Курсовая теория на тему Работа логопеда по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения и развития фонематического слуха старших дошкольников с недоразвитием речи 6
1.1. Общее недоразвитие речи как системное нарушение речи: виды, особенности 6
1.2. Фонематический слух: особенности развития в норме и при ОНР 12
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Особенности организации коррекционно-логопедической деятельности по развитию фонематического слуха старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
2.1. Общие принципы организации коррекционно-логопедической деятельности по развитию фонематического слуха у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
2.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
2.3. Логопедические упражнения и игры на развитие фонематического слуха дошкольников с ОНР 29
Выводы по главе 2 32
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 1 39
Приложение 2 48
Введение:
Речевая деятельность ребенка представляет собой сложную форму деятельности, в функционировании которой принимает участие большое количество компонентов: сенсорные анализаторы (слух, зрение, кинестетическая и проприоцептивная чувствительность), фонематическое восприятие, моторные действия и др. Нарушение любого из компонентов речевой деятельности влечет за собой те или иные нарушения в ее функционировании и развитии.
Фонематический слух представляет собой значимую составляющую в развитии речевой деятельности. Именно на основе фонематического слуха, и, впоследствии, восприятия ребенок учится распознавать и дифференцировать различные звуки, в том числе сходные по произношению, в своей и чужой речи, что позволяет правильно понимать говорящего. Кроме того, развитый фонематический слух является основой слухового контроля за правильностью и понятностью собственной речи; имеет важное значение в процессе овладения ребенка письмом и чтением.
Нарушения в развитии речи, как правило, характеризуются той или иной степенью нарушения фонематического слуха и восприятия.
Общее недоразвитие речи представляет собой системное нарушение речи. Как правило, при общем недоразвитии речи страдают в той или иной степени все компоненты речевой деятельности, в том числе и фонематический слух.
Анализ научной литературы показал акцент исследований в рамках изучения фонематического восприятия и фонематических процессов в целом. Однако отдельных исследований, узко рассматривающих специфику формирования фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно, что обуславливает высокую актуальность подобного рода исследований.
Теоретико-методологической основой исследования служат основные положения, представленные в педагогике, психологии, логопедии, специальной педагогике, такие как:
1) исследования развития фонематических функций в онтогенезе (В. И. Бельтюков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин и др.);
2) научные труды об особенностях фонематических функций у дошкольников с нарушениями речи (З. Е. Агранович, Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.).
Цель исследования: выявить особенности организации коррекционно-логопедической деятельности по развитию фонематического слуха у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: фонематический слух старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности коррекционно-логопедической деятельности по развитию фонематического слуха у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи в целом.
2. Проанализировать особенности развития фонематического слуха при общем недоразвитии речи.
3. Описать условия, принципы и содержание коррекционно-логопедической деятельности по развитию фонематического слуха старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по данной проблеме, моделирование коррекционно-логопедической деятельности по развитию фонематического слуха, систематизация и психолого-педагогическая интерпретация полученных данных.
Заключение:
Анализ научной литературы показал, что исследователи и практикующие логопеды признают значимость фонематических процессов в формировании речевой деятельности, а также в освоении письменной речи.
К фонематическим процессам можно отнести такие процессы, как фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ.
Все названные процессы имеют значение в освоении ребенком звукопроизношения, освоении навыков дифференциации фонем, что позволяет овладеть смыслоразличительной функцией фонем. Кроме того, высокий уровень развития фонематических процессов имеет большое значение в освоении навыков письма, которое строится на фонетическом принципе.
Ученые отмечают, что в норме развитие фонематических процессов начинается в самого начала жизни ребенка. Уже маленький ребенок демонстрирует реакцию на звуковые раздражители, затем он осваивает умение выделять из множества звуков голос матери, затем учится различать речевые и неречевые звуки. Постепенно формируется способность различать изолированные фонемы, определять фонемы в начале слова, в середине и в конце. Наконец, в норме к завершению дошкольного возраста ребенок осваивает полностью способность дифференцировать все фонемы родного языка, проводить элементарный звуковой анализ и синтез, различать фонемы, слоги и слова, в состав которых входят близкие по произношению фонемы.
Дошкольники с общим недоразвитием речи характеризуются определенной спецификой развития фонематических процессов: как правило, этот процесс происходит медленней и характеризуется определенными нарушениями. Специфика нарушений фонематических процессов может соотноситься с типичными для таких детей нарушениями звукопроизношения. В данном случае ребенок теряет функцию контроля и дифференциации над произношением. Кроме того, таким детям сложнее дается освоение грамоты в начале школьного обучения.
Логопедическая работа опирается на ряд принципов, которые характерны для обучения дошкольников (поэтапное формирование умственных действий, принцип доступности, «от простого к сложному» и др.). Важным является принцип индивидуального подхода, так как каждый ребенок имеет индивидуальную структуру и глубину нарушений.
Нами были описаны упражнения и формы работы, которые целесообразно использовать в работе по формированию фонематического компонента у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Коррекционно-педагогическую работу следует проводит систематически и регулярно, что способствует эффективному преодолению нарушений фонематических процессов старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения и развития фонематического слуха старших дошкольников с недоразвитием речи
1.1. Общее недоразвитие речи как системное нарушение речи: виды, особенности
В 50-60-е годы XX века Р.Е. Левина и группа ученых научно-исследовательского института дефектологии СССР впервые выдвинули научную основу для такого нарушения в развитии, какое представляет собой общее недоразвитие речи (ОНР) [15, с. 67]. По их мнению, под общим недоразвитием речи у дошкольников с ненарушенным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такой вид речевой патологии, при которой страдает развитие всех составляющих речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сфере речи.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева согласны с данным представлением об общем недоразвитии речи, соотнося данное понятие с таким видом нарушения речи у дошкольников с ненарушенным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором страдает развитие всех составляющих речевой системы [9, с. 8].
А.Н. Корнев заметил, что среди дошкольников довольно частым явлением выступает ситуация общего недоразвития всей речевой системы. Подобные нарушения и были обозначены в логопедии как общее недоразвитие речи. В отличие от остальных ученых, А.Н. Корнев выдвигает предложение обозначать недоразвитие речи, основанное на самостоятельных причинах, связанных с нарушением языковых операций, как первичное недоразвитие речи [8, с. 10]. Он объясняет это тем, что этот термин более конкретно демонстрирует происхождение и течение речевого нарушения, чем термин ОНР.
Общее недоразвитие речи, согласно концепции Р.Е. Левиной – это разнообразные сложные речевые нарушения, при которых страдает развитие всех составляющих речевой системы, т.е. звукопроизношения (фонетики) и смыслового компонента (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может выявляться при сложных видах детских речевых нарушений патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Невзирая на разное происхождение патологии, у дошкольников с ОНР наблюдаются типичные признаки, указывающие на системные отклонения в развитии речевой деятельности:
1) более поздний старт речи: первые слова формируются к трем-четырем, или даже пяти годам;
2) грамматика и звукопроизношения явно нарушены;
3) экспрессивная речь развивается медленней импрессивной; дошкольник понимает обращенную к нему речь, но сам не способен грамотно оформить высказывание;
4) речь дошкольников с общим недоразвитием речи понимается с трудом.
При общем недоразвитии речи наблюдают позднее начало речи, бедный словарный запас, аграмматизмы, нарушения звукопроизношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие проявляется у дошкольников с различной выраженностью: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и достаточно развитая речь с незначительными проявлениями фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.