Курсовая теория на тему Работа социального педагога по формированию безопасного и ответственного поведения учащихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Особенности формирования безопасного и ответственного поведения учащихся. 6
1.1. Формирование
навыков безопасного поведения как педагогическая задача 6
1.2. Развитие навыков безопасного и
ответственного поведения учащихся 10
Глава 2.
Содержание работы социального педагога по формированию безопасного и
ответственного поведения учащихся. 14
2.1. Особенности работы
социального педагога по формированию безопасного и ответственного поведения
учащихся. 14
2.2. Различные формы
занятий по безопасному и ответственному поведению учащихся. 17
Заключение. 26
Список
использованной литературы.. 29
Введение:
Введение
Актуальность исследования.
В настоящее время безопасность
является одним из самых высоких приоритетов [1]. Вопрос культуры безопасности
жизнедеятельности является ключевым, потому что проблема, стоящая перед
современным обществом, заключается в том, что люди не понимают, как правильно
поступать в меняющихся условиях.
Безопасность-необходимое условие
дальнейшего развития общества, нации и цивилизации. До сих пор было нереально
решать вопросы безопасности без учета человеческого фактора. Поэтому выработка
норм безопасного поведения и уровня готовности каждого человека является
определяющим фактором в предотвращении развития опасностей и чрезвычайных
ситуаций и минимизации их негативных последствий.
Однако с учетом человеческого
фактора процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности нельзя сводить
только к формированию знаний и умений у населения.
Практика показывает, что если
учащиеся, родители и сами учителя не готовы принять соответствующие меры, то
наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств и вооруженной
охраны не уменьшает последствий чрезвычайной ситуации. Необходимо учить основам
безопасной жизни. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения
людей [2].
Эти знания также необходимы учащимся
начальной школы, старшеклассникам и маленьким воспитанникам детских садов. Чем
раньше начнется работа по просвещению ребенка об опасностях в жизни и
подготовке его к действиям в ней, тем скорее ученик приобретет опыт безопасного
поведения.
Необходимо научить человека вести
себя в различных ситуациях, угрожающих его нормальному сосуществованию, труду и
отдыху, систематически, планомерно, а не случайно, от случая к случаю.
Только так можно развивать навыки и
умения, направленные на защиту жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния
природной и социальной среды. Только физически и психически здоровые люди могут
достичь каких-то высот в жизни и максимизировать свои способности — это истина,
которую не нужно обсуждать. Необходимость повышения уровня позитивного
отношения к личной жизни и здоровью определяет выбор и формулировку темы
исследования.
Формирование безопасного поведения
включает в себя следующие аспекты: общетеоретическую подготовку к безопасной
жизни (понимание общих проблем риска, безопасности, опасности), формирование базовых
умений (деятельность, осуществляемая не только в безопасных условиях, но и в
условиях риска), формирование базовых умений (деятельность, осуществляемая не
только в безопасных условиях, но и в условиях риска), формирование базовых
умений (деятельность, осуществляемая не только в безопасных условиях, но и в
условиях риска).
Таким образом, в рамках формирования
безопасности выделяются следующие компоненты: формирование осмысленных действий
предстоящей деятельности (как условие подготовки этой деятельности в условиях
риска) и формирование осмысленного действия по обеспечению безопасности
жизнедеятельности.
В широком смысле формирование
безопасного поведения происходит в различных видах деятельности
(познавательной, физической, коммуникативной), для реализации различных
социальных функций (граждане, производители, потребители), для различных типов
и фрагментов культуры (мышление, мораль, эстетика).
В узком смысле формирование
безопасного поведения — это присвоение школьниками фрагментов культуры.
Основная функция — обеспечение безопасности народа и общества.
Это специальная теория безопасной
жизнедеятельности, психологическая и личностная подготовка, которая
осуществляется на основе подготовки материалов для конкретных видов опасных и
экстремальных условий, опасных и вредных условий деятельности, результат которой
обобщается.
Цель исследования: изучить и
обосновать систему работы, формирующую безопасные поведенческие навыки у
школьников.
Объект исследования: безопасное и
ответственное поведение школьников.
Предмет исследования: система
работы, по формированию навыков безопасного поведения школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования безопасного
и ответственного поведения учащихся
2. Анализ работы социальных
педагогов по формированию безопасного и ответственного поведения учащихся
Гипотеза исследования:
предполагается, что формирование навыков безопасного поведения у школьников
будет эффективным, если в процессе организации учебной деятельности они будут
придерживаться предложенных организационных форм и методов обучения школьников в
области безопасности жизнедеятельности.
Методологической основой
исследования является индивидуально-деятельностный подход к формированию
навыков безопасного поведения школьников в ходе различных видов деятельности в
рамках воспитательной работы с учетом возрастных особенностей обучающегося и темпов
развития личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л.
Рубинштейн).
Теоретической базой исследования выступили психолого-педагогические работы по
проблемам здоровьесбережения и основам безопасности жизнедеятельности учащихся школ
(Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, С. Дерябо, Г.К. Зайцев,
В.А. Зобков, В.А. Кан-Калик, Д.В. Колесов, С.В. Кулева, А.А. Плешаков, Л.А. Щелчкова).
Заключение:
Формирование
безопасного поведения включает в себя следующие аспекты: общетеоретическую
подготовку к безопасной жизнедеятельности (понимание общих проблем риска,
безопасности, опасности), формирование основных умений (деятельность,
осуществляемая не только в безопасных условиях, но и на ветру, как основа
безопасности человека и общества).
Поэтому в
составе формирования Актов безопасности выделяются компоненты: формирование
содержательных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки этой
деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к обеспечению безопасности
жизнедеятельности.
В широком
смысле формирование безопасного поведения происходит для различных видов
деятельности (познавательной, физической, коммуникативной), для выполнения
различных социальных функций (граждане, производители, потребители), для
различных видов и фрагментов культуры (идеологической, нравственной,
эстетической), поскольку все виды деятельности и сферы жизнедеятельности
потенциально опасны, поэтому формирование любой предметной деятельности
является частью подготовки к безопасности жизнедеятельности.
В узком
смысле формирование безопасного поведения — это присвоение школьниками
фрагментов культуры. Основная функция — обеспечение безопасности народа и
общества. Это специальная теория безопасной жизнедеятельности, психологическая
и личностная подготовка, которая осуществляется на основе подготовки материалов
к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, опасных и вредных условий
деятельности, результат которой обобщается и способствует разнообразию условий.
Охрана здоровья детей и формирование культуры безопасного,
ответственного поведения, связанного с их жизнью и здоровьем, в настоящее время
считается одной из основных задач системы образования.
Безопасность ребенка заключается в защите его жизненных
интересов от внутренних и внешних угроз его личности в условиях
социально-устойчивого развития страны.
Школьник сталкивается со многими опасностями: опасность незнания
и непонимания заключается в ожидании человека, невозможности предсказать его
поведение, когда он столкнется с его последствиями, а также в отсутствии
самостоятельного опыта общения с людьми, природными обитателями и современными
людьми.
Что касается детей, то необходимо постоянно помнить, что не
всегда ребенок сам может обеспечить себе соответствующий образ жизни. Многое
зависит от родителей, организаторов образования и учителей. В этом смысле
ребенок пассивен, но его будущее поведение во многом зависит от того, как
организована его жизнедеятельность.
Сложность и неоднозначность
межличностных отношений, построенных на потребительских ценностях,
дискредитируют многие моральные нормы, приводя к социальной, когнитивной и
эмоциональной детскости детей и подростков, формируя их роль в построении
отношений и самостоятельности. Это говорит о
необходимости усиления систематического и систематического, а не
индивидуального обучения детей умению жить, учиться, отдыхать, играть и
работать безопасно. Поскольку основной формой организации учебного процесса
является урок, учитель в основном занимается формированием безопасного поведения
в своей учебной программе. К сожалению, в плане работы начальной школы
отсутствует тема — основы безопасности жизнедеятельности, поэтому учителя
начальных классов, формируя навыки безопасного поведения ребенка, включают
различные формы деятельности во все курсы.
Культура
безопасного поведения отражается также в идеологических, нравственных и
эстетических ценностях, а также в опыте общения с окружающими. Эти культурные
элементы осваиваются независимо от конкретного содержания изучаемого предмета в
учебном плане каждого предмета. Реализация этой функции обусловлена
возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом
в классе, характером общения между участниками педагогического процесса,
личностным проявлением формирования безопасного поведения, то есть уровнем
сформированности культуры безопасности у педагогов и учащихся.
Формирование
безопасного поведения — это закономерность учебного процесса, которая включает
в себя то, что если в учебном процессе проводится систематическая
профилактическая работа по подготовке учащихся к предупреждению и преодолению
вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то данная модель является
объективным, повторяющимся, необходимым, необходимым звеном компонентов
образовательного процесса [30]. Принцип формирования безопасного поведения
направляет субъекта образования на систематическое присвоение и использование
безопасного поведения в процессе жизнедеятельности.
Исходя из
вышеизложенной закономерности, этот принцип еще не был назван в учебниках по
педагогике, но в практике педагогического процесса он является заслугой многих
педагогов, преподавателей ОБЖ, которые видят в своей работе важную
миссию-сохранение качества преподавания.
Этот принцип
следует отличать от принципа безопасного обучения, который ориентирован на
создание безопасной среды для педагогов в процессе обучения. В формальном
анализе эти принципы кажутся противоречащими друг другу. Принцип безопасности
предполагает безопасные условия воспитания, а принцип безопасного поведения предполагает
использование опасных ситуаций для формирования у ребенка опыта деятельности в
таких ситуациях.
Поэтому обучение детей основам безопасного поведения
является важной частью системы общественной безопасности. Только люди, которые
психически и физически здоровы, могут достичь каких-то высот в жизни и
максимизировать свои способности — это истина, которая не требует разума.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности формирования безопасного и ответственного
поведения учащихся
1.1. Формирование навыков безопасного поведения как педагогическая задача
В
педагогической науке изучаются и реализуются в образовательной практике
различные компоненты педагогического процесса: психологическое, физическое и
эстетическое воспитание. К этим элементам педагогического процесса относится и
формирование безопасного поведения [28].
В процессе
формирования безопасного поведения дети школьного возраста осуществляют такие
виды деятельности, результатом которых является развитие и формирование
различных вариантов их поведения: деструктивное поведение (склонность к
саморазрушению, виктимизация, суицидальное поведение); безопасная
жизнедеятельность, результатом которой является развитие и формирование
различных вариантов их поведения: деструктивное поведение (склонность к
саморазрушению, виктимизация, суицидальное поведение).
В процессе
обучения совместные действия педагога и учащихся приводят к различным
изменениям в деятельности, способностях и личностных качествах ребенка:
формированию переживаний неправильного, виктимного, деструктивного поведения,
представляющего собой опасную ситуацию или опасную ситуацию; психотравмирующее
воздействие деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие тревожных
характеристик, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на
факторы риска;защита личности школьников от внутренних и внешних воздействий
путем применения различных видов психологической защиты[34].
Эти варианты
исхода образовательного процесса приемлемы в тех случаях, когда характер
формирования безопасного поведения сводится к информированию ребенка об
опасностях и различных видах опасных ситуаций деятельности. Подготовка к
безопасной жизни осуществляется не только в опасных ситуациях. Фактически
подготовка к безопасной жизни осуществляется в ходе мероприятия, в котором
задействованы различные элементы культуры безопасности и деструктивной
контркультуры.
Школьники
взаимодействуют с элементами культуры безопасности. Их суть в том, что они
содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизни, но не содержат
информации об опасных и действительно опасных ситуациях [12]. Формирование
безопасного поведения включает в себя следующие аспекты: общетеоретическую
подготовку к безопасной жизнедеятельности (понимание общих проблем риска,
безопасности, опасности), формирование основных умений (деятельность,
осуществляемая не только в безопасных условиях, но и на ветру, как основа
безопасности человека и общества).
Поэтому в
составе формирования Актов безопасности выделяются компоненты: формирование
содержательных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки этой
деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к обеспечению
безопасности жизнедеятельности.
В широком
смысле формирование безопасного поведения происходит для различных видов
деятельности (познавательной, физической, коммуникативной), для выполнения
различных социальных функций (граждане, производители, потребители), для
различных видов и фрагментов культуры (идеологической, нравственной,
эстетической), поскольку все виды деятельности и сферы жизнедеятельности
потенциально опасны, поэтому формирование любой предметной деятельности
является частью подготовки к безопасности жизнедеятельности.
В узком
смысле формирование безопасного поведения — это присвоение школьниками
фрагментов культуры. Основная функция — обеспечение безопасности народа и
общества. Это специальная теория безопасной жизнедеятельности, психологическая
и личностная подготовка, которая осуществляется на основе подготовки материалов
к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, опасных и вредных условий
деятельности, результат которой обобщается и способствует разнообразию условий.
Формирование
безопасного поведения представляет собой сложную систему, как компонент,
элемент, этап, функция, цель, содержание, форма, средство, закономерность,
принцип, педагогические условия воспитания. Формирование безопасного поведения
может быть частью воспитания, процесса обучения, процесса воспитания, процесса
воспитания, процесса обучения, процесса преподавания уроков ОБЖ. В
педагогической категории, фиксирующей максимально широкий спектр педагогических
явлений, эти явления представляют собой конкретную реализацию учебно-воспитательных
практик, и понятие "педагогический процесс" считается более
подходящим для дальнейшего анализа [14].
Далее
необходимо рассмотреть взаимосвязь между процессом обучения и формированием
безопасного поведения.
Формирование
безопасного поведения является неотъемлемой частью педагогического процесса и
способствует формированию личности, готовой действовать в опасных условиях. В
качестве такой неотъемлемой части образовательного процесса выступает
конкретный учебный курс, например — ОБЖ. Эта учебная дисциплина, основным
содержанием которой является культура безопасности, объединяет усилия всех
педагогов по подготовке к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов
жизнедеятельности[4].
Формирование
безопасного поведения является этапом образовательного процесса, на этом этапе
культура безопасного поведения отражается в личности ребенка. Это достаточно
четкий временной предел для периода специально организованной студенческой
жизнедеятельности, в течение которого развитие культуры безопасного поведения является
основной целью. В наше время этапами этого образовательного процесса считаются
пешие походы, сплав по горным рекам, обучение в школах выживания, специальные
преобразования молодежных оздоровительных лагерей, которые могут быть
организованы сотрудниками ГИБДД, пожарными подразделениями, участие детей и
молодежи в Безопасных школах, проводимых летом в рамках Общероссийского
движения [19].
Формирование
безопасного поведения является функцией педагогического процесса, что
отражается в постоянном влиянии этого процесса на степень готовности школьников
к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.
Эта функция реализуется в учебном плане всех школьных дисциплин. Его реализация
связана с содержанием образования и воспитания.