечественными учеными: А. Н. Гвоздевым, И. Е.
Тихеевой, А. В. Миртовой, А. М. Бородич, М. Ф. Фомичевой и др. Коррекция нарушений произношения у
дошкольников освещается в исследованиях Р. Е. Левиной, М. Е. Хватцева, М. А.
Александровской, О. В. Правдиной, А. С. Герасимовой, О. С. Жуковой.
Одной
из актуальных проблем логопедии дошкольного возраста является
коррекционно-развивающая работа по формированию фонематического восприятия у
детей с общим недоразвитием речи. Это обусловлено несколькими обстоятельствами:
— широкой распространенностью данного дефекта у дошкольников (P. E. Левина, Л.
Ф. Спирова, Т. Б Филичева, Г. В. Чиркина);
— важностью
своевременной коррекции фонематического восприятия для подготовки детей к
дальнейшему школьному обучению (А.П. Воронова, Л.Ф. Спирова,
Й.-В. А. Унчюрис);
Заключение:
Итак, на
основе обобщения результатов изучения научно-методической литературы, можно
сделать следующие выводы:
Фонематическое
восприятие представляет собой специальные умственные действия по дифференциации фонем
и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое
недоразвитие детей имеет разную сложность и выражается, прежде всего, в
нарушении звукопроизношения. Существует дифференциация фонематического
недоразвития: выраженное, характеризуемое нарушение различения всех звуков и
недоразвитием всех форм фонематического анализа; избирательное, при котором
нарушено различение фонетически сходных и оппозиционных фонем и недоразвиты
сложные формы фонематического анализа; невыраженное фонематическое
недоразвитие.
Нарушение
фонематического восприятия является вторичным, однако, оно оказывает
существенное негативное влияние на развитие мышления детей. Дети не различают
сходно звучащие фонемы и флективные окончания слов, как следствие, не понимают
значений многих слов, что тормозит овладение словарным запасом и грамматическим
строем речи.
Нарушение
фонематического восприятия связано и с нарушением фонематического анализа у
дошкольников с ОНР, что обусловлено рядом причин: нарушениями
слухо-произносительной дифференциации, из-за которой одни звуки заменяются
другими, акустически и артикуляторно сходными; затруднениями в интериоризации
действия фонематического анализа, то есть, невозможности перевести его в
умственный план; трудностями в формировании фонематических представлений, когда
дети не способны провести фонематический анализ, если слово не произнесено
вслух; неумением расчленять слог на звуки; неспособностью определить временную
последовательность звуков в слоге.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические вопросы развития
фонематического восприятия у дошкольников
1.1.
Понятие фонематического восприятия Усвоение ребенком звуковой стороны речи, ее акустических характеристик
в единстве с овладением двигательными (артикуляционными) образами фонем
(реализаторами фонем) являются базовыми компонентами для дальнейшего овладения
речью.
Понятие «звук», «фонема», «фонематическое восприятие» привлекают
внимание специалистов из лингвистики, психологии, акустики, психоакустики, психолингвистики
других отраслей науки. Особое значение приобретает содержание этих понятий для
коррекционной педагогики, в частности логопедии [60].
Ведь проблема формирования фонематического восприятия, у детей
является актуальной и общей. Если внимательнее проанализировать сущность
компенсаторно-коррекционных механизмов, которые применяются при формировании
речи у детей, то можно выделить общие действенные технологии, которые способны
дополнять и усиливать друг друга, а также специфические, отличные,
подчеркивающие их (технологий) интеграционную значимость [33].
Что касается современных научных исследований в области отечественной
логопедии можно отметить наличие весомых достижений в исследовании теории
восприятия и аналитико-синтетической «отделки» речевых сигналов.
Особое внимание ученых и практических работников привлекают вопрос
восприятия, распознавания фонем в слове, что является чрезвычайно важным при
формировании устной речи у детей. Меньше внимания уделяется изучению
особенностей восприятия детьми отдельных звуков, их характеристик.