Курсовая теория на тему Работа над художественным произведением о животных как средство формирования сопереживания у детей 5-6 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности дошкольников и воспитание сопереживания в дошкольном возрасте 5
1.1. Психологические особенности дошкольников 5
1.2. Методы, средства и формы воспитания сопереживания у дошкольников 5
Глава 2. Формирование сопереживания у детей 5-6 лет посредством художественных произведений 15
2.1. Методы и формы по воспитанию гуманного отношения к животным 15
2.2. Художественные произведения о животных как средство формирования доброты и способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста 18
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Введение:
Значение художественной литературы в воспитании детей определя-ется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Художественная литература – могучее действенное средство ум-ственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи.
Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку пре-красные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети по-знают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная лите-ратура вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, добро-ту, протест против несправедливости.
Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – фор-мирование правильной устной речи детей на основе овладения ими лите-ратурным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребен-ка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообраз-ные связи между предметами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском са-ду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей по-явилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое об-щение.
Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы все-ми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точ-ному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоничное единение того и другого обусловливает ценность слова».
Объект работы – дошкольники в процессе сопереживания.
Предмет — художественные произведения о животных.
Цель – изучить и проанализировать роль художественных произве-дений о животных в формировании сопереживания у детей 5-6 лет.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности дошкольников
2. Рассмотреть методы, средства и формы воспитания сопереживания у дошкольников
3. Охарактеризовать методы и формы по воспитанию гуманного от-ношения к животным
4. Проанализировать художественные произведения о животных как средство формирования доброты и способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов до-казали, что формирование сопереживания не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, по-этому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учрежде-ния отводится развитию сопереживания детей. Из того, что описано в ра-боте, можно сделать вывод, что формирование сопереживания невозможно без художественной литературы. Дети – дошкольники наиболее восприим-чивы к поэзии. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, произведения в которых описываются игровые и бытовые ситуации.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умствен-ное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература откры-вает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ре-бенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литера-турного языка.
Ознакомление с художественной литературой включает в себя це-лостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои радости и горести героев.
Фрагмент текста работы:
Дошкольное детство — это долгий период жизни ребенка. Этот воз-раст является прямым продолжением раннего возраста с точки зрения об-щей чувствительности, осуществляемой непрерывным потенциалом онто-генетического развития. Условия жизни в это время стремительно расши-ряются: размах семьи распространяется на пределы улицы, города, стра-ны. Он испытывает сильное желание вступить во взрослую жизнь, активно участвовать в ней — чего, конечно, пока нет. Он стремится к независимости. В этом противоречии рождается ролевая игра — самостоятельная деятель-ность детей, имитирующая жизнь взрослого человека. Социальная ситуа-ция развития. Изменения помещают ребенка в отношения (не является цен-тром его семьи), развивают способность идентифицировать себя с людьми и персонажами произведений искусства. Поглощение норм поведения и различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он является индивидуальностью, приобретает интерес к телесным структурам челове-ка.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра. Она оказывает существенное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся правиль-ному общению друг с другом. В процессе ролевых игр дети берут на себя роли взрослых и отношения между ними. И хотя жизнь в игре проходит в форме идей, она становится довольно эмоциональной и для ребенка его реальной жизнью. [28]
Игра способствует не только его ровесникам, но и произвольному поведению ребенка. Механизм управления их поведением развивается в игре, а затем проявляется в других действиях. В игре развивается мотива-ционно-востребованная сфера деятельности ребенка. Есть новые мотивы, действия и связанные с ними цели. Качественные изменения в сознании ре-бенка. Дошкольника развивает и живопись.
Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; подчи-нение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе обществен-ных отношений. Мышление. Мышление в дошкольном возрасте характе-ризуется переходом от визуально-эффективного к визуально-образному и в конце периода к вербальному мышлению. Дошкольник мыслит образно, но он еще не приобрел логическое мышление взрослых. Решает постав-ленные задачи, мышление становится нерешительным. Предпосылками яв-ляются такие качества ума, как самостоятельность, гибкость и любозна-тельность.
Есть попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — ин-дикаторы любопытства. Психическое развитие у ребенка дошкольного возраста, постоянное влияние ситуации и действия. Опыт игры и реальные отношения ребенка в ролевых играх основаны на особых свойствах мыш-ления, позволяющих становиться на точку зрения окружающих, предвос-хищать их поведение и в зависимости от него строить свои собственные поведение. [16]
В семь лет язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом осознанного обучения, как при подготовке к школьно-му обучению чтению и письму. Младшие дошкольники начинают пони-мать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста начинается процесс фонематического развития. Быстро растет словарный запас ребенка. Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно расширяет словарный запас. Он может пересказать рассказ или прочитать рассказ, передать свои впечатления об увиденном.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
— отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, стано-вится универсальным средством общения;
— появляется связная форма речи, усиливается ее выразительность;
— ребенок понимает законы родного языка в процессе действия со словом;
— ребенок учится выражать свои мысли связно, логически, аргумен-ты становятся способом решения интеллектуальной задачи, и он становит-ся инструментом мышления и средством понимания, интеллектуализации познавательных процессов;
— превращается в особую деятельность со своими собственными формами: слушание, беседа, споры и истории;
— становится особой формой произвольной деятельности, развивает осознанное отношение к ней.