Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Пути и средства развития профессионально — значимых качеств личности педагога

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИО-НАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГО-ГА……………………………5
1.1. Педагог как субъект учебной деятельности ………………………………..5
1.2. Понятие, сущность и роль профессионально значимых качеств педаго-га в его деятельно-сти…………………………………………………………………11
2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГО-ГА…………………………………………………………16
2.1. Способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессионально-важных качеств педаго-га……………………………………16
2.2. Самообразование педагога как условие его личностного и профессио-нального разви-тия………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………..33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие современного общества пред-полагает соблюдение особых условий организации дошкольного образо-вания, которое будет учитывать применение новых технологий и методов работы. Помимо этого, современная система дошкольного образования на сегодняшний день является открытой, вариативной и ориентированной на качественное образование детей. И на первый план выходит проблема обеспечения новых методических подходов к организации педагогической деятельности детского сада, улучшения эффективного процесса социализа-ции и развития личности ребенка. Такое положение в свою очередь ставит потребность в педагоге-профессионале на первый план.
На сегодняшний день от педагога дошкольной организации требует-ся развитие способности учитывать меняющиеся социально-экономические условия, общую ситуацию в системе образования и при этом самостоя-тельно принимать решения и прогнозировать последствия этих решений, быть способным к сотрудничеству и т.п.
Проблема исследования. Условия интенсивных изменений, которые наблюдаются в системе образования, предполагают, что педагогическая деятельность становится более сложной и многогранной, а это влияет на рост требований к качественной характеристике специалистов данной сфе-ры. Сегодня педагог должен организовывать образовательный процесс, при этом опираться на идеи личностно-развивающего образования, а так-же владеть современными методологическими знаниям и новыми техноло-гиями.
Методологическая база исследования. Психолого-педагогическая ли-тература отечественных и зарубежных исследователей отмечает, что суще-ствует серьезное внимание к проблеме педагогического профессионализма, а также формирования и роста психологической компетентности воспита-теля.
Так, исследования роли педагога, смысла и содержания его профес-сиональной деятельности отражается в работах П.П. Блонского, Л.С. Вы-готского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Помимо этого, современные исследования российских педагогов и психологов, среди которых А.А. Дергач, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др., указывают, что на сегодняшний день существует про-блема определения субъективных свойств педагогов, которые будут опре-делять продуктивность их педагогической деятельности и представлять психолого-педагогическую компетентность, становясь предметом специ-ального теоретического и экспериментального изучения.
В связи с этим возникает противоречие. С одной стороны, исследо-вания ученых по данному вопросу показывают необходимость развития психолого-педагогической компетенции педагогов в дошкольных органи-зациях, с другой стороны – на практике мы видим недостаточный уровень сформированности психолого-педагогической компетенции. Это обуслав-ливает выбор темы работы и определяет ее цель.
Цель: выявить, теоретически обосновать методическое сопровожде-ние совершенствования профессиональных компетенций педагогов до-школьного образования.
Объект исследования: педагог.
Предмет исследования: Пути и средства развития профессионально — значимых качеств личности педагога.
Задачи:
-раскрыть сущность развития профессионально — значимых качеств личности педагога.
-изучить условия и закономерности формирования профессиональ-ных качеств педагога.
-определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональных качеств педагога.
Теоретическая значимость: теоретический материал по проблемам формирования профессионально значимых качеств педагога изучается и систематизируется. Данная курсовая работа может быть использована студентами педагогических учебных заведений.
Структура работы: состоит из оглавления, введения, двух глав, за-ключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных ка-честв педагога, а также от его знаний и навыков. Каждый педагог — это личность. Личность педагога, его влияние на ребенка огромно, его нико-гда не заменит учебное оборудование.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к де-тям должна считаться самой важной личностной и профессиональной чер-той педагога, без которой невозможна эффективная педагогическая дея-тельность. Мы также подчеркиваем важность самосовершенствования, са-моразвития, потому что педагог живет до тех пор, пока он не учится, как только он прекращает учиться, педагог умирает в нем.
Профессия педагога требует всесторонних знаний, безграничной эмоциональной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая повышенный уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, сам педа-гог должен всесторонне развиваться: не только в области своей специаль-ности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы его подопечные были высоким примером морали, носитель человеческих до-стоинств и ценностей.
Что должно быть объектом осознания педагога с точки зрения его психолого-профессиональной педагогической подготовки? Во-первых, его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые педагог должен реализовать в педагогическом сотруд-ничестве со детьми, во-вторых: его личные качества как предмет этой дея-тельности и, в-третьих, его собственное восприятие себя как взрослый — че-ловек, который хорошо понимает и любит ребенка.
Приоритетными методами обучения в системе повышения квалифи-кации педагогических работников в работе с детьми становятся интерак-тивные методы, которые главное внимание уделяют практическому за-креплению приобретенных знаний, умений и навыков. Результатом обуче-ния в системе повышения квалификации является динамика профессио-нальной компетентности, которая выражается в приросте знаний, умений, навыков, опыта личностного саморазвития, творческой деятельности, эмо-ционально-ценностных отношений, ценностно-мировоззренческой направ-ленности.
Профессионально-значимые качества в профессиональной деятель-ности – это свойство личности, которые определяют требованиями кон-кретной трудовой деятельности и которые можно определить по двум кри-териям: успешному овладению профессией и степени удовлетворения, ко-торое субъект получает от труда.
Профессионально-значимые качества в профессиональной деятель-ности формируется в процессе учебно — профессиональной и трудовой дея-тельности и выражает соответствие человека требованиям конкретной тру-довой деятельности.
Таким образом, по данным психолого-педагогической литературы, составляющими профессионально-значимых качеств педагога в воспита-нии детей является:
— глубокое знание материала, который подается детям, всех тех мо-ральных правил, норм и привычек, которые им надо постоянно прививать;
— совершенное владение методикой обучения и воспитания, умение трансформировать свои знания, делать их доступными детям определен-ного возраста и уровня умственного развития;
— педагогический такт, который в первую очередь предполагает уме-лый подход к воспитанникам, учет их возрастных и индивидуальных осо-бенностей.
Формирование профессионально-значимых качеств – это и этапы становления личности специалиста, оформление своеобразия его типичных и индивидуальных черт. Пока в таком подходе к отношениям «субъект — профессия» открывается возможность сопоставить, по крайней мере, оба аспекта этих отношений. Они, как известно, содержат и объективную со-ставляющую профессионального воздействия определенной деятельности (в частности, «специализацию» способностей работающего, а по данным Л. Мертона – даже его характера [17]), и субъективную: оценку достиже-ний, результатов профессионально регламентированных действий и сте-пень удовлетворения от них и участия в деятельности в целом [6].
В то же время фактическим преимуществом, по крайней мере по ме-сту в освещении в специальной литературе, располагает идея профессио-нально-значимых качеств по принципу соответствия человека–соискателя тем требованиям, которые выясняются при анализе того дела, которым он хочет или уже занимается.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИО-НАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Педагог как субъект учебной деятельности

Высокого качества образовательных услуг можно достичь только при наличии высококлассных педагогов, которые постоянно совершен-ствуют свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происхо-дящие в образовательном пространстве.
Миссия педагога состоит в социокультурном воспроизводстве осо-бой социально-педагогической сферы общества. При этом он выполняет функции реализации социального наследия, социальной адаптации и регу-лирования процессов становления и развития общества. Это первый, гло-бальный уровень проблемы.
Эти требования к педагогическому сообществу с неизбежностью вле-кут за собой реформирование всей образовательной системы, но в первую очередь они замыкаются на личности педагога, от которого требуется вы-сокий уровень профессионализма. Ведь конкретного ученика воспитывает конкретный педагог, а значит, качество знаний каждого ученика будет за-висеть от качества профессиональной подготовленности и мастерства каж-дого педагога. Педагог остается основным субъектом, призванным решать задачи развития образования. Это второй, личностный уровень проблемы. При этом восстановление системы повышения квалификации педагогиче-ских работников должно опираться на индивидуальные запросы развития личности конкретного педагога, ее акмеологические аспекты, быть сориен-тированным на перспективные потребности педагога.
Личность педагога представлена пятью основными потенциалами: познавательным, т. е. объемом и качеством информации, которые устраи-вают личность; нравственным, обусловленным приобретенными лично-стью в процессе социализации нравственно-эстетическими нормами, жиз-ненными целями, убеждениями, устремлениями; творческими, обусловлен-ными наличием умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности и общения; коммуникатив-ным, который оценивается степенью общительности, характером и проч-ностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми и эсте-тическим, обусловленным уровнем и интенсивностью художественных по-требностей личности, а также тем, как она их удовлетворяет.
Педагогическая деятельность, будучи социальной по своей природе, зависит от способностей личности, от того, насколько возможны развитие и компенсация профессионально важных свойств. По выражению Бы. Теп-ловая: «Под способностями подразумеваются индивидуальные психологи-ческие особенности, отличающие одного человека от другого. Способно-стями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а только такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо де-ятельности или многих деятельностей, способности не сводятся к тем зна-ниям, которые уже выработаны у данного человека» [8].
Деятельность педагога реализуется в постоянной взаимосвязи с педа-гогическим коллективом, что влияет на ее характер, корректирует и, в ко-нечном счете, во многом определяет результат труда педагога. Только при наличии рефлексивных пространств, в которых педагог чувствует свою значимость, может открыто говорить о своих достижениях и проблемах, происходит его становление как профессионала. Относительно педагогиче-ской деятельности следует говорить о педагогическом профессионализме как о степени овладения общей и педагогической культурой. «Профессио-нализм деятельности — это качественная характеристика субъекта деятель-ности, которая определяется мерой владения им современным содержани-ем и современными средствами решения профессиональных задач». При этом педагог выступает носителем культурных ценностей, главная из ко-торых — это отрасль знаний, которые он излагает, кроме того, он еще и но-ситель культуры в сфере своей профессии. А наличие профессионально-педагогической культуры позволяет более продуктивно решать педагоги-ческие задачи.
Авторитет преподавателя – интегральная характеристика его про-фессионального, педагогического и личностного положения в коллективе. Он формируется при достаточно высоком уровне развития трех типов пе-дагогических умений: “предметных” (научные знания); коммуникативных (знания о своих учениках и коллегах); “гностических” (знание самого себя и умение корректировать свое поведение) [17].
А.Г. Романовский, А.С. Пономарев, И.А. Черванева подчеркивают, что в образовательной среде высоко ценят такие качества преподавателя, как научная эрудиция, целеустремленность, методическое умение, общая и профессиональная культура и педагогическое мастерство, его эстетические принципы и убеждения, честность, порядочность, принципиальность и доброжелательность [10, с. 6]. А под педагогическим мастерством Г. Вася-нович понимает “характеристику высокого уровня педагогической дея-тельности” и утверждает, что “критериями педагогического мастерства пе-дагога выступают такие его признаки деятельности: гуманность, науч-ность, педагогическая целесообразность, оптимальный характер, резуль-тативность, демократичность, творчество (оригинальность деятельности). Педагогическое мастерство основывается на высоком профессиональном уровне педагога, его общей культуре и педагогическом опыте. Необходи-мыми условиями педагогического мастерства является гуманистическая позиция педагога и профессионально значимые личностные черты и каче-ства” [1, с.84]. Исследователи в области педагогической психологии Н.В. Кузьмина, Н.К. Тутушкина отметили основные компоненты деятельности преподавателя:
1. Конструктивная деятельность связана с отбором, умением строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие индивидуаль-ности ученика).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы