Методика обучения русскому языку Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Работа над культурой речи на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Особенности проведения современного урока
русского языка. 5

1.1. Урок как целостная система. 5

1.2. Современный урок русского языка. 9

1.3 Развитие коммуникативной культуры на уроках русского
языка. 12

Глава 2. Теоретические основы работы над культурой речи на
уроках русского языка  16

2.1. Формирование культуры речи на уроках русского языка. 16

2.2. Словари как источники 
национально-культурной информации. 19

2.3. Работа со словарями как источниками культуры речи. 23

Заключение. 27

Список используемой литературы.. 30

 

  

Введение:

 

Введение. 3

Глава 1. Особенности проведения современного урока
русского языка. 5

1.1. Урок как целостная система. 5

1.2. Современный урок русского языка. 9

1.3 Развитие коммуникативной культуры на уроках русского
языка. 12

Глава 2. Теоретические основы работы над культурой речи на
уроках русского языка  16

2.1. Формирование культуры речи на уроках русского языка. 16

2.2. Словари как источники 
национально-культурной информации. 19

2.3. Работа со словарями как источниками культуры речи. 23

Заключение. 27

Список используемой литературы.. 30

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Успешность обучения в школе зависит от многих
факторов. Важнейшим из них является задача развития речи детей, которую
современная дошкольная педагогика и методика развития речи относят к числу
приоритетных.

Правильная речь – это важное условие
всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче речь ребенка, тем точнее он
высказывает свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, полноценнее и содержательнее отношения со взрослыми и
сверстниками, активнее осуществляется процесс его психического развития.

Потому необходимо заботиться о правильном
развитии речи детей, предупреждая и исправляя разнообразные нарушения.

Таким
образом, можно сделать вывод, что главная задача учителя состоит в том, чтобы
ученик мог словесно рассуждать и мыслить, а размышлять может лишь тот, кто
умеет говорить. Целью речевой работы в школе является формирование умения у
детей составлять связные короткие тексты, то есть умения выражать свои мысли,
чувства в развернутых высказываниях. Эта цель достижима при грамотном
формировании различных речевых умений.

Развивать
речь ребенка помогут следующие виды работ:


работа со словарем;


работа над звуковой стороной речи;


работа над предложениями, словосочетаниями;


написание сочинений, изложений;


работа с картинками.

Учитель
с успехом может использовать возможности урока, а также внеурочной деятельности
при работе с детьми. Например, постепенно вводить новые слова с объяснением их
лексического значения, помимо этого обращение к поговоркам, пословицам, «крылатым»
поможет лучше усваивать материал. Не стоит забывать и об организации диалога,
ведь на основе речевого общения формируется монолог. Эффективными будут и
дидактические игры для школьников. Детей необходимо активно вовлекать в речевой
процесс с самого начала обучения

Систематическая
и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к
изучению этих слов, а также способствует их прочному и успешному запоминанию.
Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 6-8 раз в разных
вариациях упражнений. Это способствует свободному владению словарным материалом
и безошибочно применяет в практике.

С
уверенностью можно сказать, что словосочетания и предложения выступают в
качестве основных синтаксических единиц слова. Основа развития связной речи
ребенка является умение строить разнообразные типы предложений. Предложения
могут передавать мысли ученика, демонстрируют умение выбрать точное слово для
передачи какой либо мысли, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Чтобы этого достичь, нужно систематически и последовательно проводить речевые
упражнения. Сначала это упражнения на основе образца или подражательные, затем
конструктивные упражнения (т.е. построение предложений на основе усвоенных
закономерностей), а потом переход к творческим упражнениям (дети применяют
ранее усвоенные закономерности, опираются на чувство языка без опоры на
образцы).

Изложение
также важно для развития речи детей в школе, так как способствует обогащению
словарного запаса, закреплению знаний орфографии, грамматике. Ученики как бы
пересказывают материал текста с помощью наводящих вопросов, могут выделить
основную мысль, а также находят предложения, являющиеся ответами на вопросы.
Для того, чтобы дети успешно справлялись с таким заданием, нужно придерживаться
определенной структуры изложения.

Во-первых,
познакомить учеников с текстом.

Во-вторых,
проанализировать текст с помощью вопросов, так можно понять, насколько они
хорошо воспринимают текст.

В-третьих,
поделить текст на части и написать план изложения. Важно давать ученикам не
очень объемные тесты для изложения, а со временем увеличивать их объем.

Таким
образом, именно в школе у детей закладываются речевые навыки, которые так
необходимы в дальнейшей жизни. Для активизации словарного запаса ребенка
существует множество упражнений, которые должен использовать в своей работе
грамотный учитель.

Правильно
организованная работа по восстановлению текстов способствует развитию умения
замечать ошибки в тексте и совершенствовать написанное.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности проведения современного урока
русского языка

1.1. Урок
как целостная система

 

Более либо менее оконченным отрезком педагогического процесса в
классно-урочной системе обучения является урок. Как говорил Верзилин Н. М.,
«урок является солнцем, вокруг которого, как планеты, вращаются все иные формы
учебных занятий»
[1].

Что же такое урок? Ответ на данный вопрос довольно трудный на сегодняшний
период времени.

До настоящего момента в педагогической науке преобладающим считается мнение,
по которому урок является  систематически применяемой для решения
задач обучения, развития и воспитания детей, форма организации деятельности
непрерывного состава школьников и педагогов в конкретный промежуток времени
[2].

Урок является формой организации обучения с учащимися единого возраста,
непрерывного состава, занятием по четкому расписанию и с одной для всех
программой обучения. В данной форме представляются все элементы
учебно-воспитательного процесса: 

цель,

— содержание,

— методы,

— деятельность по организации и управлению,

— дидактические элементы,

— средства.

Назначение и сущность урока в обучении как целостной динамической системы
сводится, к коллективному индивидуальному взаимодействию школьников и педагогов
и, в результате которого осуществляется усвоение обучающимися навыков, умений и
знаний, развитие их опыта деятельности, способностей, отношений и общения, и
также совершенствование педагогического мастерства педагога.

Итак, урок, с одной стороны, является формой движения обучения в целом, с
иной, – формой организации обучения, которая предопределена ключевыми
требованиями к построению урока педагогом организационно, вытекающими из
принципов и закономерностей обучения.

Руководствуясь ими, педагог готовит урок в форме системы дидактических
задач, которые подлежат решению (развития, воспитания и образования) в ходе
обучения этим определенным составом школьников в определенных условиях
жизнедеятельности школы.

Другой аспект определения «урок», по концепции Чураковой Р. Г. «урок является систематически применяемой для решения задач
обучения, развития и воспитания учащихся определенной формой организации
деятельности постоянного состава педагога и учеников в определенный отрезок
времени»
[3].

Функцией урока как целостной системы является достижение завершенной, но
частичной цели, заключающейся, к примеру, в одном случае, в усвоении
целостного, нового содержания, хоть и которое является элементом наиболее
обширного содержания, в ином – в частичном усвоении на уровне осознанного
запоминания (закрепления) и восприятия.

В первом случае структура урока как целостной системы повторяет структуру
обучения как целостного процесса, во втором, – только частично отражает
целостный процесс обучения.

Что позволяет говорить о том, что особенности урока как организационной
формы обучения обуславливаются:

— местом и целью каждого в отдельности урока в целостной системе учебной
деятельности и вопросы,

— нужен ли организационный момент и в чем он заключается,

— обязательным ли является домашнее задание,

— всегда ли необходим опрос,

— как учесть индивидуальные особенности школьников,

— каким образом лучше организовать групповую либо коллективную работу,

— каким образом связывать урок с последующими и предыдущими уроками и
иные, не являющиеся главными с точки зрения анализа учебного процесса.

Они имеют значение лишь при решении задач оптимальной организации учебы и
вопросы о типах и структуре уроков.

Итак, урок является многоплановым и многогранным. В нем как в целостном
элементе учебного процесса, обладают взаимодействием каждый компонент данного
сложнейшего процесса – его общепедагогическое содержание, цели, дидактические
задачи, материальное оснащение, методы, и пр.



[1] Верзилин Н.М.
Проблемы методики преподавания биологии.2-е изд. доп. и перераб. М., –  2014.

[2] Скаткин М.Н.
Совершенствование процесса обучения. М., – 2010. – С. 149.

[3] Чуракова
Р. Г. «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе»
[Текст] / Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2017.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы