Курсовая теория на тему Разработка программы дополнительного образования по информатике для детей 9-12 лет.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы разработки программы дополнительного образования по
информатике для детей 9-12 лет. 6
1.1. Система дополнительного
образования в России. 6
1.2. Дидактические возможности
образовательной робототехники. 12
1.3. Образовательная робототехника
как средство развития самостоятельной творческой деятельности. 20
Заключение. 26
Список
литературы.. 28
Введение:
Актуальность
выбранной
темы обусловлена происходящими изменениями в условиях формирования личности
школьника. Современный человек находится в почти безграничном цифровом
информационном пространстве. На современного школьника воздействуют потоки
информации, получаемые из глобальной сети, компьютерных игр, кинематографа, СМИ
и многих других источников. Это воздействие не всегда положительно влияет на
процесс воспитания и социализации ребенка. Ввиду такого воздействия, в корне
меняется структура мышления детей, их самосознание и мировоззрение.
Сегодня вопрос актуализации
и безопасности информационного пространства поднят на национальный уровень. 11
февраля 2019 года на сайте Правительства РФ была опубликована инфографика о
Национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития. Почти
половина из которых включает в себя Федеральные проекты, направленные на
развитие цифровой и информационной среды. Например, в Национальный проект
«Образование» входит проект «Цифровая образовательная среда», задачей которого
является «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды,
обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и
уровней».
Помимо безопасности
цифровой сферы, стоит обратить внимание и на список востребованных профессий,
где на одном из первых мест стоит специалист IT, а «Атлас новых профессий» приводит
список профессий, которые появятся в ближайшее время и все они связаны с
информационными технологиями. Это говорит о необходимости подготовки
специалистов в информационной сфере, причем, начальные знания и умения нужно закладывать
еще в школьном возрасте, для дальнейшего развития и формирования
узконаправленных навыков.
В условиях реализации
основной образовательной программы дополнительного образования присутствует
возможность развития личности, способностей, удовлетворения познавательных
интересов, самореализации учащихся, в том числе одаренных и талантливых, через
социальную практику, общественно-полезной деятельности, систему кружков,
клубов, секций, студий.
Целью учреждений
дополнительного образования является создание условий для проявления и развития
ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения
духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для
физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
На сегодняшний день,
перспективным направлением является образовательная робототехника, одним из
самых популярных инструментов реализации которого являются робототехнические
комплексы, представленные компанией Lego. Образовательная робототехника – цикл мероприятий в
средней школе или образовательных учреждениях дополнительного образования, в
котором программирование и конструирование, объединяясь, позволяют формировать
навыки технического творчества, мотивируют учащихся на изучение точных наук и
обеспечивают их раннюю профессиональную ориентацию.
Объектом
исследования процесс развития технического творчества
детей посредством образовательной робототехники в учреждениях дополнительного
образования.
Предметом
исследования методика развития технического творчества
у детей 9-12 лет на основе образовательной робототехники.
Целью
исследования является разработка программы
дополнительного образования посредством образовательной робототехники для детей
9-12 лет.
Гипотезой
исследования заключается в том, что развитие технического
творчества детей 9-12 лет в образовательных учреждениях дополнительного
образования можно повысить, если:
1) в качестве средств обучения использовать
робототехнические наборы Lego
Mindstorms
Education
EV3;
2) учебный материал будет содержать практические
задания, обеспечивающие вариативность их выполнения (творческий компонент);
3) выполнение практических заданий обеспечит
выход на индивидуальные проекты, ориентированные на решение прикладных задач по
робототехнике, используемых в настоящее время в различных сферах деятельности
человека: образование, медицина, космология, экология, промышленность и т.д.
Задачами
исследования являются:
1) Изучить систему дополнительного
образования в России.
2) Выявить дидактические возможности
образовательной робототехники.
3) Разработать программу и методическое
обеспечение дополнительного образования по информатике для детей 9-12 лет на
основе использования образовательной робототехники;
В ходе работы были
использованы следующие методы
исследования: анализ научной литературы; изучение педагогического опыта;
идей развития в образовании.
Практическая
значимость – разработано учебно-методическое
обеспечение программы дополнительного образования для детей 9-12 лет в виде
практических заданий.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Учреждения
дополнительного образования – это тип образовательного учреждения в Российской
Федерации, целью которого является развитие мотивации личности к познанию и
творчеству, реализовывают дополнительные образовательные программы и услуги в
интересах личности ребенка. Учреждения дополнительного образования нацелены на
создание равных стартовых возможностей для всех детей, оказывают помощь и
поддержку одаренным и талантливым обучающимся. Дополнительные образовательные
учреждения опираются на следующие принципы: гуманизма, детоцентризма,
демократизма, культуросообразности, природосообразности, дифференциации и
индивидуализации, творчества, системности и преемственности, а также
сотрудничества. Сущность и характеристика дополнительного образования детей
заключаются в единстве обучения, воспитания, развития и влиянии на социализацию
и в дальнейшем жизненном самоопределении «себя».
Робототехника в
учреждения дополнительного образования является перспективным инструментом
развития личностных качеств учащихся, а также развитию исследовательских
навыков, алгоритмического мышления, навыков проектной деятельности и работы в
группе.
Внедрение образовательной
робототехники в учреждении дополнительного образования является одним из
современных методов развития технического творчества детей. Техническое
творчество – это вид деятельности по созданию материальных продуктов, которое
включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение. Процесс развития
технического творчества является одним из способов формирования
профессиональной ориентации и интереса к технике и науке детей.
Образовательная
робототехника имеет соответствующее методическое обеспечение, а также обучающих
материалах разработчиков робототехнических образовательных конструкторов, на
основе которых разрабатываются рабочие программы для занятий по робототехнике в
рамках дополнительного образования.
Обобщив рассмотренный
методический опыт организации занятий по робототехнике, можно выделить
следующие особенности:
1) реализация занятий
робототехники в виде факультативов и кружков способствует формированию
алгоритмического мышления, начальных технических навыков у учащихся, а также
положительно сказывается на их умении работать в группе и развитии
коммуникативных компетенций;
2) обучение робототехнике
производится постепенно, шаг за шагом, начиная от вводных занятий, продолжая
сборкой и программированием моделей по инструкции и заканчивая выполнением
самостоятельных, творческих проектов;
3) работа над каждым
проектом проводится поэтапно, завершающим этапом работы над проектом становятся
игры/соревнования/эксперименты с роботами, удовлетворяя потребность учащихся в
наблюдении реального результата своей работы и удовлетворении им;
4) для обучения
используется системно-деятельностный подход.
Таким образом, при
выполнении вышеперечисленных условий, применение обучающих робототехнических
комплексов может выступать эффективным инструментом обучения в организациях
дополнительного образования для развития технического творчества детей 9-12
лет.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы разработки программы дополнительного образования по информатике для
детей 9-12 лет 1.1. Система
дополнительного образования в России
Дополнительное образование
представляет собой тип образования, который объединяет воспитание, обучение и
развитие в один процесс с целью развития познавательного интереса, творческих,
физических качеств ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и
социализации личности.
Учреждение
дополнительного образования – тип образовательного учреждения в Российской
Федерации, осуществляющее свою деятельность на основании лицензии, целью
которого является мотивация личности к познанию и творчеству, а также
реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности.
В соответствии с
федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как
вид образования, который нацелен на всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня
образования (гл. 1, ст. 2). В России это единственный вид образования, по
окончанию которого уровень образования не повышается. Дополнительное
образование занимает важное место в системе непрерывного образования и
структуре образования РФ [19].
Дополнительное
образование как неотъемлемая часть системы образования Российской Федерации
приобрела системные характеристики в 90-х годах двадцатого века. В соответствии
с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения
преобразованы в учреждения дополнительного образования, а система внешкольного
образования преобразована в систему дополнительного образования.
Учреждения
дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на:
• Государственные,
• Федеральные
государственные,
• Муниципальные,
• Негосударственные.
Существуют следующие виды
учреждений [15]:
1. Центры дополнительного
образования, развития творчества детей и юношества, творческого развития и
гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского
(юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников),
детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического
воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский
центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический,
эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр,
детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
2. Дворцы детского
(юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, обучающейся молодежи,
школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного
творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
3. Дома детского
творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных
натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников),
детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного
творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
4. Станции юных
натуралистов, детского (юношеского) технического творчества
(научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий
(юных туристов), детская экологическая (экологобиологическая) станция;
5. Детская школа
искусств, в том числе по видам искусств;
6. Детско-юношеские
спортивные школы (ДЮСШ);
7. Специализированная
детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
8. Детско-юношеские
спортивно-адаптивные школы.
Анализируя роль
дополнительного образования в современном мире, такие ученые как Л.Г. Логинова,
Е.Б. Евладова, Н.Н. Михайлова определяют его следующие важные цели [11]:
– ориентируется на
личностные интересы, потребности и способности ребенка;
– ребенок обладает
свободой выбора, вида и сферы деятельности;
– возможность свободного
самоопределения и самореализации ребенка;
– единство обучения,
воспитания и развития;
– практико-деятельностная
основа образовательного процесса.
Образовательный процесс в
учреждениях дополнительного образования построен на следующих принципах. Их
можно отметить исходя из анализа исследования М.Ю. Андрюковой, В.А. Березиной [7]:
1. Принцип гуманизма,
утверждающий ценность общекультурного человеческого достоинства. Он ориентирован
на исторические ценности, их значимости в развитие искусства, науки и культуры;
2. Принцип детоцентризма.
В приоритете находятся интересы ребенка, который в свою очередь должен стать
равноправным субъектом процесса обучения;
3. Принцип демократизма.
Каждый ребенок вправе выбирать личный путь развития;
4. Принцип
культуросообразности, ориентированный на потребности общества и личность
воспитанника. Социокультурная среда и человек должны быть едины, а дети должны
быть адаптированы к условия современной жизни общества;
5. Принцип
природосообразности. Нельзя игнорировать индивидуальные и возрастные
особенности, возможности и задатки учащихся они должны быть учтены при
включении их в различные виды деятельности;
6. Принцип дифференциации
и индивидуализации образования. Склонности и способности в различных сферах
деятельности нужно выявлять и развивать. С учетом индивидуальных интересов и
возможностей детей, должно происходить обеспечение их развития.
7. Принцип творчества,
ориентированный на развитие творческих способностей детей;
8. Принцип системности –
преемственность знаний;
9. Принцип
сотрудничества. Совместная деятельность взрослого и ребенка имеет особую
ценность. Дополнительное образование является одним из
условий для личностного прогресса ребенка в рамках непрерывного образования. С
помощью дополнительного образования формируется система знаний. Дополнительное
образование позволяет сформировать более полную картину окружающего мира. Детям
легче применять свои способности и склонности. Дополнительное образование
обеспечивает целостность сочетания досуга с разнообразными формами
образовательной деятельности. Также у ребенка формируется следующие ключевые
компетентности [16]:
– компетентность
познавательной деятельности. Способность поставить и решить познавательные
задачи, найти в проблемной ситуации нестандартное решение;
– компетентность
практической деятельности, отвечающей за умение наблюдать и рефлексировать,
навык опытно-исследовательской
деятельности,
моделирование, проектирование;
– компетентность владения
информационными технологиями Освоение информационной культуры и способность к
преобразованию информации.
В дополнительном
образовании детей важным принципом является добровольный выбор ребенком
предмета деятельности, педагога и объединения по интересам.
Учреждения
дополнительного образования создают для детей равные возможности для начинания,
а также оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся,
поднимая их на новый уровень индивидуального развития.
Исследования, проведенные
А.Г. Асмоловой, Н.Л. Буйловой, В.А. Березиной и другими, указывают на сущность
образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. В
совокупности с вышеперечисленными особенностями системы дополнительного
образования детей можно выделить ее основные функции [3]: