Социально-культурная деятельность Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Развитие демократических культурно-досуговых учреждений во второй половине XlX — начале XX вв. (воскресные школы , бесплатные библиотеки, народные дома, народные университеты).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Исторические этапы развития культурно-досуговой деятельности в России  5

1.1.
Дореволюционная культура в России и послереволюционная культура в России  5

1.2.
Особенности культурного развития России в конце XIX-начале XX века  9

Глава
2. Развитие культурно-досуговых учреждений во второй половине XLX — начале XX
вв. 16

2.1. Развитие
воскресных школ и бесплатных библиотек. 16

2.2.
Образование народных домов и университетов и их вклад в культуру России  20

Заключение. 24

Список
используемой литературы.. 26

 

 



  

Введение:

 

XIX век стал периодом клубного Ренессанса в культурной жизни
русского общества. Благосклонное отношение правителей России к досуговым формам
всякого рода способствовало возрождению клубов, становлению и развитию их
традиций. Благоприятная общественно – политическая ситуация обеспечивала
устойчивость и стабильность в их функционировании на протяжении всего столетия.
Именно в этот период клубы стали поистине центрами культурной жизни русского
общества, обретая “национальное лицо” в борьбе с иностранными “элементами” в их
деятельности. Тенденция “отхода” от иностранного влияния получила своё
завершение во II половине XIX века.

Особенность развития отечественных клубов во второй половине
XlX — начале XX вв. определялась наличием в их составе выдающихся личностей
русской культуры. Очень повышало авторитет Английского клуба в московском
обществе членства в нем Петра Яковлевича Чаадаева.

Объект исследования – воскресные школы, бесплатные
библиотеки, народные дома, народные университеты.

Предмет исследования – демократических культурно-досуговых
учреждений во второй половине XlX — начале XX вв.

Цель исследования – изучить развитие демократических
культурно-досуговых учреждений во второй половине XlX — начале XX вв.

Задачи:

— Дореволюционная культура в России и послереволюционная
культура в России.

— Особенности культурного развития России в конце XIX-начале
XX века.

— Развитие воскресных школ и бесплатных библиотек.

— Образование народных домов и университетов и их вклад в
культуру России.

Методы исследования: исторически-сравнительный анализ.

Структура работы представлена введением, двумя главами,
заключением и списком использованных источников.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

 

Все мастера русской культуры, оставившие в ней заметный
след, черпали темы и вдохновлялись народным творчеством. Где и что черпать
нынешним творцам культуры? Разве что друг у друга, а всем вместе перепевать
западный постмодерн. Народ безмолвствует, когда в нем не пробуждено
архетипическое сознание. Когда утрачена связь между поколениями, рождавшими
свои былины, сказки, песни, национальную одежду, строивших не только удобные,
но и красивые дома. Занять у безмолствующего народа теперь нечего. Русская
цивилизация перестала одаривать мир достижениями своих творцов культуры, даже
если им дают звания заслуженных и народных.

Враги Русского Мира всегда знали, что когда все-таки
народится русское общество, охватывающее весь народ, а не только часть элиты,
то оно сформируется в неодолимую силу. Именно поэтому всегда старались его
направить не по дороге, ведущей к храму, а в очередной тупик.

В глобализируемом мировом сообществе все политические партии
закономерно обречены на отмирание. Никому уже неинтересны ни их программы, ни
предвыборные обещания их лидеров. Если вы чувствуете смрадный запах от правящей
партии, то это вовсе не значит, что если на ее место придет какая-либо другая,
то она будет пахнуть духами. Просто попробуйте дышать от нее подальше. К
нынешней партии уже притерпелись, принюхались и слава Богу. Наше дальнейшее
развитие совсем мало зависит от того, кто и что собрался модернизировать или
нанонизировать. Все дальнейшее развитие нас как цивилизации под названием
Русский мир будет, прежде всего, зависеть от возможности рождать поколения
творцов, а не потребителей. Все остальное приложиться само собой. Ибо
творческий человек подобен воде: он почти всегда найдет выход и применение
своей энергии. Тогда дойдет дело и до чудес в электронике и во всех иных высокотехнологичных
сферах.

Русскому обществу из эфемерной субстанции предстоит еще
только родиться. Совсем не надо обольщаться, что у нас есть даже формальный признак,
а, точнее сказать, всего лишь призрак, выразителя общественных интересов –
Общественная Палата, хотя бы потому что людей, озабоченных возрождением русской
культуры, опирающейся на народные традиции , там почти не видно и не слышно.
Попробуем как можно дольше обойтись без чиновников от культуры разных уровней.



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Исторические этапы развития
культурно-досуговой деятельности в России

 

1.1. Дореволюционная культура в России и
послереволюционная культура в России

 

В противопоставление буржуазному, чисто развлекательному и
досуговому, в XIX веке возникает пролетарский клуб. Главная идея нового типа —
просветительство, воспитание и обучение, здоровый быт и отдых рабочих. Подобные
клубы предлагали разнообразную программу проведения досуга и включали в себя
воскресную школу, библиотеку, помещения для развлечения и увеселений: биллиардную,
комнаты для карточной игры, спортивный и зрительный залы. Таким образом, в XIX
веке тип досугового учреждения приобретает еще одну очень важную характерную
особенность — это миссия здорового отдыха.

В России с конца 1880-х годов вплоть до революции 1917 года
имело место понятие «народный дом» — общедоступное культурно-просветительское
учреждение, которое появилось, вдохновленное подобными заведениями в Англии [11;
с. 48].

Народные дома России XIX — начала XX века старались
объединить все формы образовательной и досуговой деятельности. Организуя
культурный досуг населения, они ставили перед собой задачу развивать
внешкольное образование, бороться с неграмотностью, вести лекционную работу. В
них размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со
сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор,
чайная, книготорговая лавка. При некоторых народных домах устраивались музеи,
где сосредотачивались наглядные пособия, используемые при чтении лекций,
передвижные и постоянно действующие выставки. Так народные дома вводят еще одну
характерную особенность исследуемого понятия — качественное сочетание досуговой
и просветительской функции[9; с. 56].

После революции 1917 года функциональное назначение клуба
приобрело характерный для того времени оттенок: клуб стал одним из проводников
политики советской власти, формирования нового мировоззрения, воспитания масс,
но в тоже самое время сохранил функцию приобщения к культуре. Под клубы в то
время приспосабливали различные типы зданий: особняки, усадьбы, церкви,
производственные здания [4; с. 23].

Дальнейшее развитие понятия «клуб» в советской жизни
происходит активно, постепенно трансформируясь в течении десятилетий. Это
развитие настолько ярко выражено, что можно даже условно выделить три его
этапа: этап типологического определения, этап установления функциональных задач
и этап закрепления всех поисков нормативным регулированием[12; с. 32].

Чем ближе к концу XIX века, тем разнообразнее и
многочисленнее становились развлечения – маскарады, музыкальные вечера,
дивертисменты, кабаре, рождественские елки и так далее, хотя они постоянно
составляли графу убытков. Расположившись в собственном здании, члены клуба
разрешили увеличить диапазон «отдыхательных мероприятий». Кроме большого зала, имелась
и площадка с эстрадой в саду: концерты, литературные вечера, костюмированные
балы были знамениты по всей Москве. В 1911 году, когда в новом доме все уже
обжились, совет старшин объявил: «Общие отзывы членов и посетителей Собрания
последнего года дают право совету признать, что увеселительная часть Собрания
стоит значительно выше других однородных учреждений Москвы». И, взвесив все
«за» и «против», Совет Старшин посчитал, что престиж стоит убытков. После чего
постановил еще больше разнообразить характер программ, добавив и
музыкально-вокальные дивертисменты, приглашение «на гастроли» театров. Как
видим, зданию на Малой Дмитровке на роду было написано, верно служить музам.
Что касается былой популярности ресторана Купеческого собрания, о которой
поведал бытописатель Москвы Владимир Гиляровский, с обедами, которые длились
часами, то это постепенно сошло на нет. Причем такие обеды, так же как балы и
спектакли, приносили убытки, поскольку Собрание не только вносило деньги за
обеды, но и оплачивало оркестр, хоры, дополнительно приглашенных официантов. Но
довлела традиция. Ее свято блюли и в новом здании. По особо торжественным
случаям устраивались «подписные обеды», опять же с хорами и оркестрами. Словом,
все вроде бы получалось в убыток — и увеселения, и обеды. Тогда откуда же
доходы? Доходы шли от карточных игр, которые велись с утра до вечера в
специально отведенных для этого комнатах. Был даже составлен список карточных
игр, которые разрешались в Купеческом клубе. Это — преферанс, винт большой и
малый, вист, экарте большое и малое, пикет, рамс, безик, гальбик, покер, палки,
кабала, бостон, шкотт.

Начало XX в. было временем больших перемен в повседневной
жизни. Особенно заметно они проявлялись в городах. В них быстро росла
численность социальных слоев, связанных с интенсивным развитием
капиталистического уклада. Они активно усваивали ценности буржуазного образа
жизни с его индивидуализмом, сциентизмом и рационализмом, стремлением к
достатку и комфорту. В результате у все большего числа людей менялось отношение
ко времени, свободному от профессиональных занятий, удовлетворения бытовых нужд
и физиологических потребностей, т.е. к организации своего досуга. В его
структуре увеличивается время, затрачиваемое на культурное развитие,
самообразование, общественную деятельность, благотворительность, занятия
спортом, увлечениями и хобби и т. п. Это способствовало ослаблению власти
традиций в жизни общества, придавало ей больший динамизм.

Изменения в повседневной жизни в первую очередь наблюдались
в столицах — Санкт-Петербурге и Москве. Однако и для крупных провинциальных
центров были характерны подобные явления. Здесь также имелась широкая социальная
база для буржуазных новаций в различных сферах повседневной жизни. Разумеется,
региональная специфика накладывала свой отпечаток на этот процесс, но вектор
перемен в досуговой деятельности, если говорить об «исконно» русских
территориях, был общим. Так что обращение к опыту провинции дает возможность
многое прояснить в ее динамике в масштабах всей страны.

Новые формы времяпрепровождения активно пропагандировали
средства массовой информации. Поэтому содержащиеся в них репортажи, заметки,
публицистические статьи, фельетоны, реклама являются важным источником для
исторических реконструкций. Они позволяют получить адекватное представление о
том, как менялись предпочтения в досуговой сфере, чем они были вызваны, как на
практике новые веяния реализовывались в повседневной жизни.

Сказанное объясняет выбор темы настоящей статьи. Она
посвящена анализу новых форм организации свободного времени в Екатеринбурге,
ставшему к началу XX в. одним из ведущих промышленных и культурных центров на
востоке страны. Основное внимание уделяется занятиям, связанным с физическим и
духовным развитием: участию в культурно-просветительских мероприятиях, благотворительной
деятельности, активному отдыху, хобби. Делается попытка по материалам прессы
оценить, какое место они занимали в досуге горожан, в чем здесь проявляются
новации и как это влияло на развитие общественной жизни.

Итак, на первом этапе в течение 20-х годов происходили
поиски принципиально нового архитектурного типа пролетарского клуба и
соответствующих ему форм — дворцы труда, дворцы культуры, сочетающие в себе
театр с помещениями для клубной работы, и различного назначения кружков
(политико-просветительской работы, самодеятельного искусства, физкультурной и
военной подготовки и др.). Многие архитектурные идеи этого этапа были
реализованы десятилетия спустя. [17; с. 9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы