Курсовая теория на тему Развитие диалогической речи младших школьников в процессе чтения прозаических произведений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 6
1.1. Формирование регулятивных универсальных учебных
действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема. 6
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 11
1.3. Критерии и методы диагностики уровня сформированности
регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. 20
1.4. Изучение педагогического опыта по формированию
регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. 22
Выводы по первой главе. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 35
Введение:
Актуальность темы
обусловлена обновлением содержания начального общего образования на основе
коммуникативного и компетентностного подходов. Современные изменения в
социально-экономическом, духовном развитии российского общества, стремление
интегрироваться в мировое образовательное пространство требуют оптимизации
образования в начальной школе и совершенствования формирования коммуникативной
компетентности младших школьников, улучшения речевой подготовки учащихся.
Специфика обучения
младших школьников обусловлена сензитивностью возраста учащихся, поэтому
формирование коммуникативной компетентности будет более эффективным при
использовании межпредметных связей. Именно в процессе изучения русского и
английского языков школьники имеют возможность замечать много общего, находить
соответствии с другими предметами, особенно с литературным чтением, поскольку
язык является средством выражения мыслей об объективной действительности, ее
свойствах и закономерностях. Реализация межпредметных связей способствует
научной организации образовательного процесса и является стимулирующим фактором
обучения русскому языку.
Проведенный анализ уровня
подготовленности учащихся начальной школы к коммуникативной деятельности
позволил выявить определенные недостатки. Исследование организации учебного
процесса показывает, что в должной мере не реализуются возможности содержания
гуманитарных дисциплин, форм организации, методов и средств обучения для
целенаправленного формирования коммуникативной компетентности учащихся
начальных классов, не сложился поэтапный процесс коммуникативной подготовки.
Несмотря на положительные достижения в решении проблемы развития
речи в младшем школьном возрасте на теоретическом и практическом уровне, в
педагогической практике сложилось противоречие
между необходимостью развития речи младших школьников и недостаточной
изученностью условий, путей и средств решений этой проблемы в педагогической
практике.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы выпускного квалификационного
исследования: «Развитие речи младших
школьников на уроках литературного чтения».
Проблема нашего исследования: каковы педагогические условия и средства развития речи
младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: выявление педагогических условий и средств развития речи младших школьников
на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс развития речи младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия и средства развития речи
младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи нашего исследования:
1.Изучить развитие речи младших школьников как психолого-педагогическую
проблему.
2. Раскрыть теоретические основы развития речи младших школьников.
3. Изучить педагогический опыт развития речи младших школьников на уроках
литературного чтения.
Методологической основой нашего исследования являются основные
положения теории деятельности А. Н. Леонтьева, теории культурно-исторического
развития психики Л. С. Выготского, а также идеи гуманистического и
системно-деятельностного подхода к обучению.
Теоретическая значимость исследования. Выполнен психолого-педагогический анализ развития речи младших
школьников, педагогические условия развития речи младших школьников.
Практическая значимость нашего исследования заключается в
разработке технологических карт уроков литературного
чтения,
направленных на развитие речи
младших школьников.
Заключение:
Педагогические
возможности развития коммуникативного компонента в формировании учащихся
значимых качеств определяются его универсальным характером: коммуникативные
навыки применимы во всех областях жизнедеятельности человека. Его специфика
(постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и
средств и др.) способствует развитию рефлексии на уровне привычного внутреннего
действия, крайне необходимого для специалиста любого профиля, и является
показателем зрелой личности с высоким уровнем сознания и профессионального
самосознания. В таком контексте коммуникативный компонент является важным
элементом общей образовательной компетенции, представляющей собой единство
теоретической и практической готовности и способности учащихся к осуществлению
образовательной деятельности, готовности и способности учиться всю жизнь.
Ученые выделяют уровни развития коммуникативной компетенции, отражающие
различную степень готовности школьника к осуществлению коммуникативной
деятельности, такие как:
1.
Элементарно-интуитивный уровень развития коммуникативного компонента, когда
школьник не в состоянии решать когнитивно-коммуникативные задачи, у него бедный
тезаурус, не сформированы речевые автоматизмы.
2.
Репродуктивно-подражательный уровень характеризуется умением решать
поставленные когнитивно-коммуникативные учебные задачи в сотрудничестве с
учителем и в группе.
3. На
поисково-исполнительном уровне школьник проявляет устойчивую потребность в
самообразовании и обеспечивающих ее удовлетворение обобщенных умений,
демонстрируя при этом навыки систематизации языковых, речевых и других средств
(анализ, синтез, отбор, структурирование дискурса), а также сознательного управления
этими средствами для обеспечения связности, логичности, последовательности
высказывания.
4. Творческий уровень
подразумевает у обучающихся сформированную потребность в осознанной организации
своего речевого общения с учетом имеющихся языковых средств, коммуникативной
ситуации, контекста и особенностей личности партнера по общению. На этом уровне
задача может ставиться обучаемым, при этом избираются новые, нешаблонные,
оригинальные пути ее решения, причем, воспринимаемые и порождаемые школьниками
дискурсы ориентированы на личностное, гражданское и профессиональное
самоопределение, подготовку к межкультурной коммуникации.
Развитие коммуникативных
интересов детей зависит от умения учителя создать дидактические и
организационные условия в процессе обучения младших школьников. Для этого
следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды,
системный подход к организации активной познавательной деятельности детей на
основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа
для развития и стимулирования коммуникативных интересов, учета индивидуальности
каждого учащегося и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Динамичность развития
науки, техники, производственных и социокультурных процессов обусловливают
необходимость формирования специалиста нового типа, который будет не только
компетентным, но и способным независимо мыслить, принимать ответственные
решения и творчески действовать в различных сферах профессиональной
деятельности.
Проблемы определения сущности
и роли коммуникативной компетенции как человекотворческого фактора формирования
личности ученика остаются на сегодня актуальными. Современные ученые
осуществляют активный поиск форм и методов, направленных на решение вопросов
повышения уровня коммуникативной подготовки учащихся общеобразовательных школ.
Развитие коммуникативных
интересов детей зависит от умения учителя создать дидактические и
организационные условия в процессе обучения младших школьников. Для этого
следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды,
системный подход к организации активной познавательной деятельности детей на
основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа
для развития и стимулирования коммуникативных интересов, учета индивидуальности
каждого учащегося и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Формирование регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая
проблема
Современная
социально-экономическая и культурно-языковая ситуация отражает развитие двух
современных диалектических тенденций: одна из них обнаруживает рост
глобализации, стирающей национальные границы, другая призывает к усилению
этнического самосознания, к этноязыковому ренессансу, что выражается в
стремлении народов сохранить язык как свидетельство лингвокультурной
самобытности.
Приметой современности
является интеграция и синтез гуманитарных знаний. Комплексные науки
синтезирующего типа интегрируют накопленные в смежных областях знания, переводя
их в новое качество.
В настоящее время
разработан достаточный теоретический и практический материал по формированию и
развитию коммуникативной компетентности учащегося начальной школы. Однако
потребность в уточнении этого понятия остается актуальной, что обусловлено
постоянным ростом требований к уровню подготовки специалиста [11].
Словарь дает такое
определение слова компетенция: «компетенция (От лат. Competo — добиваюсь; соответствую,
подхожу), 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом
конкретному органу или должностному лицу, 2) знания, опыт в той или иной
области» [10].
Приведенные дефиниции о
содержании понятия коммуникативная компетенция позволяют сделать вывод:
теоретическую составляющую коммуникативной компетенции образуют
коммуникативно-значимые знания о системе языка, о лингвистических понятиях, о
видах речевой деятельности, об особенностях функционирования единиц языка в
речи; практическую составляющую – речевые умения в рецептивных (слушание и
чтение) и производительных (говорение и письмо) видах речевой деятелщьности.
В
психолого-педагогической и методической литературе активно используются термины
языковые (М. Т. Баранов), речево-мыслительные (Н. А. Ипполитова, Т. А.
Ладыженская, Н. Г. Львов, Л. П. Федоренко и др.), коммуникативные умения (А. Ю.
Купалова, В. И. Капинос и др.), однако объем
терминов четко не определен.