Курсовая теория на тему Ранние советские исследователи о влиянии египетской религии на христианство
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИИ
ДРЕВНЕГО МИРА В ИХ ОТНОШЕНИИ К ХРИСТИАНСТВУ 5
1.1. Общая
характеристика религии Древнего Египта. 5
1.2. Столкновение
христианства и религии Древнего Египта. 7
Вывод по главе 1. 10
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЕГИПЕТСКОЙ РЕЛИГИИ НА ХРИСТИАНСТВО.. 11
2.1. Ранние советские исследователи о влиянии египетской
религии на христианство 11
2.2. Христианство и египетская религия: схожесть и
различия. 18
Вывод по главе 2. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 24
Введение:
Влияние религий друг на друга всегда
представляло большой научный интерес для ученых. Схожесть учений, образов
божеств и проведений обрядов прослеживается во многих религиях мира,
цивилизации которых, порой, даже не имели возможности пересекаться. Что уж говорить
о соседствующих народах и странах. Ярким примером такого соседства являются
религия древних египтян и христианство.
Уже довольно давно многие исследователи,
ученые и даже простые любители, изучающие историю и культуру Древнего Египта,
говорят о схожести христианства и древнеегипетской религии.
Уже давно для многих профессионалов и
любителей, которые освещают проблемы, связанные с историей Древнего Египта, не
является неожиданным мнение об удивительной схожести двух религиозных культур:
христианства и религии Древнего Египта. Не секрет и то, что цивилизации, в
которых зародились эти культуры, находились на достаточно близком в
географическом отношении расстоянии.
Египет находится на северо-востоке Африки,
а Израиль на западе Азии, северо-восток Египта граничит с Израилем в районе,
расположенном рядом с Синайским полуостровом. Но одно из них к моменту начала
формирования другого уже было полноценным государством со сложившейся и
устоявшейся культурой, проверенной не одним тысячелетием. Это цивилизация Древнего
Египта. В соответствии с этим имеет место проблема взаимосвязи Египта и
христианской религии. Как христианство, проникнув в Египет, смогло вытеснить
традиционные верования? Было ли это результатом борьбы между новым и старым,
или же христианство гармонично влилось в древнеегипетские культы, чтобы со
временем занять ведущее место в духовной жизни египтян? Почему на определенном
этапе своего развития христианство стало сдавать позиции? Ответы на эти и
другие вопросы являются актуальностью
данной работы.
Иудеи, еще в древности, жившие на
территории Египта, использовали древнеегипетские традиции, о чем можно прочесть
в Библии. За несколько поколений евреи, переняли из жизни и быта египтян многие
традиции и привычки, которые они забрали с собой во время их исхода из Египта.
Что уже говорит о продолжении египетской культуры в христианской, основанной
иудеями.
Объект
исследования – ранние советские
исследователи.
Предмет
исследования – взаимосвязь
христианства и египетской религии.
Цель
работы – теоретически
рассмотреть ранних советских исследователей и их мнения о влиянии египетской
религии на христианство.
Задачи:
— изучить мнения ранних советских
исследователей о влиянии египетской религии на христианство;
—
рассмотреть египетские корни христианства;
— проанализировать схожесть и различия
христианства и египетской религии;
— проанализировать полученные результаты.
Методы
исследования. Для решения
поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, а
также интерпретационные методы:
● Теоретические методы (анализ, сравнение,
обобщение);
● Организационные методы (сравнительный,
комплексный методы);
● Интерпретационный метод.
Структура
исследования. Работа состоит из
введения, двух глав, выводам к главам, заключения, списка использованной литературы.
Полный объем работы — 21 страница, список использованной литературы
включает 23 наименования.
Заключение:
Говорить об исследованиях проблем религии
в первый период советской истории много не приходится, потому что проводившиеся
в 20–40-х гг. разрозненные исследования и такие же эпизодические публикации их
результатов плохо документированы и вряд ли их можно подвергнуть верификации.
Самые первые опросы в начале 20-х гг. по инерции сохраняли традиции и методики
обследований, проводившихся до революции земствами, или использовали имевшиеся
этнографические методики.
Обращения к сюжетам египетской религии —
момент не новый, связь ее с христианством – тоже. Египетская религия –
доказательная база для разрешения проблем, которым задала тон
пропагандистско-атеистическая политика властей. Ранние советские авторы изучают
проблемы происхождения христианства, рассматривают социально-политическую и
социально-экономическую обстановку очагов христианства, развенчивают миф об его
зарождении.
Исследователи 20-30-х гг XX в. видели в египетской религии доказательную базу для
разрешения вопроса о возникновении христианства. Ранний период 1920-1930-х гг. показателен
и интересен для изучения не столько самой египетской религии, сколько того, как
она воспринималась в советской исторической науке. Вначале, с отходом от
деятельности профессионалов, о Египте пишут не египтологи. В конце 30-х гг. XX
в. начинается профессионализация, уйдет стремление связать египетскую религию с
христианством и появятся работы, более аккуратно связывающие египтологию с
марксизмом (М.Э. Матье). Можно считать текстуально доказанным, что
дидактическая традиция библейских афористических поучений сформировалась под
влиянием многовековой традиции египетской дидактической литературы,
представленной, без сомнения, и многими другими текстами, не дошедшими до
нашего времени. В то же время область дидактики и ее глубина в текстах
различны: если египетские тексты по большей части настроены на практические
цели, то есть несут в себе советы этикетного и бытового характера, то
библейские поучения сосредоточены на нравственно-этических вопросах, главенство
которых постулируется.
В 1920-х годах вопросами происхождения
христианства занимались Н.М. Никольский, П.Ф. Преображенский, В. Рожицын, Н.В.
Румянцев, Г. Эйльдерман и др. Обстоятельством, серьезно осложнявшим
исследовательские работы в 1920-х годах, было отсутствие надежной
источниковедческой базы, что вынуждало ученых использовать вторичные источники.
Основным различием между христианством и
древнеегипетской религией является разность систем мировоззрения. По
общепринятому мнению, для Древнего Египта был характерен политеизм, при более
тщательном изучении систему религиозных учений древних египтян относят к
монолатризму, по мнению других источников – к генотеизму. Так или иначе,
принцип у них один – вера в нескольких божеств. Тогда как христианство учит
вере только в одного Бога.
Таким образом, даже на основе краткого
анализа сопоставляемых текстов мы видим, что на самых различных уровнях:
сюжетном, образном, хронотопическом, стилистическом – они весьма сходны и
показывают удивительную однородность, при том что и различия, обусловленные
разностью религиозной картины мира Древнего Египта и христианства, вполне
очевидны. Тем не менее, думается, вопрос о влиянии гелиопольской космогонии
(очевидно, являющейся более древней) на космогонию Бытия может быть решен
положительно.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО
МИРА В ИХ ОТНОШЕНИИ К ХРИСТИАНСТВУ 1.1. Общая характеристика религии Древнего Египта Религия Древнего Египта являет собой
сложную и запутанную систему, которая до настоящего времени недостаточно хорошо
изучена. Традиционно считается, что религия Древнего Египта представляла собой
политеистическую систему. Однако древнеегипетской религии была присуща черта
поклонения одному богу, но при этом египтяне были язычниками. Такой форме
верования был дан термин «монолатризм». Монолатризм разрешает молиться только одному
богу, допуская существование других богов, что отличает его от традиционного
многобожия, где все боги находятся в одном пантеоне независимо друг от друга
(такие пантеоны богов как у греков, римлян, скандинавов, славян). Египетские же
боги во всем своем многообразии обладают качеством Единого Бога. То есть
предположительно эти боги являются ипостасями одного Бога, которые
персонифицируют различные его атрибуты. Также монолатризм не равносилен и
монотеизму – вероучению о существовании Единого Бога, рядом с которым нет
других богов (как в христианстве или исламе). Из этого следует, что религия
египтян – монолатризм – сложнее прочих религиозных систем.
Некоторые ученые насчитывают несколько сотен египетских богов и богинь,
примерно половина из которых были всеобщими для поклонения во всем Египте, а не
только в отдельных провинциях. Среди египтологов есть мнение, что такое
множество богов жрецы считали сущностью или ипостасью одного бога – главного,
единого. Самым распространенным именем верховного бога египтян – бога солнца –
было имя Ра. В культе Гелиополя Ра был отождествлён с более древним местным
солнечным божеством Атумом. В Фивах он сопоставлялся с местными божествами
света Амоном, а в Элефантине был известен под именем Хнум — в форме
Хнума-Ра. В