Методика обучения по профилю «Русский язык» Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Работа по культуре речи в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание 2
Введение 3
1 Теоретические основы развития речи у детей 4
1.1 Понятие речь 4
1.2 Методические основы формирования культуры речи 5
Глава 2. Методические приемы развития речи школьников 14
2.1. Пути развития речи школьников 14
2.2. Методы и методики развития речи у детей школьного возраста 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

 

  

Введение:

 

Сегодня дети не всегда могу сформулировать собственные мысли, пишут с ошибками, мало читают. Все это в совокупности создает общую проблему с речевым развитием у молодого поколения. Бесспорно, оставлять так создавшуюся ситуацию нельзя, поэтому педагогическая наука и практика изыскивают возможности ее решения. Одним из факторов в развитии речи ребенка выступает система дополнительного образования. Именно в непринужденной атмосфере, которая создается в объединениях по интересам, доступнее всего формировать у ребенка правильную и культурную речь.
К сожалению, на страницах современной специальной литературы данному вопросу — развитию речи детей в условиях дополнительного образования – уделено внимание крайне мало, а ведь именно в младшем школьном возрасте формируется базис личности, в том числе и речевая культура, коммуникационные возможности.
Таким образом, актуальность данной темы вытекает, с одной стороны, из практической важности развития речи у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, а с другой стороны, недостаточность теоретического и методического сопровождения данного вопроса в практической сфере дошкольного образования и системы дополнительного образования.
Цель исследования – изучить потенциал системы образования в развитии речи у детей школьного возраста.
Задачи:
— провести теоретический анализ языковедческой и методической литературы, уточнив понятие «речь», ее виды,
— проанализировать сущность и методические основы развития речи школьников,
— изучить методические возможности развития речи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Профессор Б.Г. Бобылев в своем учебнике «Культура речи и стилистика» говорит о культуре речи как совокупности и системе «коммуникативных качеств» речи, то есть тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом [1, с. 8].
Актуальность развития культуры речи школьников подтверждается и государственными документами. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования младшие школьники должны овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), у них должно быть сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека [2].
Это значит, что в задачи начального лингвистического образования теперь входит не только развитие правильности речи обучающихся, но и формирование у них осознанного отношения к собственной речи, совершенствование способности регулировать свои речевые действия, осмысливать затруднения, связанные с применением тех или иных языковых единиц и разрешать эти трудности. Решение вышеуказанных задач невыполнимо без опоры на словари, которые представляют собой средство кодификации литературного языка и включают в себя информацию о литературных нормах. Каждому учителю, безусловно, известно, что работа со словарем является обязательной частью работы по развитию культуры речи учащихся на уроках русского языка.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы развития речи у детей
1.1 Понятие речь

Высокий уровень речевого развития является одним из главных критериев высокоразвитой язы¬ковой личности, поскольку внутренний мир человека и общества, его интеллект реализуется в речи.
Вопросы формирования речи изучались в разных аспек¬тах многими педагогами, психологами, лингвистами (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, А.А.Пешковский, В.В.Виноградов, А.М.Бородич, М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, А.В.Текучев, А.С.Зубкова, А.С.Лукьянычева, Н.П.Ерастов, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, А.Р.Лурия, Л.В.Щерба).
В научной литературе представлены разные точки зрения относительно сущности понятия «речь».
В Лингвистическом энциклопедическом словаре О. С. Ахмановой предлагается такое определение понятия речи. Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму [1].
Итак, обобщив точки зрения разных ученых относительно сущности понятия «речь», мы под дан¬ной дефиницией будем понимать:
1) создание условий для осуществления процесса коммуникации, то есть установление соответствия между содержанием, мотивом и формой деятельности, между струк¬турой и элементами выражения;
2) Осуществление процесса обучения, целью которого является фор-мирование языковой личности, обладающей способностью к восприятию и созданию текстов, различ¬ных по степени структурно-языковой сложности, по глубине отражения действительности, имеющих определенную целевую направленность.
Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, определяют связность речи как речевую деятельность, характеризующуюся следующими признаками: большой информативностью и осознанностью, значительной протяженностью текста, расчлененностью и композиционной завершен¬ностью, логической связностью и систематичностью изложения, подчиненностью определенному плану и контролю.
А. М. Бородич под связной речью понимает «смысловое развёрнутое высказывание (ряд логиче¬ски сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Формирова¬ние связной речи, изменение её функций являются следствием усложняющейся деятельности ребёнка и зависят от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими» [2].
Таким образом, теоретический анализ показывает, что в психолого-педагогической литературе даются различные трактовки понятиям «речь» и «связная речь». Исходя из анализа имеющихся опре¬делений, употребляем указанные термины в следующей интерпретации: понятие «речь»
1) деятель¬ность говорящего, процесс выражения мысли (процесс связной речи);
2) текст, высказывание, продукт речевой деятельности (анализ связной речи);
3) раздел методики развития речи (методика формиро¬вания связной речи).
Под речью понимается процесс пользования языком, функционирование языка в процессе общения. Она является основным фундаментом формирования и развития связной речи. Далее логично рассмотреть виды речи.

1.2 Основы формирования культуры речи

Состояние современного русского языка характеризуется расшатыванием традиционных литературных норм, особенно остро стоит проблема орфоэпической правильности речи говорящих. Многочисленные ошибки объясняются комплексом разнородных причин: объективной сложностью данного вида норм (например, проф. Т.М. Надеина отмечает, что «нормы ударения в современном русском литературном языке представляют трудность для усвоения в связи с разноместностью и подвижностью ударения» [Русский язык 2009: 152]); влиянием значительно активизировавшихся в последнее время миграционных процессов; вульгаризацией некогда «образцовой» публичной речи, транслируемой СМИ; повсеместным снижением качества филологического образования.
Последнее во многом обусловлено отсутствием системы работы по освоению орфоэпических норм во многих учебно- методических комплексах по русскому языку. Так, в рабочей программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. освоение орфоэпических норм сосредоточено в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», изучаемом в соответствии с логикой представления курса в 5 классе. В программе фигурируют следующие дидактические единицы: «Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения… Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико- орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой» [Русский язык 2011: 16].
Как видим, в программе заложен коммуникативно-деятельностный подход к изучению языка. Однако анализ учебника свидетельствует о весьма слабой его практической реализации: этому разделу посвящён лишь один небольшой параграф учебника, где вводится понятие орфоэпии, орфоэпических норм и орфоэпического словаря и предложено всего пять упражнений, в одном из которых от учащихся требуется дописать формулировки нескольких произносительных норм, в двух – исправить отдельные погрешности при применении этих правил, в одном – прокомментировать произношение шести выделенных слов, ещё в одном – распределить слова по колонкам в зависимости от возможного типа орфоэпической ошибки в слове. Заданий на акцентологию почти нет (в текстах упражнений можно выделить всего двенадцать слов, в которых обозначено нормативное или ошибочное ударение). В конце учебника есть краткий словарь «Произноси правильно!» [Русский язык 2012: 174-175], однако система работы с ним нигде не представлена и ссылок на него в тексте учебника нет.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы