Курсовая теория на тему «Работа с агрессивностью младших подростков методами арт-терпии»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии младших подростков 5
Основы психологии агрессивности 5
Психологическое особенности младших подросткового возраста 9
Специфика агрессии младших подростков 15
Глава 2. Особенности арт –терапии как метода работы с агрессивностью 19
2.1. Содержание понятия «арт – терапия» 19
2.2.Особенности занятий по арт-терапии 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение:
Проблема агрессивности среди младших подростков является «вечной» проблемой развивающихся обществ, существенной актуальной научной проблемой общей и социальной психологии. Проявления агрессии являются контрпродуктивным видом поведения, разрушающим эмоциональные, социальные связи, формирующим контрэффективные внешние формы решения внутренних проблем индивида.
Агрессивность как социальный феномен закрепляет деструктивные образцы поведения, генерирует опасные модели социальности. На уровне отдельно взятого подростка агрессивность разрушает неустойчивый внутренний мир как агрессора, так и его жертвы, на долгое время предотвращая адекватные пути видения и решения конфликта. Младших подростковый возраст – как период, в котором основы личности постоянно подвергаются внешним угрозам, является также важным возрастом формирования устойчивых основ социальной картины мира, в которой личность будет развиваться на протяжении последующего этапа личной и профессиональной социализации. Агрессия и связанные с ней болезненные факты социальной интеракции могут существенно и надолго повлиять на самовосприятие индивида, понимание своего места в мире.
В конечном итоге, постоянно повторяющаяся агрессия может быть физически и жизненно опасной, что, к сожалению, часто подтверждают попадающие в фокус внимания СМИ и социальных сетей случаи, которые в том числе фиксируют сами агрессоры.
Проявления агрессии свидетельствуют о существенном искажении внутреннего мира личности в силу социально-бытовых, эмоциональных причин. Способность диагностировать уровень агрессивности личности, аттрибутировать доминанты агрессии, выявлять причины агрессивного поведения, предвосхищать конфликтные ситуации, является важным умением психолога, направленным на формирование основ психологической и социальной гармонии младших подростковых сообществ
Объектом исследования является агрессивное поведение младших подростков.
Предметом исследования является работа с агрессивностью младших подростков методами арт-терпии.
Целью исследования является работа с агрессивностью младших подростков методами арт-терпии.
Задачами исследования являются:
1. Анализ и определение феномена агрессии.
2. Изучение психологических особенностей младших подросткового возраста.
3. Анализ основных форм и причин агрессивного поведения младших подростков.
4. Анализ особенностей метода арт-терпии как средства работы с агрессивностью младших подростков
Практическая значимость исследования заключается в попытке определить реальные детерминанты младших подростковой агрессии, результаты исследования могут быть использованы для внедрения анти-агрессивных программ на уровне образовательных учреждений.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Агрессия – вид разрушительного социального поведения, адресованного другим членам общества, который может быть спровоцирован как внутренними, так и внешними психологическими событиями. Уровни агрессии варьируются от психологического намерения до физиологического вредительства, вплоть до угрозы и уничтожения жизни. Агрессия, в силу своей социальной значимости, на индивидуальном уровне имеет тенденцию к переходу в коллективные формы агрессии.
Младших подростковые формы агрессии имеют повышенное значение для общества в силу важности этого периода для становления личности. Ошибочно считать агрессию – преходящим фактором возраста. Агрессию стоит рассматривать как симптом неблагополучного развития личности, наличия у неё внутренних препятствий, которые выливаются во внешнем разрушительном поведении, адресованном к другим.
Арт-терапия — это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией. Первый опыт применения изобразительного творчества в научных целях относят к концу 18 века – началу 19 века: это попытки исследовать диагностический потенциал изобразительной продукции душевнобольных, а также с помощью творческой работы отвлечь их от болезненных переживаний. Арт-терапия направлена на раскрытие творческого потенциала пациента, выражение его ощущений и переживаний. Она используется как психокоррекционное направление, так и развивающее. С помощью арт-терапии эффективно лечат психологические и личностные расстройства, психосоматические заболевания.
Для терапевта арт-терапия незаменима в диагностике заболеваний. Она гораздо объективнее любых психологических тестов. Ведь если в тестах пациент всегда может выдать себя практически за идеал, то «подтасовать» факты в рисунке практически невозможно.
Тем не менее, использовать арт-терапию как способ расслабления, отдыха от проблем и переживаний можно и самостоятельно. Это полезно и потому, что любой творческий процесс также повышает уровень иммунитета.
В последнее время арт-терапия все шире используется в социально-культурной сфере, включаясь в деятельность учреждений по обслуживанию тех или иных категорий граждан, реабилитационных учреждений, центров психического здоровья, в различные формы работы с местными сообществами и социальными меньшинствами. За рубежом, например, арт-терапия применяется в работе с правонарушителями в тюрьмах и после их освобождения из мест заключения, при оказании помощи безработным, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью и во многих других областях. Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованное в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.
Таким образом, можно сказать:
Во-первых, любое творчество – это положительные эмоции.
Во-вторых, создание красоты своими руками насыщает человека энергией, которую можно направить далее на любую сферу своей жизни.
В-третьих, вы имеете возможность с помощью творчества и арт-терапевта найти решение многих застарелых проблем.
В-четвертых, занятие творчеством развивает у человека способность принимать нестандартные решения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии младших подростков
Основы психологии агрессивности
Агрессия — это слово, которое мы используем каждый день, чтобы охарактеризовать поведение других и, возможно, даже самих себя. Мы говорим, что люди агрессивны, если они кричат или бьют друг друга, если они срезают другие машины в пробке, или даже когда они в отчаянии бьют кулаками по столу. Но другие вредные действия, такие как травмы, полученные спортивными игроками во время тяжелой игры, или убийство вражеских солдат в войне, не могут рассматриваться всеми как агрессия. Поскольку агрессию так трудно определить, социальные психологи, судьи и политики (а также многие другие люди, включая юристов) потратили много времени, пытаясь определить, что следует и не следует рассматривать как агрессию. Это заставляет нас использовать процессы причинной атрибуции, чтобы помочь нам определить причины поведения других.
Социальные психологи определяют агрессию как поведение, предназначенное для нанесения вреда другому человеку, который не желает чтобы ему был причинен вред1. Поскольку это включает в себя восприятие намерения, то, что выглядит как агрессия с одной точки зрения, может не совпадать с другой, и такое же вредное поведение может или не может считаться агрессивным в зависимости от его намерения. Тем не менее, преднамеренный вред воспринимается хуже, чем непреднамеренный вред, даже если вред идентичен2.
Как видно, что это определение исключает некоторые виды поведения, которые мы обычно считаем агрессивными. Например, игрок в регби, который случайно сломает руку другому игроку или водитель, который случайно ударил пешехода, по нашему определению не будет демонстрировать агрессию, потому что, хотя вред был причинен, не было никакого намерения причинить вред. Продавец, который пытается совершить продажу посредством повторных телефонных звонков, не агрессивен, потому что он не намерен причинять вред (мы можем сказать, что это поведение скорее «напористое», чем агрессивное). И не все намеренные действия, которые причиняют боль другим, являются агрессивными поведениями. Стоматолог может намеренно сделать пациенту болезненную инъекцию обезболивающего, но цель состоит в том, чтобы предотвратить дальнейшую боль во время процедуры.
Поскольку наше определение требует от нас определения намерения лица, совершившего преступление, будет определенное толкование этих намерений, и вполне может быть разногласие между вовлеченными сторонами. Правительство одной страны воспринимает разработку ядерного оружия другой страной как агрессивное, поскольку правительство считает, что это оружие предназначено для нанесения вреда другим, но иранцы могут считать эту программу вопросом национальной гордости. В рамках правовой системы присяжных и судей часто просят определить, был ли вред причинен умышленно.
Социальные психологи используют термин «насилие» для обозначения своей цели агрессии, которая имеет экстремальный физический вред, такой как травма или смерть. Таким образом, насилие является разновидностью агрессии. Все насильственные действия являются агрессивными, но насильственными являются только те действия, которые предназначены для нанесения экстремального физического ущерба, такие как убийство, нападение, изнасилование и грабеж. Бить кого-то по-настоящему сильно по лицу может быть жестоким, но называть имена людей будет только агрессивно.