Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Разделение властей в современном мире

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Модели организация государственной власти. 6

1.1.   Принцип
соподчинённого единства / принцип организационного единства / централизм. 6

1.2.   Принцип разделения
властей: понятие и признаки. 8

Глава 2. Институциональные формы воплощения принципа
разделения властей в современности / современной модели публичной власти. 16

2.1. Независимость судебной власти как конституирующий
признак разделения властей. 16

2.2.. Конституционное правосудие — гарант
осуществления принципа разделения властей (проверка закона на наличие
права) 21

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 31

  

Введение:

 

Построение модели правового
государства является одной из главных и приоритетных задач
XXI века для
многих стран, в том числе и для Российской Федерации.

Как мы знаем, одним из важнейших и
основополагающих принципов функционирования правового государства является
принцип разделения властей.

Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что принцип разделения властей в последние годы
прочно вошел в российскую политическую действительность. Этот принцип стал
одним из оснований функционирования российского конституционализма и
складывания новой политической системы. Политические процессы последних лет
свидетельствуют о сдвигах в государственном механизме, связанных с
продолжающимся формированием новой системы взаимодействия ветвей власти. 

 Россия в данный момент переживает время
экономических, социальных и политических реформ, которые приближают нашу страну
к демократическому идеалу, а именно к правовому государству. Поэтому сейчас
особую важность имеет рассмотрение и изучение основных демократических принципов,
и их реализацию на практике, в том числе, принцип разделения властей.

Проблема государственной власти
самым непосредственным образом отражается на конкретных отношениях. Это
позволяет говорить о переходе названной проблематики в практическую плоскость.

Цель
исследования: на основе исследования теоретических, правовых и организационных
основ механизма государственного управления подготовить обоснованные
предложения по повышению эффективности деятельности властей в современных
условиях их разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Проведенный анализ позволяет сделать некоторые обобщающие выводы.
Государственная власть осуществляется во всех сферах жизнедеятельности
общества.

Реализация
теории разделения властей и её возникновение имеет долгий и достаточно сложный
путь исторического развития. Идея разграничения деятельности государственных
органов высказывалась известными античными мыслителями – Гесиодом, Гераклидом,
Аристотелем, Платоном и другими. Понимание теории в наши дни и её
использование, в качестве своей опоры имеет социальный опыт всего человечества
в целом, именно поэтому её развитие может по праву называться достоянием
общества.

Впервые «принцип разделения властей»
был официально закреплен в Конституции от 10 декабря 1992 г. в статье 3,
которая гласит, что основным принципом организации Власти в Российской
Федерации является принцип разделения властей, на законодательную,
исполнительную и судебную.

12 декабря 1993 года на всенародном
референдуме была принята Конституция Российской Федерации, которая действует до
настоящего времени.

В статье 10 этого документа наше
внимание обращается на то, что государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе принципа разделения власти на три ветви:
законодательную, исполнительную и судебную, и что органы каждой из ветвей
являются самостоятельными.

Конституция не только декларировала данный принцип, но и четко определила
круг вопросов, относящийся к компетенции каждой ветви власти в главах 4-ой
(«Президент Российской Федерации»), 5-ой («Федеральное Собрание»), 6-ой
(«Правительство Российской Федерации»), 7-ой («Судебная власть и прокуратура»)
Конституции Российской Федерации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Модели организация государственной власти

 

1.1.        
Принцип соподчинённого единства / принцип
организационного единства / централизм

 

Реализация теории разделения властей и её
возникновение имеет долгий и достаточно сложный путь исторического развития.
Идея разграничения деятельности государственных органов высказывалась
известными античными мыслителями – Гесиодом, Гераклидом, Аристотелем, Платоном
и другими. Понимание теории в наши дни и её использование, в качестве своей
опоры имеет социальный опыт всего человечества в целом, именно поэтому её
развитие может по праву называться достоянием общества.

Впервые крупное разделение властей произошло между политической и
религиозной властью, а именно между такими институтами, как государство и
церковь. Оно также сопровождалось и длительным соперничеством за власть,
господство светской власти над религиозной, преобладание церкви в светской жизни
общества. Борьба между этими институтами продолжалось не один век, а точнее всё
средневековье и начало Нового времени, как в России, так и на Западе. По сей
день оно остаётся незавершенным для ряда государств и обществ.

Наряду с этим, в самом светском государстве рано начали появляться идеи о
необходимости ограничения власти, о пресечении концентрации власти в одних
руках. Именно в Древней Греции начала формироваться сложноорганизованная
современная модель государственности.

Уже Аристотель (384-322 до н.э.) определял государство как некое целое,
состоящее из разных неподобных друг другу частей, и выделял
законосовещательный, административный и судебный органы.[1] Он считал, что от
организации этих «трех элементов» зависит не только благосостояние общества, но
и саморазличие отдельных форм государственного строя. Аристотель не изучал
взаимодействия государственных органов между собой и проблемы их
взаимоотношения, считая, что основополагающим элементом в государстве является
«законосовещательный» орган.

Древнегреческие философы Гесиод (VII век до
н.э.), Гераклид (
VIV век до
н.э.), Эпикур (341-270 гг. до н.э.) в своих монументальных трудах рассматривали
принципы справедливости и гражданской свободы как основные политико-правовые
ценности. [2]

В Древней Греции, такой уклад, как слияние гражданского коллектива с
государством, способствовал формированию гражданской ответственности каждого
члена этого общества, где основополагающим качеством свободного гражданина
считалось его право и обязанность участвовать в управлении государством.

Древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие политической науки и
политико-правовых принципов. Они установили зависимость формы организации
власти от реализации политическим режимом главных общепризнанных мерок
справедливости, основ гражданской свободы и норм формального равноправия.

Модель организации государственности в Античной Греции в основных чертах
была заимствована Римской республикой. Древнеримский мыслитель Полибий (203-102
гг. до н.э.) считал, что государственная власть в Риме была поделена между
Сенатом, консулами и народом[3]. По его
мнению, они оказывали друг другу взаимную поддержку и содействие, а также
сдерживали власть другого.

Следует отметить, что древние ученые вкладывали в
понятие «разделение властей» иной смысл. Прежде всего, они имели в виду принцип
равного участия заинтересованных



[1] Аристотель. Политика. М.: АСТ, 2002. 393 с

[2] Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений / Нерсесянц
В.С. М. : Норма : Инфра-М, 2012.

[3] Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Т.2.(кн. VI-XXI) /
Полибий. – М.: Кузнецов, 1895. – с.15-16.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 5
1.1. Организация государственной власти по принципу единства власти 5
1.2. Организация государственной власти на основании разделения властей 8
2. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 14
2.1. Значение конституциональной юстиции 14
2.2. Модели конституциональной юстиции 17
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЕТВИ ВЛАСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ РЕСПУБЛИК 20
3.1. Законодательная и исполнительная ветви власти в парламентской республике 20
3.2. Законодательная и исполнительная ветви власти в президентской республике 24
3.3. Законодательная и исполнительная ветви власти в смешанной республике 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

  

Введение:

 

Государственная власть представляет собой высший регулятор, организующий все аспекты жизни общества – от его политической и экономической структуры, до выбора в предоставлении гражданам их естественных прав и свобод или же ограничении их прав. Деятельность лиц осуществляющих государственную власть таким образом оказывает огромное влияние на жизнь общества, и это влияние тем больше и сильнее, чем больше власти сосредоточено в руках отдельного лица. Так в авторитарных обществах роль верховного властителя – диктатора, монарха, настолько велика, что его человеческие качества, оказываются критичными для судьбы всего государства.
Актуальность темы. Бесправие, насилие и диктатура возможны тогда, когда действующая власть чрезмерно сосредотачивается в одних руках. Современные страны имеют три ее ветви: законодательная, исполнительная и судебная. На сегодняшний день распределение властей – это признанная во всех демократических государствах норма. Чтобы исключить возможный деспотизм, необходимо строгое и тщательное распределение действующей власти. В каждом разумно функционирующем государстве в обязательном порядке должны взаимодействовать три ветви власти: законодательная, которая издает важные законы; исполнительная, осуществляющая комплексное управление на базе изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законопроектов и осуществляющая справедливое правосудие.
В качестве одного их самых ярких преимуществ теории разделения государственной власти выступает то, что ее реализация дает возможность предупредить излишнюю концентрацию власти в руках одного человека, органа или направления власти, прекратить злоупотребление властью и ее узурпацию, сформировать ряд препятствий на пути антидемократических тенденций тоталитаризма и авторитаризма.
Целью данной работы является изучение специфики разделения властей в современном мире.
Задачи работы:
• Рассмотреть различные модели организации государственной власти (по принципу единства власти, на основании разделения властей),
• Изучить Конституциональная юстиция модели и значение конституциональной юстиции в системе разделения власти,
• Проанализировать как построена законодательная и исполнительная ветви власти в различных видах республик.
Объектом исследования в данной работе является теория разделения властей в государственном управлении.
Предмет исследования – особенности реализации теории разделения властей в современных государствах.
Степень разработанности темы высока в силу ее актуальности. Вопрос изучался многими специалистами в области политологии, теории государства и права.
Теоретическое и практическое значение заключается том, что представленная в работе информация может быть использована в качестве базы для написания научных и студенческих работ в дальнейшем, а также при подготовке к коллоквиумам и семинарам.
В качестве теоретической базы для данной работы были использованы труды ведущих отечественных политологов и историков: Абдулаева М.И., Агабекова Г.Б., Баренбойм П.Д., Барнашова А.М., Братановского С.Н. и др.
В качестве методов исследования в данной работе были использованы метод теоретического анализа, метод дедукции и метод синтеза.
В структуру данной работы входит: введение, основная часть, состоящая из трех глав, объединяющих семь параграфов, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что разделение властей — это политико-правовая практика и теория, согласно которым правительственная власть должна быть распределена между независимыми друг от друга ветвями. Указанная практика считается обязательным условием успешного развития любой страны. Формирование современной теории разделения властей обусловлено многовековым опытом человечества. Должно было пройти много столетий для того, чтобы одни из самых просвещенных правителей поняли всю разрушительность того, что власть концентрируется у одного человека и пагубные последствия тирании одного правителя. Но, стоит отметить, что такие режимы есть и сегодня в некоторых странах. В современных демократических государствах разделение законодательной власти осуществляется следующим образом:
• правительственная ветвь — представляет парламент, который избирается посредством тайного голосования с учетом реализации одинаково доступного для всех избирательного права;
• исполнительная ветвь действующей власти – подчиняется президенту или премьер-министру, которые руководят сразу несколькими правовыми органами: министерствами, администрациями и различными ведомствами.
Государственная власть — это концепция универсальных гражданских отношений и деятельность правительственных структур, которая осуществляется путем установленных в стране законодательных форм и способов, направленных на создание демократического режима в социуме, защиту свобод и прав любого гражданина, а также обеспечение объективного государственного контроля. Демократизм и эффективность правовой деятельности возможно достигнуть с помощью разделения государственной власти на три рассмотренные в работе ветви, которые выполняют строго предписанные им функции, следовательно, отсутствие одной из них повлечет за собой грубое нарушение принципов демократии. Однако значимая роль в современном мире отводится именно исполнительной власти. Очевидно, что когда в стране происходит распределение властей на три ветви, то все соответствующие институты, являясь абсолютно независимыми, будут контролировать друг друга, препятствуя своими действиям попыткам злоупотреблять положением. Ключевая суть исполнительной власти состоит в исследовании теории государственной власти и гипотезы разделения властей. Правительственные органы и другие системы государства, будучи достаточно тесно взаимосвязанными, обеспечивают в реальной жизни процесс государственного демократического управления.
Разделение власти в РФ, процесс становления и утверждения данного принципа прошел через долгий период его непризнания. Долгое господство в дореволюционной России режима абсолютной монархии мешало теоретическому и практическому пониманию принципа разделения власти. В Советской России данный принцип также не нашел поддержки, формирование социалистической страны было тесно связано с ликвидацией буржуазного парламентаризма и непонимания «отсталого принципа» разделения власти. Разделение властей в РФ связано с Конституцией, которая действует и сегодня. На основании действующей Конституции РФ 1993 г. под разделением властей понимается один из обязательных критериев демократической организации России. Согласно ст.10 Конституции РФ для государственной власти в РФ свойственно осуществляться, основываясь на разделении на законодательную, судебную и исполнительную власти. Законодательная власть в РФ принадлежит парламенту (Федеральному собранию). Он издает законы, представляя интересы граждан. Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.

 

Фрагмент текста работы:

 

Современное государство — это особый механизм согласования неминуемо различных интересов и потребностей граждан или их организаций для обеспечения общего блага, и развития полноценного государства. Механизм государства представляет собой комплексную систему правительственных органов, организаций и учреждений, осуществляющих практическую деятельность по предоставлению регулятивной и охранительной функции страны . Такие процессы в государстве являются не только главными, но и выступают в роли определяющего элемента в политической системе. Данный механизм способен обеспечить объективное функционирование абсолютно всех сфер общественной жизни, а также оказывать положительное и отрицательное воздействие на явления, происходящие в обществе.
Единство власти государственной предполагает наличие в системе органов государственной власти одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все другие органы власти без исключения. При этом возможно разделение лишь (властно-)управленческих функций, но не властей, в том числе разделения органов государственный власти и органов местного самоуправления.
Единство государственной власти предполагает централизованность, соподчиненность государственных органов (отображающих в то же время федеративную структуру государства) .
Юридические признаки Единства государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
Кроме того, принцип Единства государственной власти выражается в единой правовой политике, в особенности в политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации государственной деятельности и институтов федерального представительства (для федеративного государства).
Единство государственной власти является обязательным условием государственной целостности. Однако реализация принципа Единство власти государственной неизбежно ведет к концентрации всей полноты государственный власти в одних руках и ее абсолютизации .
Принцип верховенства государственной власти означает, что она главенствует в пределах территории государства над всеми иными субъектами политико-правовых отношений, определяет их статус и контролирует их деятельность. Соответственно, на одном и том же государственном пространстве не может существовать другой власти, стоящей выше нее или равной ей. Все другие социальные силы на данной территории (общественные, конфессиональные, региональные и т.д.) имеют в правовом смысле производный от государственной власти характер. о Преобладание государственной власти над всякой другой выражается в ее монополии на нормотворческую деятельность и правовое принуждение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы