Курсовая теория на тему Пути и методы восстановления высших психических функций при локальных поражениях головного мозга
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы высших психических функций как отрасли нейропсихологии. 5
1.1. Происхождение высших психических функций, их строение и
механизм функционирования. 5
Глава.2.
Нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга. 10
2.1. Нарушение речи при локальных поражениях мозга. 10
2.2. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга. 15
2.3. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. 17
2.4. Нарушение движений и действий при локальных поражениях мозга. 19
2.5. Нарушение мышления при локальных поражениях мозга. 21
2.6. Нарушение эмоций при локальных поражениях мозга. 22
Глава 3. Проблемы и пути восстановления высших психических функций при
локальных поражениях мозга. 24
3.1. Проблемы
восстановления высших психических функций. 24
3.2. Пути и методы
восстановления высших психических функций. 25
Заключение. 28
Список литературы. 31
Введение:
В основе решения многих
важных вопросов в сфере медицины, педагогики и психологии является учение о
системной организации деятельности мозга. Значение проблемы полноценного
развития человека в контексте локализации психических функций определяется тем,
что ее разработка должна проводится во многих направлениях, синтезируя
достижения всех смежных наук, учитывая как конкретно-методическую, так и
общетеоретическую специфику исследования психических явлений. Поэтому для
исследования связи материального органического субстрата и идеального
психического требуются совместные научные разработки со стороны специалистов
анатомии центральной нервной системы и физиологии высшей нервной деятельности,
теории информации и теории систем, общей и экспериментальной психологии,
психофизиологии и ряде других областей.
Одной из важнейших задач
психологии является диагностирование состояния высших психических функций.
Нейропсихологией высшие психические функции человека изучаются в виде системных
образований, которые состоят из определенных компонентов, каждый из которых
основывается на работе определенного участка мозга и вносит в эту систему свой
индивидуальный характер.
Актуальность данной темы
исследования обусловлена тем, что основная задача изучения высших психических
функций при локальных поражениях мозга заключается в описании общей картины
возникающих изменений психической деятельности, выделении основного дефекта и в
конечном итоге выведении из него вторичных системных нарушений. Соответственно,
правильно проведенное выявления нарушений психических функций способствует
выбору необходимой методики для восстановления высших психических функций.
На сегодняшний день
изученность проблемы исследования высших психических функций достаточно высока,
но при этом, не теряет своей актуальности. Труды таких ученых как А.Р.Лурия,
И.М.Сеченова, Л.С.Выготского, П.С.Гуревича, П.Я.Гальперина, Ю.Г.Демьянова внесли
огромный вклад в развитие теории исследования высших психических функций при
локальных поражениях головного мозга.
Таким образом, цель
курсовой работы заключается в анализе путей и методов восстановления высших
психических функций при локальных поражениях головного мозга.
Объектом исследования:
являются нарушения высших психических функций.
Предмет: изучение
методологии и путей восстановления нарушений психических функций при локальных
поражениях головного мозга.
Цель курсовой работы
обусловила решение следующих задач:
1. Уяснить сущность и
особенности высших психических функций.
2. Охарактеризовать
основные виды нарушений высших психических функций при локальных поражениях
головного мозга.
3. Изучить особенности
диагностики нарушений высших психических функций.
4. Проанализировать пути
восстановления нарушений высших психических функций.
Структура курсовой
работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Нейропсихологический анализ нарушения памяти занимает ведущее место при
изучении путей и методов восстановления ВПФ. В последние годы исследования выдуться
в нескольких направлениях:
— изучается структура нарушений памяти, возникшая в разных по локализации
очагах поражения;
— исследуется роль определенных мозговых структур в осуществлении разных по
характеру мнестических процессов;
— анализируется особенность нарушений различных звеньев и этапов в
структуре мнестической деятельности;
— исследуется особенность модально-неспецифических и модально-специфических
нарушений памяти в детском возрасте и др.
На сегодняшний день интенсивно развивается новое
направление в нейропсихологии памяти — это изучение особенностей нарушений
мнестических процессов (в том числе и латеральных различий) в случае поражения
глубоких подкорковых областей мозга и при воздействии на эти структуры
вследствие стереотаксических операций.
В последние годы большое
внимание отдается развитию теоретических и экспериментальных исследований для
разработки и модификации методов топической диагностики очаговых поражений
мозга.
В нейропсихологии на
одно из ведущих мест претендует и реабилитационное направление, которое
занимается восстановлением утраченных высших психических функций. Идет обучение
и перестройка нарушенных функциональных систем в целях выработать новые
психологические средств, предполагающие нормальное функционирование человека в
бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление содержит в
себе обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на
принципы динамической организации высших психических функций, проводят
целенаправленные воздействия на ослабленные или утраченные в результате болезни
или травмы функциональные системы, через которые реализуются жизненно важные
перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-мотивационные,
двигательные и поведенческие механизмы.
Опираясь на практику
реабилитационная нейропсихология накопила большой опыт по восстановлению после
черепно-мозговых травм, при различных расстройствах речи, в сфере дефектологии,
занимающейся проблемами воспитания и обучения, а также коррекцией недостатков
умственно отсталых детей и их социальным приспособлением. Существенную роль
реабилитационные мероприятия играют и при врожденных или приобретенных дефектах
зрения и слуха. [8, c.320]
Помимо традиционных, в
клинических условиях используются такие уточняющие локализацию поражения
методы, как магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография
и др. К числу специальных приемов относятся метод вызванных естественной стимуляцией
потенциалов и стереотаксические эксперименты с прицельным погружением тончайших
электродов в отдельные нейроны.
Четких границ между
указанными направлениями не существует, а новый методический арсенал и
теоретические выводы, рожденные в рамках одного из них, становятся достоянием
других
Перечисленные направления работ по нейропсихологии
памяти свидетельствуют об интенсивном развитии этого раздела нейропсихологии
когнитивных процессов, происходящем в русле как клинических, так и
экспериментальных исследований.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы высших психических функций как отрасли нейропсихологии
1.1. Происхождение высших психических функций, их строение и
механизм функционирования
Мозг человека — это
специальный орган, который осуществляет высшую форму обработки поступающей
информации. Он представляет собой часть системы — нервный аппарат, который
руководит согласованной работой организма при контакте с внешней, в том числе
социальной средой. Эта система, сформированная в течение эволюционного процесса
имеет определенную пространственную и функциональную конструкцию. Нервная
система с входящим в нее мозгом является иерархическим и функционально
упорядоченным материальным пространством, которое является неотъемлемой частью
более общей системы — организма.
Нейропсихология —
отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь
с отдельными системами головного мозга. Нейропсихология включает в себя несколько относительно самостоятельных направлений,
которые объединяют общие теоретические представления, но при этом отличаются
особенностью методов и тактическими задачами. Кратко рассмотрим эти
направления:
Клиническая
нейропсихология — это основное направление в нейропсихологии, изучает
нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка
мозга. Объект исследования — головной мозг больного или травмированного
человека, предмет исследования — причинно-следственные отношения между
повреждением и происшедшими изменениями со стороны психических процессов
различных уровней.[6, c.26]
Экспериментальная
нейропсихология включает экспериментальное и аппаратурное изучение различных
форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.
Реабилитационная
нейропсихология занимается восстановлением утраченных высших
психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем
для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное
функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах.
Психофизиологическая
нейропсихология проводит исследование психических процессов с помощью
объективных методов, используя для анализа физиологические показатели:
механограмма, миограмма, плетизмограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющие
в результате современной компьютерной обработки получать представления о ее
«карте».[13, эл.ресурс]
Отечественная школа нейропсихологии в
советский период занималась в основном исследованием причинно-следственных
отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны
психических процессов. Ученые решали задачи по изучению нарушений психических
функций, которые произошли в результате повреждения головного мозга.
Проводились многочисленные исследования по локализации очага поражения,
изучались вопросы по восстановлению нарушенных психических функций, а также
разрабатывались теоретические и методологические проблемы общей и клинической
психологии. [13, эл.ресурс]
Уже первые нейропсихологические исследования, которые
были проведены в нашей стране Л.С.Выготским и А.Р.Лурия в конце 20-х и начале
30-х годов ХХ века, были направлены на изучение не только структуры нарушений
психических процессов у больных, страдающих паркинсонизмом и речевыми
расстройствами (афазией), но и на выяснение путей компенсации этих нарушений.