Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Правовые позиции детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации  6

1.1. Сущность
понятия «трудная жизненная ситуация». 6

1.2.
Категории детей, попавшие в трудной жизненной ситуации и источники риска
возникновения трудных ситуаций. 8

Глава 2
Характеристика форм социальной поддержки детей, находящиеся в трудной жизненной
ситуации. 12

2.1 Основные
направления работы с детьми, которые попали трудную жизненную ситуацию.. 12

2.2
Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогической
поддержки. 14

Заключение. 27

Список
литературы.. 28

 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования.
С начала своего возникновения семья
постоянно меняется и развивается. Двадцать первый век не стал исключением.
Серьезные изменения затронули все сферы семейных отношений.

Современное общество
постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья: идет сокращение рождаемости,
рост числа абортов, увеличение преступности, и насилия в семье, увеличение
числа разводов. Все это привело к тому, что появилось большое количество семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.

К семьям, находящимся в
трудной жизненной ситуации, ученые относят семьи, в которых нарушена сама
структура семьи, происходит обесценивание главных семейных функций, адаптация с
обществом нарушена, и процесс воспитания детей проходит с большими трудностями.
В такой семье, как правило, складываются деформированные, искаженные
межчеловеческие отношения. Дети, воспитывающиеся в таких семьях асоциальны, с
трудом приспосабливаются к жизни в обществе, часто нарушают правила поведения.
Наблюдаемые в семье модели отношений они часто воспринимают как норму и
переносят их на свои взаимоотношения с окружающими людьми. Дети из семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывают психологические проблемы,
которые становятся преградой при общении с окружающими людьми.

Поэтому с ними необходимо
вести постоянную работу, они часто нуждаются в постоянной помощи и поддержке,
которую они не находят в своей семье. Эту помощь им должен оказать специалист
по социальнойработе. Он должен стать посредником между ребенком и взрослыми,
стать его наставником и помощником. Основной задачей по работе семьёй является
решение социальных и психологических проблем детей из неблагополучных семей.

Исходя из вышесказанного,
можно выделить ряд противоречий, обусловивших актуальность данного исследования.

Во-первых, наличие
направления подготовки «Социальная работа» — большое достижение системы высшего
образования. Будущие специалисты социальной сферы должны решать проблемные
ситуации, возникающие в семье между родителями и детьми;

Во-вторых, одной из
функций социального работника является защита прав ребенка, в случае, когда
семья находится в трудной жизненной ситуации и ему угрожает реальная опасность,
однако не все дети могут обратиться за такой помощью, по разным причинам:
боязнь, что узнают и накажут родители, стеснительность.

В-третьих, социальному
работнику необходимо обладать знаниями по вопросам семейного законодательства и
межличностного взаимодействия в семье и уметь разъяснить их ребенку, так как
многие дети не знают своих прав, а без знаний прав не возможна и защита.

Указанные противоречия
обусловили актуальность и выбор темы исследования «Работа с детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации».

Объект исследования: дети,
находящимися в трудной жизненной ситуации.

Предмет исследования: организации
социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Цель исследования: изучить
особенности организации работы с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации.

Задачи исследования:

1.      Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2.      Рассмотреть основные понятия исследования: «тяжелая жизненная
ситуация».

3.      Изучить специфику деятельности специалистов социальной сферы с детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации.

Для достижения
поставленной цели и решения исследовательских задач были выбраны следующие методы:
теоретические анализ психолого-педагогической и социологической литературы по
проблеме исследования.

Теоретическую основу
исследования
составили труды отечественных учёных:
Донцова Д. А., Куприной А.И., Тарасовой Н.В., Долгачевой Ю.А. изучающих
проблемы семей попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также Холостовой Е.И.,
Шульги Т.И. рассматривающих направления социальной работы с семьями,
находящимися в трудной жизненной ситуации и социальной опасном положении.

Практическая значимость
работы
состоит в возможности использования результатов
экспериментального исследования и предложенной программы в деятельности
психологических служб, направленной на формирование жизнестойкого поведения 

Структура работы: курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правовые позиции
детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации

 

1.1. Сущность понятия
«трудная жизненная ситуация»

Определение понятия
«трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995
№ 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации».

Трудная жизненная
ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина
(инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом,
болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица,
отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье,
одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно
[10].

В современное время очень
остро стоит вопрос о воспитании и виды помощи детям, которые находятся в
трудной жизненной ситуации.

Но что же такое трудная
жизненная ситуация и при каких трудных ситуациях ребенок может получить
необходимую помощь от государства.

Ч.С. Михайловны считает,
что трудная жизненная ситуация – это ситуация, которая нарушает
жизнедеятельность гражданина и он не может преодолеть ее самостоятельно. Это
такие ситуации, как: инвалидность, сиротство, малообеспеченность, конфликты и
жесткое обращение в семье.

Семья, находящаяся в
трудной жизненной ситуации – «семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую
жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность,
безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места
жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому
подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем
нуждается в специальной поддержке и помощи специалистов» [18].

К семьям, которые в силу
объективных или субъективных причин находятся в ТЖС и нуждаются в помощи
специалистов различных сфер и в частности системы социальной защиты и
социального обслуживания по мнению С.В. Тетёрского относятся: «семьи беженцев и
вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной
иждивенческой нагрузкой; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы;
семьи военнослужащих – контрактников; семьи где родителям задерживают выплаты»
[11].

Особенность трудной
жизненной ситуации заключается в том, что «эта ситуация нарушает привычный для
человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и
внутренние аспекты ситуации с учётом содержательных признаков и определить
возможность преобразования ситуации, а затем – выбрать или принципиально новые
стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы
согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом» [12]. Исходя
из этого, ему приходиться составлять новые, непривычные для него стратегии
ведения образа жизни и способы взаимоотношения с другими людьми, а также самим
собой. Особенно тяжело находится в трудной ситуации детям, так как в отличие от
взрослых, дети не имеют достаточного жизненного опыта, сил, чтобы
самостоятельно решать проблемы. Дети нуждаются в мудром совете родителей,
учителей, а иногда даже в помощи государства [8].

Но нельзя забывать, что
семья является главным источником примера в формировании личности ребенка.
Семья должна помогать ребенку научиться жить, а главное- правильно жить в
социуме, иногда очень жестоком и несправедливом социуме. Однако, сегодня
микромодель семьи разрушилась, проблема связана не только с нарушением
взаимосвязи между родителями, но и между родителями с ребенком. Все это,
конечно, усугубляется внешними факторами, как безработица, пьянство,
наркомания, а также отсутствие нужной информации и «грамотности» по воспитанию детей.
Таким образом семья не обеспечивает ребенку успешную социализацию,
психологический комфорт, эмоциональное благополучие, и именно так возрастает
количество детей, которые испытывают трудную жизненную ситуацию. Но, к счастью,
у таких детей есть особые права, предусмотренные законом Российской Федерации и
тем самым государство, берет на себя обязательства оказывать необходимую помощь
[13].

К семьям, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации, согласно Федеральным законам «Об основах
социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от
10.12.1995г. и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации»
№124-ФЗ от 24.07.1998г., относятся следующие семьи:

«1) семьи которые имеют
опекунских детей или детей, которые остались без родительского попечения; 

2) семьи, имеющие детей
инвалидов, или детей с физическими дефектами или другими недостатками, или
нарушениями;

3) семьи, в которых
родители являются безработными;

4) многодетные семьи (3 и
более детей);

5) неполные семьи (семьи,
где родители разведены или один из родителей умер);

6) матери – одиночки»
[17].

Таким образом можно
сказать, что семья, попавшая в ТЖС – это семья, попавшая в ситуацию, объективно
нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство,
безнадзорность и т.д.), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в
связи с чем нуждается в специальной поддержке и помощи специалистов.

 

1.2. Категории детей,
попавшие в трудной жизненной ситуации и источники риска возникновения трудных
ситуаций

Дети, попавшие в трудной
жизненной ситуации:

-оставшиеся без попечения
родителей;

-дети инвалиды;

-дети с ограниченными
возможностями здоровья

-дети, которые являются
жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы