Методика обучения литературы Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Работа над культурой устного ответа на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………3

ГЛАВА
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования речевой культуры в школе в 5-11
классах……………………………………………5

1.1.
Понятие и сущность культуры речевого общения…………………5

1.2.
Компоненты культуры речевого общения …………………………12

1.3.
Методы, приемы и системы упражнений для развития культуры речевого общения …………………………………………………………………13

ГЛАВА
2. Состояние речевой культуры учащихся средних и старших классов ……………………………………………………………………………19

2.1.
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности……………………………………………………19

2.2.
Система работы учителя по формированию языковой и речевой культуры школьника на
уроке…………………………………………………20

2.3
Использование педагогических технологий для формирования речевой культуры учащихся…………………………………………………………28

Заключение………………………………………………………………30

Список
используемой литературы………………………………………32

Приложение………………………………………………………………34

 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования на современном этапе, обусловлена комплексной модернизацией системы
образования, одним из актуальных направлений методических исследований является
поиск путей эффективного обучения речевому общению. Совокупность знаний и умений,
необходимых для его реализации, обозначаемая термином «культура речевого общения»,
является предметом целенаправленного развития при изучении русского языка.

Между
тем в последнее время приходится с сожалением констатировать, что на фоне информатизации
общества русский литературный язык претерпевает массовое влияние других форм языка,
нарушаются литературные нормы, заметно снижается уровень культуры владения словом
— всё это приводит к разрушению национального речевого идеала. Большинство
современных школьников не обладают способностью воспринимать, обрабатывать
большие объемы текстовой информации, школьники не имеют возможности
организовать речевое общение в определенной ситуации, в конкретных социальных
условиях, у них низкий уровень знаний о лексических, орфоэпических,
грамматических навыках и способностях невозможность соотнести языковые средства
с целями, задачами и условиями общения. Кроме того, смена ценностей,
произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на
языке. На речь молодых людей влияет, конечно, низкий уровень грамотности и
культуры в целом, средства массовой информации, включая Интернет, в которых
неграмотность считается нормой, а современный молодежный сленг как литературный
язык оказывают влияние на речь детей.

Культуре
речевого общения уделяется большое внимание при обучении родному языкам. К настоящему
времени в теории и практике накоплено достаточно материала, который составляет фундамент
концепции обучения культуре общения (П.Я. Гальперин, Л.C. Выготский, Н.И.Жинкин,
A.A.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, Д.Э.Розенталь, Ю.С.Сорокин, Н.И.Формановская, М.Т.Баранов,
А.Д.Дейкина, A.M.Пешковский и многие другие).

Объектом
исследования является процесс обучения русскому языку с точки зрения развития культуры
речевого общения.

Предметом
исследования являются методы обучения современного школьника стилистической правильности
(уместности) и логичности высказывания, повышение лингвориторической компетенции,
речевому этикету, выступающих в качестве одной из важнейших стратегий общения.

Цель
исследования: рассмотреть аспекты обучения культуре общения на уроках русского языка.

В
соответствии с предметом и целью исследования мы поставили для разрешения следующие
задачи:

1.
Определить компоненты культуры речевого общения.

2.
Выявить языковые средства, обеспечивающие стилистическую правильность и логичность
высказывания.

3.
Определить влияние других курсов и внеклассных мероприятий на обучение культуре
речи.

4.
Разработать систему работы по обучению культуре устного ответа.

5.
Рассмотреть влияние интерактивных методов подхода развития речи.

Методологическую
основу исследования составляют практическая работа в школьном учреждении, государственные
документы, положения философии и психологии, методологии, которые позволяют раскрыть
многообразную роль языка в процессе социализации личности, языка и деятельности
в становлении личности.

Теоретические
основы исследования составляют труды педагогов (Ю.С.Алферова, О.О.Абдулина, И.М.Богданова,
И.О.Зимняя, Т.О.Ильина, Э.Э.Карпова, Л.В.Кондрашова, З.Н.Курлянд, Г.А.Нагорная,
С.А.Скидан, О.И. Щербакова, В.О.Якунин и др.); психологов (М.И.Жинкин, О.О.Леонтьев,
С.П.Шатилов, В.А.Артемов и др.), исследования процесса формирования речевой культуры
(В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, Б.Н.Головин, А.К.Михальская, С.П.Обнорский, С.И.Ожегов,
А.М.Пешковский, Л.И.Скворцов, В.И. Чернышёв), нормативный аспект речевой культуры
(В.И. Аннушкин, А.Н. Васильева, Л.А.Введенская, A.A.Волков, Б.Н.Головин, Л.К.Граудина,
H.A.Ипполитова, В.В.Колесов, Л.П.Крысин, Т.А.Ладыженская, Л.П.Лунёва и многие другие)

В
соответствии с задачами исследования использовался комплекс разнообразных теоретических
и эмпирических методов.

Аналитический
(анализ психологической; педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
изучение и обобщение передового опыта учителей средних и старших классов, обобщение
опыта преподавания русского языка), обобщающий (описание, синтез), интерпретационный
(пояснение, сравнение, аналогии), сбор и накопление данных (педагогическое наблюдение,
опыт обучения грамматики и лексики родного языка, описанного в литературных источниках).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Культура
речевого общения – это совокупность трех компонентов структуры общения: коммуникации,
интеракции и перцепции; такой выбор, такая организация языковых средств, которые
в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют
обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

В
ходе нашего исследования экспериментальная работа, целью которой является доказать,
что развитие культуры речевого общения учащихся будет более эффективным, если использовать
в обучении комплекс заданий.

В
ходе эксперимента мы выяснили, что уровень развития культуры речевого общения является
низким. После комплекса заданий уровень развития культуры речевого общения повысился.

Таким
образом, можно сделать вывод, что процесс формирования культуры речевого
общения среди учащихся будет более успешным, если в учебный процесс будет
внедрен комплекс заданий, с уклоном личностного развития, без которого полная
социализация учащегося невозможна, без целенаправленного формирования его культуры
речи. Средством формирования речевой культуры должно стать развитие языковой, коммуникативной,
социокультурной компетентности.

В
процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание
психологических, педагогических и методологических основ формирования связной
речи школьников. Эффективность работы обеспечивается различными методическими
формами и методами работы по развитию речи.

Работа
по развитию речи учащихся на уроках вносит значительный вклад в формирование
общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего
выпускника школы. Эта работа развивает у студентов мышление, их
наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

Обязательной
чертой каждого культурного человека должна быть высокая культура речевого
общения. Для этого вам нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок
в произношении, в использовании словоформ, в построении предложений. Вам
необходимо постоянно пополнять свой словарный запас, учиться чувствовать
собеседника, уметь подбирать слова и конструкции, наиболее подходящие для
каждого конкретного случая. Это актуально, потому что это помогает нам
правильно структурировать нашу речь, быть грамотным.

Если
у человека правильная и хорошая речь, он достигает высочайшего уровня культуры
речи. Это означает, что он не только не делает ошибок, но и знает, как лучше
строить высказывания в соответствии с целью общения, подбирать слова и
конструкции, наиболее подходящие в каждом конкретном случае, принимая во
внимание, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Для
развития речи детей очень важным фактором является речь взрослого, если мы
будем красиво разговаривать, правильно строить свою речь и они, дети, это все
время будут слышать, то неосознанно будут также строить свою речь. Необходимо
обратить внимание на удачные речевые закономерности самих детей.

Учитель,
да и любой взрослый должен являться образцом для подражания детей, не только
своих, по принципу: Прежде чем воспитывать ребенка, воспитай себя.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретическое обоснование
проблемы формирования речевой культуры в школе в 5-11 классах

 

1.1.         
Понятие
и сущность культуры речевого общения

 

Сегодня
тысячи людей занимаются созданием текстов и их передачей, а миллиарды людей —
их восприятием. Каждый из нас, даже не говоря ни одного слова за день или трех
слов, по-прежнему участвует в этой деятельности: читает газеты и книги, смотрит
телевизионные программы, слушает радио.

Есть
много людей, для которых профессиональная деятельность связана с речью, с
использованием языка. Это школьные учителя, преподаватели средних и высших
учебных заведений, сами студенты, администраторы, журналисты, юристы, врачи,
работники сферы обслуживания, религиозные деятели и так далее.

Есть
и другая сторона — наше общение с родственниками и друзьями, с коллегами, наше
повседневное обиходное и деловое общение. В какой бы сфере ни находился
человек, чем бы он ни занимался, он так или иначе общается с другими людьми.

Коммуникация
— сложное явление, которое изучается рядом наук: психология, в том числе
социальная, и социология — со стороны индивидуальных и групповых черт общения с
позиции социальных спикеров; лингвистика и психолингвистика — со спецификой
языковых и речевых единиц общения, разнообразных текстов с точки зрения
композиции, стилей и жанров и т. д .; этнография — со стороны национальной и
групповой специфики общения; даже психиатры изучают общение с точки зрения
различных видов болезненных расстройств и способов их преодоления.

Каждый
должен уметь и быть в состоянии общаться и учиться этому. А также развивать
культуру общения в себе и в других. Следовательно, каждому человеку полезно
понять, по крайней мере, самые общие вопросы, касающиеся общения как такового и
культуры общения.

Существует
много понятий определений «речевое общение» и «культура речевого общения».

Согласно
Н.И. Формановской, речевое общение – это обмен информацией (текстами), в таком обмене
действуют по крайней мере двое – передающий и воспринимающий. [1]

В
новом словаре методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам),
Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин описывают речевое общение как «общение с помощью речи,
направленное на достижение цели коммуникации; форма взаимодействия двух или более
людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного
характера. [2]

T.A.Ладыженская
и А.К.Михальская в своей работе «Педагогической речеведение. Словарь-справочник»,
интерпретируют концепцию вербального общения следующим образом: «Вербальное
общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками
общения, который направлен на реализацию конкретной, ориентированной на жизненную
целевую установку, протекающий на основе обратной связи в определенных типах
речевой деятельности. Он органически включен во все другие виды человеческой
деятельности (трудовые, социальные, познавательные и так далее.)».

Основываясь
на этих понятиях, можно сделать вывод, что речевое общение – это объективный, целенаправленный
и завершенный характер речевого взаимодействия людей, процесс обмена мыслями, идеями,
сведениями посредством языка, направленный на реализацию конкретной Функциями общения,
по классификации Л. Карпенко, являются следующие[3]:

1
Контактная — установление контакта между коммуникационными партнерами,
готовность к приему и передаче информации;

2
Информационная — получение нового материала;

3
Стимульная (побудительная) — стимулирование активности общения партнера,
направляя его на выполнение определенных действий;

4
Координационная — взаимная ориентация и координация действий по организации
совместной деятельности;

5
Достижение взаимопонимания — адекватное восприятие смысла совместного общения,
понимания партнерами друг друга;

6
Обмен эмоциями — возбуждение эмоциональных переживаний;

7
Установление отношений — осознание своего места в системе ролевых, статусных,
деловых и других отношений общества;

8.
Оказание влияния — это изменение состояния общения партнера — его поведение,
намерения, мнения, решения и так далее.

Существуют
также различные невербальные, межличностные, групповые и массовые, контактные и
дистанционные, официальные и неофициальные.

Вербальные
и невербальные средства общения. Вербальное общение (знак) осуществляется с
помощью слов. Вербальное средство общения включает в себя человеческую речь.

Невербальное
общение — это взаимодействие между людьми без использования слов (передача
информации или влияние друг на друга посредством изображений, интонаций,
жестов, выражений лица, пантомимы, изменение сцен общения), то есть без речи и
языковых средств представленный непосредственно или любая форма знака.

Межличностное
общение происходит между небольшим количеством людей — обычно считается общение
между двумя, тремя или четырьмя людьми. Его главная особенность — настоящий
диалог. Все участники могут присоединиться к общению на равных.

Уровень
группового общения часто делят как минимум на две категории — личностно-групповое
и межгрупповое общение. Лектор в аудитории студентов, политик на трибуне,
студент, защищающий диплом, пианист в концертном зале, чиновник, дающий
пресс-конференцию, — все это примеры личного группового общения. В этом случае
один человек (лектор, политик, студент, пианист, чиновник) передает ценности в
той или иной форме определенной группе людей (студентам, участникам собрания,
членам комиссии, общественности в концертный зал, журналисты на
пресс-конференции и т. д.)

Межгрупповое
общение предполагает, что одна группа людей переводит смысл в другую группу
людей. Театральная труппа или оркестр на сцене, несколько представителей
политической партии на митинге, группа топ-менеджеров на общем собрании
акционеров — примеры межгруппового общения.

Уровень
уже не десятки или сотни, а тысячи или даже миллионы участников. Для реализации
такого общения уже не хватает естественных человеческих данных. Независимо от
того, насколько громкий голос человека, он не сможет говорить напрямую с
миллионной аудиторией. Поэтому на уровне массовой коммуникации возникает другое
фундаментальное качество или условие — наличие специальных технических
устройств, способных улучшить процесс коммуникации.

Контакт
и дистанционное общение относительно друг друга в пространстве и времени. В
контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся
рядом друг с другом, как правило, они видят и слышат друг друга, поэтому
контактное общение почти всегда устное. Это дает

умение
общаться, используя не только словесные, но и несущественные инструменты.

Удаленное
общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем.
Например, чтение книги предполагает, что автор и читатель разделены обоими.
Иногда участники общения делятся на один из этих компонентов ситуации:
например, пространство (они разговаривают по телефону или общаются в Интернете)
или время (заметки обмениваются в аудитории).

Официальное
(должностное) общение — это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно,
с соблюдением всех правил и формальностей.



[1] Формановская Н.И. Культура общения
и речевой этикет., 2-е изд. М.: ИКАР, 2005 — 250 с.

[2] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый
словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
М.: Икар, 2009 — 448 с.

[3] Карпенко Л. А. Категориальный
анализ понятий общение и коммуникация / Л. А. Карпенко // Мир психологии. —
2006 — N 4 — С. 77-84.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы