Курсовая теория на тему Работа социального педагога с одаренными детьми.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы одаренности 5
1.1 Изучение детской одаренности как психологического феномена 5
1.2 Характеристика одаренных детей 10
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая работа с одаренными детьми 14
2.1 Работа социального педагога с одаренными детьми 14
2.2 Направления и методы работы социального педагога с одаренными детьми 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Явление одаренности – одна из нерешенных проблем психологической науки. История развития исследований одаренности в зарубежной и отечественной психологии из дореволюционного периода соответствовала изменениям социальных потребностей общества и динамике развития психологической науки. Эти исследования охватывали всю систему
проблем, которые изучаются и в наши дни: теоретические проблемы психологии одаренности, проблемы диагностики, разработки принципов, методов развития и обучения одаренных, талантливых личностей. Собственно, изучение этого феномена психики человека должно быть направлено на то, чтобы общество научилось бережно относиться к одаренным детям, помогало им приумножить и реализовать творческий потенциал, реализоваться в личностном и общественном уровнях. Такие
попытки, безусловно, можно найти во многих исследованиях.
Под одаренностью понимали: естественную предпосылку способностей; совокупность внутренних условий для достижения выдающихся результатов в деятельности; общие способности; высокий уровень развития способностей; интеграцию способностей с целью деятельности; творческие возможности человека; потенциальный талант и тому подобное. Считаем, что такое разнообразие взглядов обусловлено сложностью и многоаспектностью исследуемого явления, а также использованием для раскрытия феномена одаренности таких дефиниций, как «способности», «талант», «гениальность», «творчество».
Актуальность данной темы заключается в том, что в наше время дети и молодежь, которые проявляют одаренность в какой-либо сфере, могут сталкиваться с кризисными ситуациями, которые требуют решения и не всегда ребенок в состоянии их решать без помощи, в этом случае на помощь приходят работники социальных служб, организуют социальный патронаж данного ребенка.
Психологическое сопровождение одаренных детей на этапах их развития позволяет осуществлять динамическое наблюдение за развитием сфер познания, чувств и эмоций детей. Одаренные дети имеют уникальные, сложные характеры. Они чувствительны и поэтому требуют особого внимания.
Одаренность ребенка – это способность, которая в структуре личности ребенка более развита.
Деятельность социального педагога по своему содержанию настолько значительно отличается от деятельности учителя-предметника, требующего совсем других подходов и к организации обучения и работы с одаренными детьми.
Существенно пересмотрено отношение к ученикам, проявляющим неординарные способности; основана система работы по выявлению и развитию одаренности у детей, создание условий для их самореализации. Ведущими учеными в области психологии, общей и социальной педагогики разработаны диагностические, развивающие и социальные программы по поиску одаренных детей, их социально-психологического и педагогического сопровождения.
Под социальным сопровождением мы понимаем систему профессиональной деятельности социального педагога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с организацией на зону ее ближайшего развития.
Целью социального сопровождения является создание в рамках данного социальной среды условий для формирования личности ученика как субъекта образовательной деятельности. Под субъектом образовательной деятельности понимается лицо, способное осуществлять акты выбора собственного поведения в соответствии с индивидуальными потребностями, общественного долга и возможностей их реализации.
Объектом в данной работе выступает одаренный ребенок.
Предметом является технологии социальной деятельности с одаренными детьми.
Цель данной работы: проанализировать технологии работы социального педагога с одаренными детьми.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучить детскую одаренность как психологический феномен;
— предоставить характеристику одаренных детей;
— рассмотреть работу социального педагога с одаренными детьми;
— проанализировать направления и методы работы социального педагога с одаренными детьми.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научно-методических источников, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Список использованной литературы содержит 19 источников.
Объем курсовой работы: 28 страниц печатного текста.
Заключение:
Следовательно, одаренность — это высокий уровень способностей человека, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определенной области деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определенные умственные качества. Специальная одаренность связана с определенными видами деятельности, в которых она больше всего развивается.
Одаренные дети — это дети, которые имеют общую или ту или другую специальную одаренность. Как свидетельствуют научные исследования и жизненная практика является определенная возрастная последовательность в проявлениях различных видов специальной одаренности. Так, довольно рано проявляется музыкальная одаренность, затем к рисованию. Вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к науке, а в области науки раньше других развивается математическая одаренность.
Обще интеллектуальная одаренность проявляется, как правило, в очень высоком уровне умственного развития ребенка и в качественном своеобразии, самостоятельности, нестандартности выполнения задания и умственной деятельности в целом.
Итак, для работы с одаренными детьми от социального педагога требуется: общая профессиональная подготовка предметные, психолого-педагогические, методические знания и умения; высокий уровень профессиональной компетентности относительно поддержки и развития личности ученика; наличие профессионально важных личностных качеств (необходимого уровня интеллектуального развития, адекватной самооценки, творческого личного мировоззрения); умение распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, творческих проявлениях, художественном мастерстве, общении, поощрять учащихся; умение привлекать к выявлению и развитию одаренности родителей, сверстников, создавая с их помощью благоприятную среду для развития способностей и дарований ученика; непрерывное повышение уровня профессионально-педагогической компетентности для улучшения результативности работы с одаренными учащимися.
Анализируя работу социального педагога с одаренными детьми, уместно сказать, что социально-психологический и социально-интегративный подходы положительно способствуют на социально-педагогическую деятельность в учебных заведениях; социальная защита одаренного ребенка базируется на учете ведущих подходов: охранно-защитной, социально-педагогического, социально-психологического, социально-интегративного, что предоставляет благоприятные условия для работы с одаренными детьми.
В завершении, хотелось бы сказать — если мы все вместе будем настойчиво работать для поддержки одаренных детей, то мы «разовьем» Россию, которую будут уважать и знать во всем мире.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы одаренности
1.1 Изучение детской одаренности как психологического феномена
Психологию одаренности как самостоятельную отрасль психологической науки впервые выделил немецкий психолог В. Штерн. «Одаренность, – замечал он, – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, способность психического приспособления к новым задачам и условиям жизни». Собственно по признаку приспособления ученый разграничивает понятия «одаренность», «талант» и «гениальность». Характерная особенность таланта заключается, по его мнению, в «ограничении умственных способностей одной отраслью содержания», а суть гениальности «в самодовольном творчестве». Он рассматривал интеллектуальную склонность к выполнению актов мышления как форму проявления одаренности. Наивысшее проявление одаренности, по мнению В. Штерна, в предсказании (то есть прогнозировании, опережении ситуации). В этом случае человек приспосабливается не к существующим, а к возможным или вероятным условиям окружающего мира. Заметим, что использование в контексте анализа одаренности критерия способности личности к приспособлению, прослеживается в последующих, в частности современных, научных позициях.
У истоков проблемы одаренности в отечественной психологической науке около ста лет назад стоял психиатр и психолог И. А. Сикорский.
Он совершал не столько общий теоретический анализ проблемы одаренности, сколько тяготел к анализу конкретных случаев одаренности и гениальности. Ученый пытался показать многогранную связь психобиологических и социокультурных факторов развития личности, понимал одаренность как результат «объединения многочисленных и сложных элементов личности». И. А. Сикорский считал, что творчество является одним из ключевых признаков одаренности, поскольку является имманентным личностным свойством. Исследователь настаивал на том, что важным фактором развития творчества и одаренности выступает эмоциональная сфера, особое внимание уделял необходимости специального развития воли.