Курсовая теория на тему Разработка требований к программным средствам электронного образовательного ресурса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
1 АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ 6
1.1 Анализ принципов построения электронных образовательных систем 6
1.2 Формирование требований к электронному образовательному ресурсу по информатике 13
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И РИСКОВ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО РЕСУРСА 18
2.1 Определение жизненного цикла проекта 18
2.2 Определение рисков разработки электронного образовательного ресурса 24
3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА 29
3.1 Общие сведения 29
3.2 Цель и назначение системы 29
3.3 Характеристика объекта автоматизации 30
3.4 Требования к системе 30
3.5 Состав и содержание работ по созданию системы 35
3.6 Требования к надежности системы 35
3.7 Требование к техническому обеспечению 36
4 Определение надежности программного обеспечения 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 40
Введение:
В последнее время широкое распространение получило использование компьютерных технологий в образовании. Особенно это актуально для таких форм обучения как удаленная или дистанционная. Построение электронных обучающих ресурсов является процессом достаточно трудоемким и технологически сложным. Знания о способах и подходах создания таких проектов являются залогом разработки успешного электронного обучающего ресурса. В рамках данной работы выполнить формирование требований к программным средствам электронного образовательного ресурса по информатике.
Целью данной курсовой работы является описание технологии формирования требований к программным средствам электронного образовательного ресурса по информатике.
Для достижения поставленной цели в рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
– провести анализ принципов построения электронного образовательного ресурса;
– определить основные требования, предъявляемые к функционированию электронных образовательных ресурсов;
– определить стадии жизненного цикла разработки электронного образовательного ресурса;
– определить риски разработки учебного ресурса;
– сформировать техническое задание на разработку электронного образовательного ресурса.
Заключение:
Знание технологии разработки больших программных продуктов, таких как электронный образовательный ресурс, даст возможность создать более качественный продукт, который будет создан в соответствии со всеми необходимыми требованиями.
В рамках данной работы были решены следующие задачи:
— проанализированы принципы создания электронных обучающих систем, которые содержат системы тестирования;
— определены требования к электронным образовательным ресурсам;
— представленный жизненный цикл разработки образовательного ресурса;
— определены риски, которые возникают на стадии разработки;
— сформировано техническое задание на разработку электронного образовательного ресурса.
Решенные задачи дают представления о тех требованиях, которые формируются к программным средствам электронного образовательного ресурса.
Фрагмент текста работы:
1 АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
1.1 Анализ принципов построения электронных образовательных систем
Электронные образовательные системы должны обладать следующими характерными чертами [4]:
– гибкостью – возможностью заниматься в удобное для себя время, в свободное от основных учебных занятий, при этом отрезок времени для полного освоения дисциплины может варьироваться;
– модульностью – возможностью из имеющегося набора учебных курсов, сформировать учебный план, который отвечает принципам подготовки и направлен на тестирование знаний во время проведения;
– параллельностью – обучение без отрыва от основной учебной деятельности;
– степенью охвата – возможно одновременное обращение ко многим учебным дисциплинам;
– технологичностью – использование в электронных курсах новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
– социальное равноправие – предоставляет равные возможности получения дополнительных знаний независимо от места проживания, материального обеспечения, состояния здоровья и элитарности учащегося;
– новой ролью учителя – подразумевает расширение его роли, увеличение функций, связанных с координацией познавательного процесса, необходимостью постоянного совершенствования учебных курсов, которые им преподаются, повышения творческой активности и квалификации в соответствии с инновациями и необходимостью разработки дополнительных материалов;
– положительным влиянием на учащегося – позволяет повысить творческий и интеллектуальный потенциал за счет стремления к дополнительным знаниям.
Основные этапы разработки комплекса уроков для электронной образовательной системы [6]:
– разработка модели содержания учебного материала;
– разработка содержания информационного блока (ИБ)
– формирование последовательности ИБ, размещение их в соответствии с моделью содержания учебного материала;
– выбор структуры комплекса уроков;
– разработка упражнений и тестов для проверки полученных знаний.
В состав обучающей системы должно входить название комплекса уроков, информационные блоки, которые содержат непосредственно теоретический материал уроков, блоки упражнений и комментарии к ним.
ИБ содержит теоретический материал, соответствующий уровня представления учебного элемента.
Блок упражнений, по различным рекомендациям, должен содержать тесты разной степени сложности.
Блок комментариев содержит различные виды информации для организации обратной связи для реакции учителя на действия учащихся при прохождении тестирования.
Наиболее трудоемким процессом составления комплекса уроков является подготовка упражнений, это требует высокого педагогического мастерства от преподавателя-разработчика [7]. Разрабатывать упражнения необходимо для каждого урока, необходимо придумать не только задачи, которые соответствуют теме, но и определенным образом расположить и ранжировать эти задания, предусмотреть и выбрать форму упражнений (с выборочным, числовым, конструируемым ответами), подготовить эталоны ответов и предусмотреть типичные ошибки.
Электронная образовательная система – программмно-методический комплекс, который обеспечивает возможность учащемуся самостоятельно изучить учебный курс или отдельно представленный раздел. Система соединяет в себе свойства стандартного учебника, справочника и контролера полученных знаний [8].
Необходимо выделить два основных требований, которые предъявляются к электронным обучающим системам:
позволяет изучить теоретический материал курса, используя материалы, которые входят в состав учебника;
дает возможность учащемуся оптимально сочетать различные способы изучения курса.
Можно отметить, что необходимость поддержки самостоятельного освоения материала полностью убирает из процесса обучения учителя, оставляя за ним подбор теории, подготовку тестов на стадии создании электронной обучающей системы.
Большинство электронных обучающих систем имеют в своем составе инструменты для контроля знаний обучаемых [10].
Современные школьники, выпускники, те, кто занимается самообразованием, могут столкнуться с проблемой подготовки по тому или иному предмету. Подготовка по дисциплине может усложняться различными факторами:
– ученики не могут качественно подготовиться к выпускному экзамену на уроках;
– выпускники не получает необходимое качество знаний для поступления в высшие учебные заведения;
– интересующая дисциплина не входит в школьную программу;
– для работающей группы учеников, сложно подобрать учебное заведение, в котором не будет совпадать время проведения занятий с рабочим временем обучаемого.
Для решения перечисленных проблем можно использовать электронные обучающие системы, которые можно использовать как для самообразования, так и дополнительно в школьном обучении, учитывая дифференцированный подход в обучении. Учащийся, который ориентируется на свои индивидуальные возможности и потребности, сам определяет путь обучения. При этом происходит усиление активной роли ученика в образовательном процессе. Электронная обучающая система включает в себя свойства обычного учебника, справочника, задачника и систему контроля [9]. Учебники содержат подробно изложенную информацию с иллюстрациями, схемами, видео материалами, которые значительно облегчают понимание темы.
Работа обучаемого с обучающей системой позволит сэкономить силы и время преподавателя, даст возможность более самостоятельно подходить к обучению.
Как инструмент самообразования электронная обучающая система позволяет [11]:
– устанавливать возможность интерактивного общения между участниками обучения – учителем и учеником:
– поддерживает возможность самостоятельного освоения учебного материала, представленного не только в рамках учебника, но и выходящего за него (посредством гиперссылок на другие источники);
– возможность с помощью средств учебника самостоятельного контроля полученных знаний и умений.
Таким образом, для полноценного функционирования электронной обучающей системы необходимо реализовать: инструктивный блок, информационный блок (система информационного наполнения ресурса), контрольный блок (механизм тестирования и оценки) и управляющую систему, объединяющей все это воедино [12].
Успешность обучения во многом зависит от организации учебного материала. Разрабатываемый курс предназначен для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, организация такого курса, структурирование материала определяются особенностями этого взаимодействия.
Важную роль в проектировании комплекса уроков играет составления тестов.
Необходимо отметить, что разработка тестов должна иметь прочную научную основу и доказательства научного подхода должны быть задокументированы [8]. Хотя точная последовательность событий для разработки теста варьируется от программы к программе, все же существуют некоторые стандарты, которые выкладывают ряд общих процедур и методов, которые должны использоваться при разработке большинства видов тестов.
При разработке тестов необходимо выполнить следующие действия:
1) указать цель теста и ожидаемые результаты;
2) разработать ограничения, которые описывают знания и навыки для тестирования;
3) построить спецификации теста;
4) создать потенциальные тестовые элементы и скоринговые рубрики;
Процесс разработки тестов должен начинаться с четкого изложения цели теста и предполагаемых выводов из тестовых оценок. Затем должна быть разработана структура контента для теста, которая четко определяет конструкции, подлежащих тестированию [9].
После принятия решения о том, что тест должен определить (уровень полученных знаний или степень компетентности) и определенных критерии прохождения тестов, следующим шагом является разработка набора тестовых спецификаций.
Спецификации теста должны определять, как тестовые вопросы будут отбираться с большей конструкции, предлагаемой количества элементов, форматов элементов и всего тестового инструмента в целом. Должна быть четкая связь между структурами контента и спецификациями теста [4].
В соответствии со стандартами, после разработки рамок контента, разработчик теста может собрать набор потенциальных тестовых элементов, соответствующих спецификациям теста. Обычно перед разработчиками тестов ставится задача разработки более широкого набора элементов, чем в конечном итоге потребуется, чтобы позволить некоторым тестам не участвовать в тестировании. Правила для оценки должны быть разработаны совместно с тестовыми элементами. Для открытых вопросов (в отличие от вопросов с множественным выбором) разработаны детальные, стандартизированные правила оценки, называемые скоринговыми рубрикам [10]. Скоринговые рубрики определяют критерии оценки и присвоения баллов ответов и часто сопровождаются выборочными ответами на каждом из уровней оценки, чтобы проиллюстрировать критерии.
Одним из важных аспектов обоснованности является установление, для чего собственно создается тест, то есть он должен определить.
Одним из основных требований к системе тестирования, разработка «справедливого» теста, то есть он не должен дискриминировать подгруппы тех, кто проходит тестирование или давать преимущество.
Также достаточно важным требованием является равные возможности для всех участников тестирования: на протяжении всего тестирования, администрирования и проверки процессов необходимо одинаково относиться ко всем участникам тестирования [6].
Еще одно требование – безопасность: важно, чтобы тестовые материалы были надежно защищены. Если ученики могут видеть вопрос перед сдачей теста, тогда их ответы будут основываться на памяти, а не на полученных знаниях и система тестирования в таком случае будет не соответствовать равенства возможностей [7].
Структура теста, который будет разрабатываться для каждого урока предусматривает задачи и эталон. Если эталон отсутствует, то оценка правильности теста подвержена субъективных суждений. Обычно тесты делятся на три уровня:
— первый — репродуктивная деятельность с помощью (с внешней опорой)
— второй — воспроизведение ранее усвоенной информации по памяти, применение в типичных ситуациях;
— третий — самостоятельное воспроизведение и преобразование усвоенной информации для обсуждения известных фактов и выработки субъективно новой [4].