Теория и методика развития речи детей Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
. 5

1.1 Диалог
как объект исследования в современной науке
5

1.2 Своеобразие
детского диалога
9

1.3 Обзор
педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей
. 14

ГЛАВА II.
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
19

2.1     Сопоставительный анализ диагностических методик развития
диалогической речи.
19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
.. 24

 

 

 

  

Введение:

 

Процесс
социализации детей и развития регулируется целенаправленным воспитанием, а
также совместным общением со взрослыми, сверстниками и стихийными факторами во
взаимодействии с окружающей средой.

Во
взаимоотношениях значительную роль играет общение как главный компонент и
средство социализации, а именно посредством коммуникации личность изучает и
перерабатывает социальный опыт, самовыражается, изменяет себя и окружающую его
действительность, занимает активную позицию в процессе социализации.
Способность конкретно, искусно, лаконично выражать свои мысли, вступать в акт
общения, вырабатывать свою точку зрения и выражать ее вербально служат
показателем общего, всестороннего развития человека. Навыки вступления в
коммуникацию, поддержания разговора, соблюдения речевого этикета приобретают
особую значимость для детей с низким уровнем развития диалогической речи.

Актуальность
развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста заключается в
проблеме своевременного развития у них речи, являющаяся важным условием общего
психического развития. Проблема также заключается в том, какие методики
использовать для своевременного развития диалогической речи.

Значимость
исследования подтверждают многочисленные научные труды физиологов, психологов,
педагогов и других. Ученый-физиолог И.П. Павлов отмечал воздействие речи
ребенка на его всестороннее развитие, он аргументировал процессы сигнальных
систем, и пришёл к выводу о том, что речь является основным показателем
интеллектуального развития детей.

В
исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.В. Запорожца
и др., отмечается значимость речи в общем развитии ребёнка, влияние речи на его
физическое, умственное развитие [5]. В работах А.М. Леушиной, Е.А. Флериной
обусловлены основные методики развития речи детей старшего дошкольного
возраста. По мнению учёных А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкина, Наиболее
подходящим периодом для развития диалогической речи является старший дошкольный
возраст. Исследования В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной, Е.М.
Струниной и др. посвящены изучению особенностей усвоения детьми лексики родного
языка, звукового интонационного произношения, словаря, грамматики, семантики.

Объект исследования: диалогическая речь детей старшего дошкольного
возраста.

Предмет исследования: методика развития диалогической речи детей старшего
дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности развития диалогической речи детей
старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1)
Рассмотреть понятие диалога как объект исследования;

2)
Раскрыть своеобразие детского диалога;

3)
Проанализировать и сравнить методики развития диалогической речи.

Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы по
проблеме исследования, анализ и обобщение материала.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Итак,
актуальность данного исследования
заключается
в проблеме своевременного развития речи у детей старшего дошкольного возраста,
являющаяся важным условием общего психического развития. Проблема также
заключается в том, какие методики использовать для своевременного развития
диалогической речи.

В
первой главе рассматривалось понятие диалога и его классификации, было раскрыто
своеобразие детского диалога и проанализирована педагогическая литература по
теме развития диалогической речи старших дошкольников.

Во
второй главе были рассмотрены и проанализированы методики развития
диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Были выделены следующие
методики: методика В.П. Глухова с сериями заданий; методика В.К. Воробьёвой с
исследованием диалогической речи по четырём сериям; методика О.С. Ушаковой с
оцениванием развития речи по специальным критериям. Данные методики могут
способствовать  развитию диалогической
речи детей старшего дошкольного возраста при обнаружении проблем в формировании
речи и низком уровне развития речи.

Таким
образом, поставленные задачи исследования были выполнены, а цель, заключающаяся
в изучении особенностей диалогической речи детей, была достигнута.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1
Диалог как объект исследования в современной науке

 

Под
диалогической речью подразумевается особенно интенсивное проявление
коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первоначальной непринужденной
формой языковой коммуникации, классической формой речевого общения. Основной отличительной
чертой диалога является чередование реплик одного собеседника с выслушиванием и
последующей репликой другого. Важно, что в диалоге собеседникам всегда известно,
о чём идет речь, и нет необходимости в изложении мыслей и высказываний. Устная
диалогическая речь происходит в определённых ситуациях и влечёт за собой жесты,
мимику, интонацию, которые являются языковым оформлением диалога. Для диалога
характерна неполная, сокращенная, иногда фрагментарная речь. Диалог содержит в
себе разговорную лексику и фразеологию, немногословность, недосказанность,
обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, непродолжительное
предварительное размышление. Л.П. Якубинский отмечает, что для диалога свойственно
употребление шаблонов и клише, речевых образцов, устойчивых выражений, принятых,
часто используемых и закреплённых к определенным бытовым положениям и тематикам
беседы. Речевые клише способствуют облегчению ведения диалога [30, с. 23].

Диалог
для детей является первым шагом освоения речи и общения, сопровождается на
протяжении всей их жизни, всех отношений, является фундаментом формирования
личности [7, с. 80].

Диалог,
являясь сложной формой социального взаимодействия, иногда бывает трудным по сравнению
с построением монологического высказывания. Размышление над собственными репликами,
вопросами происходит вместе с восприятием речи собеседника. Для участия в
диалоге требуются сложные умения правильного понимания мыслей, выражаемых
собеседниками, формулировки собственных суждений, правильного выражения
средствами языка, смены тематики речевого взаимодействия; поддержки
определенного эмоционального тона
[8,
с. 89].

Определение
диалога выдвигал известный русский лингвист Л.П. Якубинский. Согласно его
суждениям, диалог является не только формой речи, но и разновидностью
человеческого поведения. Являясь формой коммуникационного взаимодействия с остальными
людьми, он запрашивает особые социально-речевые умения, которые осваиваются постепенно.

Выделяются несколько групп диалогических
умений [17, с. 35]:

1)
Речевые умения: вступление в общение, знание, когда и как начинать разговор со
знакомыми и незнакомыми людьми, занятыми, разговаривающими с остальными,
поддержка и завершение общения (учёт условий и ситуаций общения, прислушивание
к собеседнику, проявление инициативы в общении, аргументация собственной
позиции. К речевым умениям также относятся выражение отношения к предмету
беседы, сравнение, изложение своего мнения, оценивание, соглашение или возражение,
логическое и связное высказывание, выразительная речь в нормальном темпе,
пользование интонацией диалога.

2)
Умения речевого этикета. Речевой этикет – это нормы речевого поведения,
обусловливаемые отношениями собеседников, принятых носителями языка и малыми
социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности,
обстановки общения [28, с. 119].Речевой этикет включает в себя приветствие,
приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, благодарность, прощание.
Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.

3)
Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и
их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

4)
Неречевые (невербальные) умения – подходящее применение мимики и жестов [31, с.
166].

При
диалоге собеседники стремительно обмениваются речью, при этом каждый элемент
обмена является фразой, и одна фраза определена другой. Обмен происходит без
каких-либо ориентировочных размышлений. Тем не менее, данное определение не совсем
полное. Значительными характеристиками диалогической речи являются, по мнению
А.А. Леонтьева, ситуативность и реактивность – под ответом собеседника в большинстве
случаев подразумевается перефразирование или дублирование вопроса или замечания
[19, с. 74]. Т.Г. Винокур определяет диалог с позиции специфики языка как
особую, функционально-стилитическую форму речевого общения, которой присущи:
наличие двух или нескольких участников, меняющихся речью; стремительный темп
речи, когда каждый её элемент является фразой [4, с. 56].

При
характеристике диалогической речи исследователями указываются её разнообразные отличительные
черты:

А)
Ситуативность (связь с обстановкой, в которой протекает беседа и взаимоотношениями
собеседников);

Б)
Контекстуальность (любая очередная фраза в высокой степени определена предшествующими
фразами);

В)
Свёрнутость (многое понимается, благодаря единству ситуации для собеседников и
их информированности);

Г)
Реактивность (фразы являются речевой реакцией на речевые и неречевые стимулы);

Д)
Малоорганизованность (фразы не произвольны, заранее не продуманы,
незапрограмированны).

Е)
Краткость реплик и их элементарное построение [21, с. 35].

Для исследования всех вышеперечисленных специфических для диалога
особенностей является значимым рассмотрение вопроса о его

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы