Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования фонематического восприятия у
детей младшего школьного возраста. 6

1.1. Понятие "фонематическое восприятие" в логопедической
литературе  6

1.2. Особенности ФВ в младшем школьном возрасте. 8

Глава 2. Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у
детей младшего школьного возраста. 15

2.1. Описание выборки и методов исследования. 15

2.2. Эмпирическое исследование фонематического восприятия у младших
школьников. 22

2.3. Рекомендации по развитию фонематического восприятия у младших
школьников. 24

Заключение. 31

Список использованных источников: 32

Приложение. 35

  

Введение:

 

Актуальность изучения особенности
речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена
тем, что самым распространенным дефектом у детей среднего и младшего школьного
возраста являются нарушение звукопроизношения. Профессор Р.Е. Левина в рамках
психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) [9, C. 51]. Фонетико-фонематическое недоразвитие —
это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у
детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем [24]. К этой категории относятся дети с
нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная
сторона речи и особый — фонематический — слух. Фонематический слух — это
тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы
родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха,
направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами,
которые хранятся в памяти человека упорядоченно — в «решетке фонем». Понятие
«фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие»
[5]. С самого раннего возраста нормально
развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные
движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно
сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки
(например, гласные, а, о и т.д.) совершенно по-разному произносятся взрослыми и
детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности
произношения звуков: один говорит тихо, другой — громко; ребенок произносит
звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина — низким и хриплым и т.д. Но
эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых
единиц. По мнению Н.И. Жинкина, к признакам
звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе
сигнала от периферии нервной системы к центру [14]. Фонематическое восприятие — это
способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе
безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Исследования
ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия,
Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.)
подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего
слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического
строя, словаря, артикуляции и дикции [4].Развитие речи, включающее умение четко
произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно
построить предложение и т. д., одна из основных проблем, стоящих перед
дошкольным учреждением. Преодоление
фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной
логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического
недоразвития.Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с   включает коррекцию речевого дефекта и
подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В.
Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко) Объект
исследования – дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. Предмет
исследования – особенности фонетического
восприятия   у детей младшего школьного
возраста. Цель
исследования – определение недоразвития фонетического
восприятия   у детей младшего школьного возраста.

Решить
следующие задачи:

1.
Провести теоретический анализ проблемы фонетического восприятия   у детей младшего школьного возраста.

2.
Провести экспериментальное изучение особенностей фонетического восприятия   у детей младшего школьного возраста.

3.
Составить рекомендации по развитию фонетические восприятия   у детей младшего школьного возраста. Практическая
и теоретическая значимость нашей работы заключаются в уточнении и углублении
данных об особенностях фонетического восприятия   у детей младшего школьного возраста, которые
впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и
приемов коррекционной работы. Курсовая работа состоит из введения,
2-х глав (1 глава — теоретический анализ; 2 глава – экспериментальное
обследование фонетического восприятия   у
детей младшего школьного возраста), заключения, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

К
сожалению не все дети с легкостью усваивают систему фонематического восприятия.
По последним исследования соцстата в 2020 году [19] данная категория детей
составляет 40% от всех детей имеющих речевую патологию. Такое большое
количество детей с нарушением, требует активного воздействия не только со стороны
логопеда, но и педагогов и родителей. Исследование данной проблемы проводилось
на базе _______ р-на в р группе № . Группа занимается с логопедом второй год.
По рекомендации логопеда была сформирована группа детей лет с речевым диагнозом
нарушение ФВ. Для исследования нарушение фонематического восприятия у данной
группы детей была изучена методическая литература и подобраны соответствующие
методы исследования. В результате диагностики у детей был выявлен ряд нарушений
фонематического восприятия. Для устранения нарушений фонематического восприятия
мы предлагаем ряд заданий, игр и упражнений. Игровая форма проводимых заданий
способствует заинтересованности и вовлечению детей в активную деятельность.
Данный вид деятельности может оказаться успешным для реализации в школьном
учреждении, удобен в использовании на занятиях в малых подгруппах. Достаточная
сформированность данных функций является залогом успешного овладения фонематическим
восприятием.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования фонематического восприятия у
детей младшего школьного возраста 1.1.
Понятие "фонематическое восприятие" в логопедической литературе Фонематическим восприятием определяется
процесс узнавания и различия как отдельных фонем, так и фонематических рядов
слов. При сформированном фонематическом восприятии слова дифференцируются по
значению и слух произносительным образам звуков. Узнавание слова опирается на
акустико — артикуляторные признаки всего слова в целом. По определению Д.Б.Эльконина [18] фонематическое
восприятие — это умение осознать звуковую структуру слова, т.е. умение
определять позицию слова по отношению к началу и концу слова; умение
представить себе слова как линейную последовательность звуков, т.е. какой звук
за каким следует, умение определять количество звуков в слове. Действия по
анализу звуковой структуры слов формируются в процессе специального обучения.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое
значение для овладения навыками чтения и письма [16], В свою очередь восприятие
формируется на основе хорошо развитого фонематического слуха.

Г.А.
Климов в своей работе «Фонема и морфема» предлагал следующее определение:
«Фонема — единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения
значимых единиц — морфем, в состав которых она входит в качестве минимального
сегментного компонента, а через них — и для опознавания и различения слов. Фонема
— инвариантная единица языка» [16 c. 24]. Фонема является основной единицей
языка, связанной со смыслоразличением достаточно косвенно. Для фонем характерно
выполнение следующие функции: перцептивной (опознавательной) и сигнификативной
(различительной), а иногда и делимитивной (разграничительную) функции в тексте,
фонемы в системе языка находятся в отношениях оппозиции друг с другом.
Основанием оппозиции служат, как правило, различительные признаки, которые
представляют собой обобщение артикуляционных и акустических свойств звуков, так
что фонема может операционально представляться как пучок различительных
признаков — дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает данная
фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими. В.К. Орфинская дает следующее
определение фонематической системы: фонематическая система — это система фонем
языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными
смыслоразличительными признаками. В русском языке такими признаками являются
звонкость или глухость, твердость или мягкость, место образования, способ
образования, участие нёбной занавески [32]. С. Н. Цейтлин дал следующее
определение: «фонематический слух — это восприятие фонемного состава слова и
оценивание соответствия или несоответствия своего произношения установленному
образцу» [11].

Фонематический
слух является одним из компонентов речевого слуха и включает:


фонематическое восприятие;


фонематический анализ и синтез;


фонематические представления. Фонематический слух обеспечивает
понимание различной речевой информации, в том числе поступающей одновременно из
нескольких каналов, т. е. в ситуации многоканальной коммуникации. 1.2. Особенности ФВ в младшем школьном
возрасте В первые недели жизни ребёнка активно
формируется слуховое внимание. Ребёнок, услышав звук человеческого голоса,
перестаёт сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают
говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной
песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону
говорящего и следит за ним глазами. В период появления лепета ребёнок
повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное
повторение кинестетического ощущения от определённого движения ведёт к
закреплению двигательного навыка артикулированы. [27] С
6 месяцев ребёнок путём подражания произносит отдельные звуки, слоги,
перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети
различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся
всего одной фонемой. Так формируется фонематический слух — способность
воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребёнка всё более развивается навык слухового контроля
за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. К 3 — 4
годам фонематическое восприятие ребёнка настолько улучшается, что он начинает
дифференцировать сначала — гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые,
сонорные, шипящие и свистящие.
К 4 годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно
быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же
времени у ребёнка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Формирование правильного
произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков,
т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего
восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи
происходит в ходе

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы