Курсовая теория Экономические науки Управление персоналом

Курсовая теория на тему Разрешение конфликтных ситуаций

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.. 5

1.1.
Особенности изучения конфликтов: сущность и причина конфликта. 5

1.2
Марксистская и функциональная парадигмы. 8

1.3.
Особенности анализа конфликта в конфликтологической теории. 12

ГЛАВА
2 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ.. 19

2.1
Методы профилактики конфликтов. 19

2.2
Мероприятия по предупреждению конфликтов. 20

ГЛАВА
3 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.. 24

3.1
Последствия конфликтов. 24

3.2
Способы разрешения конфликтных ситуаций. 25

Заключение. 28

Список
литературы. 30

  

Введение:

 

Актуальность исследуемой темы обуславливается той ролью,
которую конфликт и консенсус играют в общественной жизни. Конфликт является
имманентной составляющей социальных отношений. Конфликтами проникнута вся
социальная ткань, они всеобщие и играют важную роль в общественном процессе:
инноваторы обновления, составляющие адаптивных механизмов, факторы инновации и
т.д. Без конфликтов невозможно развитие. В то же время общественная жизнь
невозможна и без определенного консенсуса. Оппозиция конфликт — консенсус —
одна из «вечных проблем» социологического познания.

Предупреждение конфликтов — это широкая сфера деятельности,
в которой используется много различных методик, которые могут работать на
разных уровнях и с широким спектром различных входных данных. Предупреждение
конфликта заключается в воздействии на его элементы (участников, мотивы
поведения, объекты, силы и средства) до того, как возникнет физическое
противостояние. Предупреждение конфликта конечно является более логичным и
полезным с любой точки зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, который
уже состоялся.

История социальной мысли содержит немало фактов, прямо или
косвенно касающиеся предпосылок, зарождения, формирования, предупреждения и
профилактики конфликта, описания и раскрытия сущности таких форм его
проявлений, как войны, восстания, а также состояния мира, переговоров,
договоров, согласия и сотрудничества. Этому посвятили свои работы такие
исследователи, как Ю.Н.Давыдов, В.В.Сапов, А.Г. Здравомыслов, Э.Ю.Соловьев,
А.И.Кравченко, Т.И.Ойзерман и другие. В то же время идеи ряда социальных
мыслителей прошлого (М.Лютер, Н. Макиавелли) предупреждение конфликта
недооценивались и изучались недостаточно полно. Недостаточно полно учитывались
и работы современных зарубежных конфликтологов.

Теоретико-методологические основы теории конфликта,
разработанные К. Марксом, Э.Дюркгеймом, Зиммелем, М. Вебером и др. классиками,
рассматривались в отечественной науке В.Танчером, А.Ручкой, Н.Михальченко, В.
Андрущенко, И.Бекешкиной, Е.Головахой и другими.

Концептуальным пониманиям конфликта, его сущности, условиям,
факторам, механизмам протекания, предупреждению и решению посвящены работы
известных конфликтологов Л.Козера, Р.Дарендорфа, Дж. Рекса, Р.Коллинза,
А.Турен, К.Боулдинга, Л.Крисберга, С. Хантингтона, Ч.Тилли, А.Аккорнеро и
других. В свою очередь интерпретация взглядов указанных авторов, а также
исследования различных форм и видов конфликта, содержатся в трудах
Л.Нечипоренко, А.Здравомыслова, В.Шаленко, Кудрявцевой, А.Дмитриева, В.Тишкова,
И.Бекешкиной, Е.Головахи, Н.Паниной, Н.Михальченко, Р.Шлаковой, Н.Мокляка,
А.Бандурки, В.Друза, А.Ишмуратова и др.

В то же время, в научной литературе взаимосвязь конфликта и
консенсуса все еще не получила должного освещения. Феномен социального
консенсуса не изучали в контексте механизма протекания конфликта как его
существенного элемента, а также как одного из важнейших средств управления
конфликтом.

В настоящее время в работах по политической социологии
консенсус рассматривается как черта, принцип или условие существования
плюралистической политической культуры (М.Х.Фарукшин), либо — как качественная
характеристика технологии решения этнополитических проблем (Г.С.Коталжян). В
рамках конфликтного менеджмента, который занимается изучением конфликтов на
уровне организаций, разработкой методик их решения и определения моделей
деятельности менеджера, консенсус рассматривается только как один из элементов
технологии деятельности администратора (А.Н.Чумиков, В.Н.Шаленко,
Ф.О.Опександров) или как результат функционирования права (В.П.Казимирчук). А в
рамках теории неокорпоративизма — как его своеобразное проявление в форме
«социального пакта» (Ф.Шмиттер, Х.Юнг, С.Роккан). В то же время необходимость
изучения консенсуса (различных его форм и видов, механизма его установки или
достижения) именно в рамках теории социального конфликта является актуальной
проблемой развития последней.

Итак, целью данной работы является изучение способов разрешения
конфликтных ситуаций.

Объектом курсовой работы являются конфликтные ситуации.

Предметом – разрешение конфликтных ситуаций.

Методологической основой курсовой работы стали некоторые
общенаучные методы исследования: системный и структурно-функциональный методы,
законы и методы логического анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и
противопоставления, аналогии и тому подобное. А также основные методы
философского учения: единство исторического и логического, конкретного и
абстрактного, единичного и общего, теоретического и эмпирического, формального
и содержательного.

В связи с поставленной целью в работе решаются следующие
задачи:

— рассмотрение аспектов изучения социальных конфликтов;

— изучение проблем, функций, видов и значения социальных
конфликтов;

— определение способов разрешения социальных конфликтов.

Для раскрытия темы курсовой работы используются современные
учебные пособия и статьи из журналов.

Курсовая работа состоит из введения 3 глав, заключения и
списка литературы. Работа изложена на 31 листе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной курсовой работе мы рассмотрели такую важную тему в
современно сложившихся условиях, как «Разрешение конфликтных ситуаций».

Исследование конфликтной проблематики характеризуется
изменением представлений о конфликте от негативной оценки конфликта как «болезни»
человеческих отношений в рамках теории функционализма к признанию его в
качестве необходимого и естественного момента развития социальной системы в
рамках конфликтологической парадигмы. Интерес конфликтов смещается в сторону
проблемы их регулирования и практических аспектов. Конфликт содержит и
положительные, и отрицательный компоненты, и основной вопрос состоит не во
избежание конфликтов, а в адекватном, конструктивном их решении. Итак, тема
конфликта приобретает новую трактовку. Конфликтные ситуации рассматривают как
содержащие положительный заряд и важные для развития. Конфликт рассматривается
как завершающее звено механизма разрешения противоречий в системе общественных
отношений. Иначе говоря, конфликт — это не отклонение от нормы, а норма
сосуществования людей в социуме, форма установления и изменения приоритетов в
системе интересов, потребностей, общественных отношений вообще.

То есть теория конфликта состоит как бы из нескольких
составных частей, блоков, которые объединяются в единое целое понятием конфликт,
что является основным организующим принципом всей теории. В ходе тщательного
анализа конфликта нужно выявить его причины, конфликтующие стороны, его
функции, его динамику, его виды. Без такой аналитической схемы анализ будет
неполным.

Система раннего предупреждения конфликта в настоящее время
активно используются в мире в формате как государственных (блочных) организаций,
так и негосударственных. Это стало возможным, прежде всего, благодаря бурному развитию
сети интернет и вычислительных возможностей компьютерной техники, что позволило
значительно удешевить и ускорить процесс сбора информации для дальнейшего
анализа.

В настоящее время существуют различные методологии построения
системы и модели, которые при этом применяются. Однако, в любом случае, для достижения
целей (выявления причин конфликта, прогнозирования его начала и снижение его интенсивности)
любая система должна содержать шесть механизмов:

1. сбор данных (количественных и (или) качественных);

2. анализ данных;

3. оценка, которая предупреждает или выявляет возможные сценарии
для предупреждения конфликта;

4. создание плана действий в соответствии с ситуацией;

5. доведения информации до лица, принимающего решения;

6. оценка эффективности и обратная связь.

Как показывает опыт организаций, занимающихся проблемой
раннего предупреждения конфликтов, наиболее целесообразным является сбор
количественной и качественной информации из разных источников: интернет,
экспертный опрос, полевое получение информации и тому подобное.

Решающую роль для эффективного применения системы
предупреждения конфликтов играет адекватность выбранной модели, а также система
индикаторов раннего выявления конфликтов, для каждого конкретного случая (регион,
страна, религия, социальное устройство) должна быть достаточно четко
определенной и обоснованной.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

1.1. Особенности изучения конфликтов: сущность и
причина конфликта Конфликт — это столкновение индивидов, социальных групп и
сообществ, организаций, которое происходит на основе несовпадения интересов,
ценностей, взглядов; один из способов решения социальных противоречий. Ядром
конфликта может быть проблема, а также осознание носителями (группами, которые
конфликтуют) конфликтной ситуации, своих противоположных интересов и целей
деятельности.

Конфликт — это неизбежное и универсальное противоречие,
присущее в любой системе и являющееся источником ее изменений; качество или
состояние системы, которая находится в развитии; разновидность взаимодействия
субъектов. Приведенные определения не исключают, а дополняют друг друга, хотя
полностью не отражают сущности конфликта, поскольку термин этот достаточно
универсален, что обусловливает различия в трактовке и разнообразие определений.
Самый распространенный подход к определению содержания конфликта — через
противоречие как более обобщенное понятие, которое раскрывает развитие любого
явления на основе зарождения, развития и решения противоречий. Наличие
противоречий является необходимым, но недостаточным условием возникновения и
развития конфликта. Они превращаются в конфликт при непосредственных действиях
сторон.

Конфликт — прежде всего, деятельность, определенный вид
взаимодействия субъектов по решению объективного (или субъективного) и
осознанного противоречия с целью решения и изменения существующей системы
отношений или положения вещей. Конфликт как противодействие сторон на почве
объективных или субъективных противоречий представляют, как процесс, в котором
две или более сторон в своих стремлениях реализовать собственные интересы
(цели), препятствуют друг другу по поводу взаимоисключения этих интересов, но
стороны применяют различные меры по преодолению противодействия и продолжают
свое движение к поставленной цели. Конфликт трактуют как борьбу противоположных
сторон, субъектов взаимодействия (индивидов, социальных групп, классов,
государств) за реализацию взаимоисключающих, противоположных потребностей,
целей, интересов, взглядов, ценностей [18].

Это крайний случай обострения социальных противоречий,
который выражается в столкновении различных социальных общностей, обусловленный
противостояниями или существенными различиями их интересов, целей, тенденций
развития. Это прямая или опосредованная схватка социальных субъектов на почве
противостояния сложившемуся общественному порядку, особая форма исторического
движения к новому социальному единству. Синонимами понятия «конфликт» является
спор, соперничество, борьба, скандал, противоборство, напряжение, стресс.

К основным характерным признакам конфликта относятся:

• столкновение
как «несовместимость», «борьба», «несогласованность»;

• биполярность —
столкновение двух разных основ, имеющих в себе противоречие. По этому поводу Р.
Дарендорф отмечает, что любой конфликт сводится в конечном итоге к отношениям
между двумя элементами. Даже если в конфликте участвуют несколько групп, между
ними образуются коалиции и конфликт вновь приобретает биполярную природу;

• активность,
направленная на преодоление противоречия. Конфликт проявляется не только в
противоречиях, но и во взаимодействии, причем активном. И это взаимодействие —
способ достижения своеобразного единства и снятия противоречий, даже если это
достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвовавшей в конфликте;

• наличие
субъекта или субъектов как носителей конфликта. Это значит, что находиться в
конфликте можно только с кем-то: с другой группой, с другим человеком [15].

Основой развития конфликта является противостояние
противоположностей, целей, взглядов, идеологий между индивидами, социальными
группами, попытки удовлетворить собственные интересы за счет интересов других.
Таким образом, конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций,
взглядов субъектов социального взаимодействия, которые осознают
противоречивость своих интересов.

Социальные конфликты бывают разными и существуют на разных
уровнях социального взаимодействия (внутри- и межличностном, групповом,
социальном). На макроуровне предпосылкой возникновения конфликтов является, по
сути, саморазвитие социальных структур, которое неизбежно приводит к появлению
противоречий, возникновению нового качества, столкновения его со старым. Конфликты
возникают на основании объективных противоречий и часто проявляются в различных
формах классовой борьбы, войнах, национально-освободительных движениях,
политических кризисах и др. На микроуровне конфликты обусловлены деятельностью
индивидов и проявляют себя как столкновение групповых или личных интересов в
процессе деятельности отдельных индивидов, которые следуют различным ценностным
ориентациям или нормам поведения.

Основными чертами конфликта, характеризующими его как
предмет познания, является то, что он:

• выступает
общим свойством, присущим всем социальным группам, и представляет собой
результат интеграции этими социальными группами различных свойств общественных
отношений;

• обусловлен
статусно-ролевым положением личности и социальных групп в существующей системе
общественных отношений — политических, экономических, социальных, культурных;

• проявляется в
отношениях личностей и социальных групп по отношению друг к другу, к своему
положению и статусу в обществе, к процессам и явлениям, происходящим в нем;

• является
следствием поведения, общения и деятельности — социального взаимодействия
личности и социальных групп, следствием совместной деятельности людей,
социальных групп и социальных структур, организаций.

Социологию, которая начала исследования конфликтов в XIX в.,
интересуют, прежде всего общественные конфликты, их роль для государства,
общественного устройства.

Психология, акцентирует внимание на внутриличностных,
межличностных конфликтах и конфликтах между личностью и группой, анализирует
психологические основы возникновения, развития и разрешения конфликта.
Психологическое исследование конфликтов осуществлялось почти во всех
направлениях психологии ХХ в. — психоанализе, бихевиоризме, гештальтпсихологии,
когнитивной психологии и др.

Современная конфликтология пытается совместить
социологический и психологический подходы к изучению социальных конфликтов в
социально-психологическом подходе. Исследования ведутся в двух направлениях:
социально-психологическом и индивидуально-психологическом (личностном).

Социально-психологический подход исследует психологические
механизмы осознания противоречивых ценностей, норм, ориентаций и целей
индивидов и групп в процессе их совместной деятельности, а также формы
взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций социальными субъектами.

Индивидуально-психологический (личностный) подход изучает
психофизиологические особенности и характеристики отдельной личности, их
влияние на возникновение конфликта, динамику поведения личности в конфликте и
обратное влияние опыта конфликтных отношений на формирование личностных
свойств.

Формирование теоретической конфликтологии сначала
происходило в рамках социологического подхода, в котором, в конце 50-х гг. ХХ
в., сложились два направления: диалектическая теория конфликта и конфликтный
функционализм.

Психологический подход в развитии конфликтологии развивается
в рамках психоаналитической, ситуационной и когнитивистской теорий [3].

Бытовой конфликт связан с противоречиями групп или отдельных
людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, распределением
обязанностей. Проживание в непосредственной близости друг от друга (участки
землепользования, дома, комнаты в общежитии и др.) иногда может вызвать
определенные разногласия, связанные с бытовыми вопросами: уборка территорий,
вывоз мусора, соблюдение порядка и тишины (конфликт между жителями
многоквартирного дома и т.д.).

Социальный конфликт в узком смысле (в социальной сфере)
является борьбой социальных сообществ с противоположными интересами за
доминирование или повышение их социальных статусов. Источником социального
конфликта являются не статусы сами по себе, а противоречия, которые возникают
на основе неравенства статусов в социальной системе, имеющей иерархиезированную
структуру

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы