Курсовая теория на тему Разделение властей как принцип организации и деятельности органов государственной власти.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Общеправовая характеристика принципа разделения властей российской федерации 5
2 Проблемы недавних поправок в конституцию, а также проблемные вопросы разделения властей в субъектах российской федерации 14
Заключение 24
Список использованных источников 26
Введение:
Актуальность выбранной темы данной исследовательской работы высока. Это обуславливается активным развитием демократических принципов и государственности в Российской Федерации, где принцип разделения властей является основополагающим. Также это обуславливается наличием ряда вопросов и проблем в регулировании действующих механизмов распределения власти в стране.
В данной работе описывается принцип разделения властей на уровне субъектов федерации. Сопоставление данного принципа с существующими моделями в субъектах Российской Федерации производится с учетом специфики правового положения самих субъектов Федерации, делается вывод о невозможности полноценной реализации принципа разделения властей на практике.
Также рассматриваются развитие, содержание, функционирование и реализация идеи принципа разделения властей в России; характеризуются и выделяются особенности российской интерпретации теории разделения властей, а также дается оценка принятым поправкам в Конституцию РФ.
Кроме того, рассматриваются проблемы развития российского конституционализма в контексте реализации конституционного принципа разделения властей и совершенствования механизмов распределения власти в системе органов государственной власти.
Цель данной исследовательской работы – рассмотреть разделение властей как принцип организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации.
Задачи данной исследовательской работы:
1. Дать правовую характеристику принципу разделения властей;
2. Выделить исторические закономерности принятия данного принципа и отражения его положений в Конституции Российской Федерации;
3. Рассмотреть проблемы принятых поправок в Конституцию Российской Федерации касающихся распределения полномочий отдельных ветвей власти;
4. Проанализировать сложности обеспечения надлежащего распределения полномочий согласно принципу разделения властей в субъектах Российской Федерации.
Объект данной исследовательской работы – свойства, признаки, аспекты и иные особенности, характеризующие принцип разделения властей наиболее точно в контексте его обеспечения государственной деятельности.
Предмет данной исследовательской деятельности – положения действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые непосредственно регулируют выделенные отношения. Также это научные материалы и публикации некоторых авторов, чтобы рассмотреть отдельные вопросы наиболее широко.
Научно-исследовательские методы, которые были использованы при написании данной работы:
абстрагирование;
аналогия;
индукция;
классификация;
обобщение;
сравнительный анализ;
синтез (объединение).
Структура данной исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, две главы, где первая посвящена теоретическим вопросам, а вторая – практическим и проблематике, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Таким образом, мы определили, что единство государственной власти — фундаментальный и конститутивный признак государства, при котором существующая система сдержек и противовесов между ветвями власти способна предотвратить захват государственной власти, укрепить ее единство, связать все ветви и направления в единое целое. Идея разделения властей, сформировавшаяся как теория конституционализма, имеет большое теоретическое и практическое значение. Конституционализм как политико-правовое явление включает в себя познавательное отношение к деятельности государственно-правовых институтов, формирование механизмов распределения власти, учитывающих потребности юридической практики, что является главным критерием объективной истины.
Таким образом, сложившаяся практика разделения властей, обеспечивающая механизм реализации демократии и зарождения российского конституционализма, не нарушает принципа единства и целостности государственной власти в современных демократических государствах.
Органы власти субъектов федерации аналогичны федеративному устройству. Однако необходимо учитывать существующие различия. В одних республиках судебная власть выведена из национальной системы, в одних территориальных единицах субъектов разрешено формировать собственные органы власти, а в других все ограничивается лишь созданием местных автономий. И наиболее актуальным вопросом является разграничение полномочий между представительными и исполнительными органами субъекта, в связи с тем, что споры зачастую приходится решать в судебном порядке, а не путем взаимоприемлемых соглашений и договоров.
Мы решили все поставленные задачи данной исследовательской работы, а конкретно:
1. Дали правовую характеристику принципу разделения властей;
2. Выделили исторические закономерности принятия данного принципа и отражения его положений в Конституции Российской Федерации;
3. Рассмотрели проблемы принятых поправок в Конституцию Российской Федерации касающихся распределения полномочий отдельных ветвей власти;
4. Проанализировали сложности обеспечения соблюдения надлежащего распределения полномочий согласно принципу разделения властей в субъектах Российской Федерации.
Соответственно, решенные задачи данной исследовательской работы обуславливают собой достижение поставленной цели.
Фрагмент текста работы:
1 ОБЩЕПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Важнейшими ценностями современного конституционализма, проявляющимися во всех сферах общественной и государственной жизни, являются: права личности, гарантированные и охраняемые государством; практическая реализация принципа разделения властей; государственное единство и целостность; идеи правовой и социальной государственности.
Сущность и природа государства основаны на признании принципа установления единой государственной власти, реализуемого на основе конституционного принципа разделения властей, являющегося фундаментом современных демократических государств. Этот принцип тесно связан с принципом единства государственной власти. Механизм государственной власти как сложное системное явление включает в себя компоненты, которые в процессе своего функционирования находятся в тесной взаимозависимости. Целостность и единство конституционного механизма государственной власти определяется не только взаимодействием ее институтов, но и связанной с ними внешней среды — политической системы и гражданского общества.
Объективная необходимость влияния государственной власти на все сферы жизни общества и внешней политики предполагает необходимость обеспечения ее единства и целостности, ее устройства на основе единых принципов формирования и деятельности. Как отмечает Чиркин В.Е., принцип разделения властей, предполагающий их относительную автономию, не означает их противостояние и конфликт, не нарушает требований единства государственной власти. Наоборот, этот принцип лежит в основе концепции разделения властей . Органы государственной власти, воплощающие ее разделение, имеют определенные формы, полномочия и способы осуществления своих функций.
В соответствии с идеей разделения властей взаимодействие между относительно автономными ветвями государственной власти происходит на основе определенной системы сдержек и противовесов. Эта система характеризуется наличием определенного мандата государственных органов и должностей, невозможностью совмещения депутатской деятельности с деятельностью в сфере государственного управления, правом вето на принимаемые законопроекты, контролем за деятельностью органов и иные процедуры, подтверждающие возможность сочетания конституционных принципов единства государственной власти и ее разделения.
Возникновение теории разделения властей, ее внедрение в практику государственно-правовой жизни общества были обусловлены объективным развитием истории и способствовали формированию конституционализма как политико-правового явления в основе современных правовых государств.
Изложение принципа разделения властей было осуществлено более последовательно в учении Монтескье, которое имело значительную новизну по сравнению с другими предшествующими теориями . В ней различают законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, которые реализуются посредством различных государственных органов. Разделение компетенций, по его мнению, предотвратит концентрацию власти в одних руках, ведущую к злоупотреблениям и произволу, и обеспечит возможность взаимного ограничения и сдерживания различных ветвей власти. Все ветви власти должны быть на равных и уравновешивать друг друга. Если законодательная и исполнительная власти будут объединены в одно лицо или учреждение, не будет свободы, потому что есть опасения, что законодательный орган создаст тиранические законы, которые также будут тиранически применяться. Не будет свободы и без выделения судебной власти от законодательной и исполнительной власти. Если она связана с законодательной властью, жизнь и свобода граждан будут произвольными, потому что судья будет законодателем. Если судебная власть сочетается с исполнительной, то у судьи есть шанс стать угнетателем. «Все погибло бы, если бы эти три силы объединились в одном человеке или органе» .
Новизна учения Монтескье проявилась в соединении им либерального понимания свободы с идеей конституционного закрепления разделения властей . Он формулирует теорию разделения властей в классической форме, дополняет систему государственного управления, включающую не только законодательную и исполнительную власть, но и судебную, на основе принципа независимости судей.
Следует отметить, что на идею разделения властей повлияла необходимость ограничения абсолютной монархической власти. Это означает, что понятия «единовластие» (как источник власти в лице народа) и «самодержавие» (форма произвола и авторитаризма, против которых противостояли основоположники теории разделения властей в определенной исторической период) не следует путать.
Концепция разделения властей, составившая ядро теории конституционализма, была реализована в практике многих развитых стран. В современных странах развитие конституционализма во многом определяется институтом конституционного контроля. Н.С. Бондарь определяет конституционное правосудие как генератор судебного («живого») конституционализма, представляющего собой новую, уникальную политико-правовую форму конституционного правления — судебный конституционализм, аккумулирующий общие, общечеловеческие демократические ценности, а также правовые нормы современной цивилизации, которые лежат в основе процесса глобализации в сфере права .