Технология и организация экскурсионных услуг Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Развитие экскурсионного дела в СССР.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. История развития советского туризма в довоенный период 6
1.1. Анализ основных трудов в сфере изучения туризма в СССР 6
1.2. Развитие экскурсионной деятельности с 20-30х годах 10
Глава 2. Развитие советского туризма после ВОВ 17
2.1. Поствоенный период и «оттепель» 17
2.2. Расцвет туризма в 80е годы 24
Заключение 27
Библиографический список 29

 

  

Введение:

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что работы советского периода, посвященные международным туристическим связям Советского Союза, как правило, ограничивались количественными данными, доступными по гражданам. Рассказы о «Поездах дружбы» и туристических обменах между городами-побратимами были основным доказательством поездок за границу во второй половине 20-го века. Кроме того, разделы, посвященные выездному туризму, зачастую уступают по объему письменных работ тем, что принимают иностранных туристов в СССР.
В то время как советский международный туризм рассматривался как проявление политики «пролетарского интернационализма», в оценках западного туризма доминировало осуждение идеологического влияния на граждан, намеревающихся посетить Советский Союз и страны Восточной Европы. Целью влияния была советская жизненная пропаганда.
В свою очередь, «зеркальная» точка зрения получила широкое распространение в западной историографии. Советские и иностранные туристы служили инструментом пропаганды в руках советского правительства, но в целом международный туризм был важной составляющей советской «культурной атаки».
В последние годы российская историография превратилась в изучение истории советского выездного туризма. Отклонение от традиционной советской историографии вызывает интерес к туристическим учреждениям (Всесоюзное акционерное общество «Интурист», Бюро международного молодежного туризма «Спутник» и отдел международного туризма, отдел туризма и экскурсий Центральной профсоюзной организации) и Поведение советских граждан за рубежом очевидно. Институциональная составляющая анализа в большей степени сводится к изучению механизма отбора кандидатов для зарубежных поездок. Многие работы связаны с организацией поездок советских граждан в некоторые зарубежные страны, такие как Болгария, Финляндия и Франция.
В 20-е годы ХХ в. в РФ началось развитие экскурсионного дела, в частности происходил процесс формирования сети экскурсионных учреждений, организационных и методологических основ их практической деятельности, стали основой дальнейшего развития в последующие десятилетия. В связи с этим, крайне необходимым становится глубокое изучение, осмысление, научное обобщение опыта становления экскурсионного дела в 20-х годах ХХ в., С учетом всех положительных и отрицательных моментов.
Актуальность темы обуславливается тем, что на протяжении десятилетий этот вопрос оставался вне поля зрения историков, культурологов. Его значение для развития науки, образования, культуры, краеведения, межнациональных отношений недооценивалось. Односторонний предвзятый подход не способствовал объективному освещению проблемы.
Развитие экскурсионного дела в 20-х годах ХХ в. приобретает особую актуальность и имеет практическое значение на современном этапе. Средствами экскурсий возможно решение многих вопросов развития экскурсионной отрасли, государственной политики в сфере экскурсионного дела.
Целью исследования является изучение особенностей развития экскурсионного дела в СССР
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
— провести анализ основных трудов в сфере изучения туризма в СССР;
— охарактеризовать развитие экскурсионной деятельности с 20-30х годах;
— рассмотреть поствоенный период и «оттепель»;
— описать расцвет туризма в 80е годы.
Объектом исследования является экскурсионная деятельность.
Предметом исследования является процесс изучения развития экскурсионного дела в СССР.
Несмотря на то, что данная тема пользовалась популярностью, как у наших соотечественников, так и у ученных мирового уровня, на современном этапе тема, посвященная изучению развития экскурсионного дела в СССР, является не до конца раскрытой. На основе этого можно судить, что степень разработанности данной темы является не достаточной.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные положения теории туризма, монографии, научные статьи отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы как общенаучные, так и специальные методы исследований.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка использованных источников и приложений. Основной текст работы изложен на 30 страницах печатного текста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в ходе данного курсового проекта были рассмотрены следующие аспекты:
Следует отметить, что анализ имеющейся литературы свидетельствует об отсутствии специального исследования по проблемам развития экскурсионного дела в РФ в 20-х годах ХХ в.
Экскурсионное дело было определено, как действенное средство идеологической работы, которая обеспечивала массовость и была направлена на перестройку сознания широких слоев населения на коммунистических началах. Экскурсионное дело заняла видное место в работе Главполитпросвета. Она была введена в учебные планы подготовки и переподготовки политобразовательнх работников. Экскурсионные программы проводились для участников семинаров, делегатов съездов, совещаний. Особенно заметного идеологического направления приобретает экскурсионное дело в конце 1920-х годов, когда руководящим органом становится Общество пролетарского туризма и экскурсий. Значительное внимание было обращено на организацию экскурсий с целью пропаганды коммунистического детского движения. Экскурсионные учреждения активизировали свою деятельность среди крестьянства для пропаганды коллективных хозяйств. Экскурсии были задействованы в работе с национальными меньшинствами.
С целью пропаганды социалистического строительства в 1920-х годах распространился иностранный туризм. Государственные органы поддерживали экскурсионное дело, как активная форма массовой углубленной пропагандистской работы.
В связи с расширением советских туристических поездок в западные страны, в феврале 1957 г. возникла дискуссия об информационной безопасности туров и валютной политике внутри «Интуриста». В частности, было предложено сделать «справочник по зарубежным странам … всеобъемлющим», так как с точки зрения руководства советские туристы неправильно восприняли идею образа жизни людей и стран «на основании того, как они потратили свои представленные карманные деньги «. Более того, чиновники опасались, что, возвращаясь в СССР, такие туристы дезинформируют «советских людей о жизни за рубежом». Представители Министерства культуры выступили против публикации большого количества справочников по западным странам, куда «отправилось гораздо меньше туристов, чем в народные демократии». Наоборот, руководство «Интуриста» полагало, что проблему нельзя «механически обработать», поскольку «большинство наших ошибок в работе с туристами — это ошибки капиталистических стран». Камнем преткновения была безопасность валюты туриста.
В 1980-е гг. получают развитие маршруты для родителей с детьми. Составлялись маршруты с учетом буквально всех возрастных категорий детей.
Начавшаяся во второй половине 1980-х гг. перестройка и последующий распад СССР привели и к распаду единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История развития советского туризма в довоенный период

1.1. Анализ основных трудов в сфере изучения туризма в СССР

Развитие экскурсионного дела в РФ в 20-х годах ХХ в. является мало изученной страницей нашей отечественной истории. Эта проблематика почти выпала из поля зрения исследователей.
Имеющуюся историческую литературу по исследуемой проблематике можно разделить на группы по хронологически тематическому принципу. Первое — составляют труда 20-х — начале 30-х годов ХХ в., Которые имели важное значение для раскрытия проблемы. Написанные преимущественно специалистами экскурсионного дела, они касались вопросов организации экскурсий, путешествий и, в известной степени, раскрывали процессы развития экскурсионной работы.
В начале 20-х годов отдельные монографии, статьи по теории и практике экскурсионного дела, в основном, выдавались в Российской Федерации.
Ряд вопросов по теории экскурсионного дела разработал педагог и методист Б. Райков . Он охарактеризовал такие важные проблемы: образовательное значение экскурсионного метода, типы экскурсий и методы их проведения, школьные и внешкольные экскурсии и их методические особенности, техника проведения экскурсий. Б. Райков раскрыл понятие «экскурсия», составил классификацию экскурсий по содержанию, объему, методом проведения, составу участников. Обобщены им «Десять заповедей экскурсионного дела» сохранили свое значение и в наши дни. Серьезное внимание Б. Райков уделил школьным экскурсиям, считая их иллюстрацией, или дополнением к выявленных учениками сведений о том материал, который должен изучаться. Отмечая образовательное значение экскурсий, он подчеркивал важность взаимосвязей природы, исторических памятников, архитектуры и художественных произведений. Ценны исследования Б. Райкова в области психологических основ экскурсий, их влияния на чувства людей.
Значительное внимание основам теории и практики экскурсионного дела уделил М.П. Анциферов. Аналитический подход к этим вопросам прослеживается в его труде «Теория и практика экскурсий по обществоведению» . Автор отмечает интенсивность развития экскурсионного дела в начале 20-х годов и ее ценность для образования, делает обобщения, касающиеся не только школьных экскурсий. Он акцентирует внимание на главной цели экскурсий и работе руководителя группы, требует научить экскурсантов «читать окружение». Экскурсионная программа, по его мнению, не должна быть простым переводом материала об объектах. Задача экскурсовода состояла в том, чтобы помочь экскурсанту выработать навыки самостоятельного видения окружающего мира и умение определить в нем самое ценное и интересное. М. Анциферов обращался с таким призывом к экскурсантам: «Будем искать понимания окружающего и в новом подходе оно заговорит с нами через камни мостовой, формы домов, названия улиц. Тогда откроется интересная книга, которую можно научиться читать «. Автор подчеркивал значение методической работы руководителя группы, подготовку специальных вопросов для экскурсантов в начале и в конце экскурсии, давало возможность акцентировать внимание участников экскурсий, побудить их к дальнейшему поиску. Ценным в работе М. Анциферова есть приложение: «Экскурсия по Васильевскому острову», который состоит из введения, основной части, заключения. В основной части глубоко раскрываются подтемы экскурсии, используются методические приемы описания, локализации, зрительной реконструкции, цитирование и тому подобное. Материал представлен в форме индивидуального текста экскурсии по маршрутному принципу. К нему прилагаются методические замечания для экскурсовода, в которых изложены объяснения, по глубокому раскрытию темы, предлагаются различные варианты проведения экскурсии. В работе М. Анциферова в первой части изложены теоретический материал, приведены многочисленные примеры из зарубежной литературы и истории. Во второй, которая получила подзаголовок «Эпоха торгового капитализма», подается описание культовых сооружений, сделано смелый для того времени вывод: «В нашей экскурсии мы работали над памятниками прошлого и определили все, что в нем ценного для понимания будущего. Оглядываясь на него, мы должны наметить путь развития, который только и способен открыть достоверные перспективы будущего «.
Каждая из вышеупомянутых работ раскрывала конкретную тему как часть практического опыта развития экскурсионного дела. Более обобщенно описал организационные основы экскурсионной работы в своей работе «Беседы о туризме» Антонов-Саратовский . Он дал общую характеристику экскурсионного дела, распределил ее в соответствии с поставленной цели (образовательная, общественно-политическая, военно-оборонная, научно-исследовательская), учитывал способ передвижения экскурсантов, территориальный охват маршрута, количество участников похода. Автор дал свое определение различных видов маршрутов, разработал рекомендации к ведению дневника экскурсанта. Эта работа была написана уже тогда, когда действовало Общество пролетарского туризма и экскурсий, созданное для пропаганды идеологии правящей власти. Итак, было вполне закономерным то, что участникам экскурсий выдавались общественно-политические задачи: информировать население тех мест, через которые проходили маршруты, о значении Октябрьской революции, вести агитацию за организацию колхозов и тому подобное.
Книга В. Антонова-Саратовского имеет подзаголовок «Азбука пролетарского туризма». Она раскрывает важные страницы становления и развития одной из руководящих структур экскурсионного дела — Общества пролетарского туризма и экскурсий. Автор подробно характеризует его организационные формы, основную базу, структуру, систему управления. Конечно, в основу своей деятельности Общество положило идею: «Пролетарский туризм — проводник задач компартии и советской власти». Книга В. Антонова-Саратовского характеризует идеологическое направление экскурсионного дела.
Агитационно-пропагандистской также труд Л.Н. Гурвича (активиста Всесоюзного общества пролетарского туризма и экскурсий) — «Социалистическое строительство и пролетарский туризм» . Он критикует работы предшественников, разоблачает «враждебно» направление их работ. Обращаясь к экскурсионных сроков и давая свое определение «экскурсии», Л. Гурвич на первое место ставит коммунистическое воспитание, активное участие в социалистическом строительстве, подчеркивает значение экскурсии для путешествий. В то же время автор выражает свою критику по отношению к «буржуазного туризма», отмечает, что в его основу положен отдых, спорт и развлечения и потому, якобы, он призван отвлекать широкие рабочие массы от активного участия в классовой борьбе, от активной политической жизни. На основе отчета международного бюро Лиги наций за 1928 автор подает данные о прибыли от туризма 27 стран мира, отдельно выделяя Канаду, Италию, Францию, подчеркивает, что Международный туристский конгресс, который проходил в Стамбуле, показал рост и значение экскурсионного дела именно с материальной точки зрения.
Подытоживая изложенное, следует отметить, что анализ имеющейся литературы свидетельствует об отсутствии специального исследования по проблемам развития экскурсионного дела в РФ в 20-х годах ХХ в.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы