Курсовая теория на тему Разделение властей как принцип правового государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Возникновение теории разделения властей 5
1.1 Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей 5
1.2 Понятие системы разделения властей 8
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации 13
2.1 Законодательная власть 13
2.2 Исполнительная власть 16
2.3 Судебная власть 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение:
Актуальность темы. В нашей стране идея правового государства прошла сложный эволюционный путь от безусловного и полного отрицания до частичной, а потом и окончательного принятия, которое выразилось в конституционном провозглашении России правовым государством .
В юридической науке правовое государство обычно рассматривается в соотношении со свободами и правами гражданина и человека, их защитой и охраной со стороны государства. Остаются актуальными проблемы взаимосвязи гражданского общества и правового государства, экономики и правового государства, социальной сферы и правового государства. В связи с идеей правового государства в науке существенную роль получают теоретические взгляды, представления, концепции о соотношении государства и права, права и закона, который исходит от государства, права и других социальных норм.
Основополагающий принцип функционирования и организации механизма правового государства – это принцип разделения властей, предполагающий сложную систему взаимосвязей и взаимоотношений между законодательной, судебной и исполнительной ветвями власти.
Степень научной разработанности. Степень разработанности данной темы является довольно высокой. Проблему принципа разделения властей в различных ее аспектах в своих трудах рассматривали: В. В. Копейчиков, Л. Л. Григорян, М. К. Искакова, Л. И. Спиридонов, В. М. Сырых, Л. П.Рассказов, А. С. Шабуров и др.
Цель данной работы – изучить институт разделения властей как принцип правового государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть исторические предпосылки возникновения теории разделения властей;
определить понятие системы разделения властей;
рассмотреть законодательную власть в РФ;
ознакомиться с исполнительной властью РФ;
рассмотреть судебную власть РФ.
Для решения поставленных целей и задач, использовались общие и специальные методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, методы обобщения и аналогии документов, классификация, систематизация, типизация теоретического и эмпирического материала. Специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.
Объект исследования – модель разделения властей, которая установлена Конституцией РФ, процесс ее возникновения, функционирования и развития.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, связанные с действием принципа разделения властей.
Нормативно-правовую базу данной работы составляют Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и многие другие правовые акты.
Теоретической основой исследования явилась литература по конституционному праву. Были использованы труды таких авторов как: Корельский В.М., Краснов Ю. К., Кужиков Д. А., Лазарев В.В., Малько А. В., Марченко М. Н., Соколов В. М., Радько Т. Н., Руденкин В. Н. и др.
Поставленные цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
В заключении стоит отметить, что поставленная цель работы была достигнута, то есть был изучен институт разделения властей как принцип правового государства.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
были рассмотрены исторические предпосылки возникновения теории разделения властей;
было определено понятие системы разделения властей;
была рассмотрена законодательная власть в РФ;
ознакомились с исполнительной властью РФ;
была рассмотрена судебная власть РФ.
Были сделаны следующие выводы:
Принцип разделения властей может быть характерен лишь для демократического государства. Ни в феодальном, ни в рабовладельческом государстве он невозможен, поскольку сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника – основного представителя общества, который обладает и политическими правами.
Для фактической реализации данного принципа нужны определенные объективные условия – достаточная степень развития производительных отношений и сил. А также субъективные – степень политического сознания общества.
Теорией права предлагаются различные варианты механизма действия принципа разделения властей.
Каждая из ветвей власти обладает своими специфическими полномочиями и чертами, но при этом исполнительная, законодательная и судебная власть равны и обоюдно друг другу подконтрольны.
Принцип разделения властей – это рассредоточение государственной власти на отдельные, друг от друга не зависимые политические институты, которые обладают своими обязанностями и правами в определенной отрасли власти и имеют свою систему сдержек и противовесов.
Стоит отметить, что разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса.
Законодательная власть занимается принятием и разработкой законов, а также разных нормативных актов, которые контролируют и регулируют общественную жизнь и деятельность государства. Во всем мире такие функции принято закреплять за парламентом. В России органы законодательной власти также представлены парламентом, который называется Федеральное Собрание и состоит из двух палат.
Как высшим органом исполнительной власти Правительством РФ осуществляется деятельность, которая направлена на оперативное управление государственными делами и исполнение законов. Правительство управляет госаппаратом, занимается законодательной деятельностью (как правило, принимаются подзаконные акты), осуществляет исполнение бюджета, участвует во внешней политике страны.
Конституционные основы судебной системы РФ и ее единства закреплены в Конституции РФ и соответствующем законодательстве РФ. Современная судебная система России имеет четкую структуру, которая построена в соответствии с компетенцией судов и поставленными перед ними целями и задачами. Это особый институт, который осуществляет рассмотрение гражданских, административных, уголовных и иных дел в соответствии со специально созданными процедурными правилами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Возникновение теории разделения властей
1.1 Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей
В зарубежной, и в отечественной научной литературе уделяется много внимания теории разделения властей, так как это одна из самых противоречивых и неоднозначных тем. На протяжении столетий сама идея разделения исполнительной, законодательной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства.
Теория разделения властей появилась не на пустом месте. Она появляется и начинает материализоваться только на той стадии развития государства и общества, когда формируются все нужные предпосылки для активного участия широких общественных слоев в социально-политической жизни и политических процессах государства, хотя бы в формальном плане торжествует идеологический и политический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества происходит активный поиск средств и путей создания надежных гарантий свобод и прав граждан или подданных. Теория разделения властей основывалась на вполне рациональной предпосылке: в любой стране нужно совершать три вида деятельности – принимать законы, исполнять такие законы и наказывать нарушителей данных законов. Естественно, что более компетентно и эффективно эти функции будут исполнять государственные органы, которые специализированы лишь на одной из них. Являясь относительно независимыми, такие три вида власти могут взаимно уравновешивать и контролировать друг друга .
В научной литературе при исследовании процесса формирования теории разделения властей обычно выделяется три фазы. Первая – это создание такой обстановки такого и мировоззренческого фона, в которых было возможным возникновение концепции разделения властей, оформление элементов, которые ее составляют. Вторая фаза – это создание собственно концепции, оформление ее отдельных частей и их гармоничное объединение воедино. И, третья фаза – это внесение первых корректировок, которые появились вследствие накопления практического опыта по претворению основных положений рассматриваемой теории в жизнь .