Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Развитие эмоциональной отзывчивости у ребёнка старшего дошкольного возраста посредством художественно-игровой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Основные теоретические подходы к развитию эмоциональной отзывчивости 5

1.1 Понятие «эмоциональная отзывчивость» с точки зрения разных авторов 5

1.2 Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 12

1.3 Формы, средства и методы развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 19

Выводы по первой главе 27

Глава 2. Развитие эмоциональной отзывчивости у ребенка старшего дошкольного возраста посредством художественно-игровой деятельности 28

2.1 Влияние художественно-игровой деятельности на развитие эмоциональной отзывчивости у ребенка старшего дошкольного возраста 28

2.2 Создание условий для развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 35

Выводы по 2 главе 41

Заключение 42

Список использованных источников 44

  

Введение:

 

Введение

Актуальность исследования. Развитие эмоциональной отзывчивости относится к одной из важных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО. Это связано с тем, что данная человеческая способность всегда была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми.

Эмоциональное развитие – это ядро духовно-нравственного воспитания личности, ее основа. Поэтому вопрос ее развития у детей очень актуален, особенно сегодня, когда духовные ориентиры общества все еще находятся на стадии становления. Данной проблемой занимались многие психологи и педагоги (Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.Ф. Гербарт, В. Вундт, А.В. Запорожец и др.).

Необходимо сказать, что именно в старшем дошкольном возрасте эмоциональная отзывчивость становится основой формирования эстетических чувств личности. «Дети этого возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному. Кроме того, упущенные недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполняются в последующие годы» [4, с. 27].

В работах Л.С. Выготского, Е.А. Ермолинской, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, В.С Мухиной и многих др., можно встретить частные упоминания о том, что для развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников, необходимо их вовлекать в художественно-игровую деятельность. Именно она способна оставить глубокий след в эмоциональном опыте ребенка. Однако, несмотря на это, по-прежнему, не используются возможности художественно-игровой деятельности для развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, в виду не полной разработки ее содержания.

Цель исследования: рассмотреть особенности развития эмоциональной отзывчивости у ребенка старшего дошкольного возраста посредством использования художественно-игровой деятельности.

Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности художественно-игровой деятельности для развития эмоциональной отзывчивости у ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «эмоциональная отзывчивость» с точки зрения различных авторов.

2. Охарактеризовать особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

3. Обозначить формы, средства и методы развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

4. Изучить особенности влияния художественно-игровой деятельности на развитие эмоциональной отзывчивости у ребенка старшего дошкольного возраста.

5. Описать условия, необходимые для развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические (сравнение; синтез; обобщение).

Теоретико-методологическая основа исследования: фундаментальные представления о человеке как целостном природном и общественном существе (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др.); теоретическая интерпретация понятия «эмоциональная отзывчивость» психологов и педагогов (Е.Н. Бородиной, П.Ф. Каптерева, С.А. Курносовой, Л.В. Ясинского и др.); теоретические положения (Л.И. Божовича, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева и др.) о развитии эмоциональной отзывчивости у детей.

Структура исследования: введение, две главы (теоретические), заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа посвящена исследованию особенностей развития эмоциональной отзывчивости у ребенка старшего дошкольного возраста посредством художественно-игровой деятельности.

Работа носит теоретический характер. В первой главе было определено следующее. Под эмоциональной отзывчивостью понимается умение человека сопереживать и сочувствовать другим людям, понимание их внутренних состояний. Эмоциональная отзывчивость дошкольников – это в первую очередь умение откликаться на события, явления окружающей действительности; способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом; эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

Для старших дошкольников характерна высокая эмоциональность и умение искренне выражаться свои чувства. Важную роль в эмоциональном развитии детей среднего дошкольного возраста играет эмпатия – способность человека на эмоциональный отзыв при переживании за другого. Дети могут испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих, они «открыты» для эмоционального взаимодействия с окружающими. С возрастом способности детей к переживанию за других развиваются и переключаются с реакций на физические ущербности людей при реакции на их чувства и развития, при этом очень важно учитывать, что в этот период дети особенно восприимчивы к воздействию взрослых.

Так как на данном этапе развития дети являются особенно восприимчивыми и эмоциональными, взрослые должны посвящать часть своего времени на развитие их эмоциональной отзывчивости. Для этого могут быть использованы различные средства (игры, рисование, лепка, театрализованная, конструктивная и музыкальная деятельность), осуществляемые практическими, наглядными, словесными и игровыми методами, в фронтальной, групповой и индивидуальной форме обучения.

Вторая часть работы позволила выяснить, что наиболее эффективно развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в художественно-игровой деятельности. Художественно-игровая деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность человека, вид деятельности, направленный на эстетическое освоение мира, на воссоздание и усвоение общественного опыта, правил и норм поведения, опыта деятельности через встречу с произведениями изобразительного искусства и игру с художественными материалами и продуктами художественного творчества

Выражение детьми собственных переживаний через художественно-игровую деятельность оказывает положительное влияние на развитие их эмоциональной отзывчивости. Дело в том, что участие в такой деятельности помогает старшим дошкольникам «прочувствовать» то, что ими воспринимается. Кроме того, в такой деятельности у ребенка активизируется творческий поиск средств подражания тому или иному образу.

Такая деятельность служит действенным средством умственного, нравственного и эмоционального воспитания, в силу своей эмоциональности и образности. Однако для эффективной организации такой деятельности необходимо достижение целого ряда определенных условий, что обусловлены спецификой художественно-игровой деятельности.

Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи в начале работы, могут считаться выполненными.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Основные теоретические подходы к развитию эмоциональной отзывчивости

1.1 Понятие «эмоциональная отзывчивость» с точки зрения разных авторов

Очень часто понятие «эмоциональная отзывчивость» заменяют словами «эмоции» и «отзывчивость». Поэтому рассмотрим их более подробно.

Психологи (А.Н. Нугаева, З. Фрейд, П.К. Анохин и др.), понятием «эмоции» (в переводе с латинского «emoveo» – потрясаю, волную), характеризуют особый класс психических явлений, выраженных в форме субъективного переживания отражаемых предметов и ситуаций, при удовлетворении потребностей живого существа. То есть, эмоции выступают как один из механизмов психической регуляции поведения человека.

С.Ю. Головиным [10, с. 577] говорится о том, что эмоции принимают участие во всех психических процессах при любом состоянии человека. Они способны предвосхищать еще не наступившие события или возникать в случае представлений о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Эмоции могут быть положительными (радость, удивление, восторг), повышающими жизнедеятельность организма и отрицательными (тоска, грусть, гнев, горе, страх и стыд) [32]. Они различаются по интенсивности (силе). Чем сильнее оказывается эмоция, тем сильнее будут ее физиологические проявления. В зависимости от этого, эмоции различают по длительности и по степени осознанности (настроение, эмоция, аффект и чувство).

Настроение представляет собой слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причину которого человек может и не осознавать. Эмоция – это кратковременное, но достаточно сильно проявляемое переживание человека (радость, горе, страх и т.п.). Ее относят к более простому, непосредственному переживанию в данный, конкретный момент времени, что соотносится с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Аффект является быстро возникающим очень интенсивным

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы