Социология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Публичные пространства и культура потребления в современной городской среде

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Сущность и определение понятий «публичное пространство» и «городская среда» 5

1.1. Сущность и составляющие публичного пространства 5

1.2. Городская среда как междисциплинарное понятие 8

Глава 2. Теоретические аспекты проблемы публичных пространств и культуры потребления в современной городской среде 14

2.1. Проблема формирования организационной культуры публичного управления в современном социокультурном пространстве 14

2.2. Современные городские публичные пространства как площадки культурного производства и потребления 18

Заключение 25

Список используемой литературы 28

  

Введение:

 

Актуальность работы. Публичные пространства – это важный элемент планировочной системы города, служат источником формирования городской среды и облика города, отражают уровень культуры и социальной жизни. На сегодня разнообразные методы исследования (анализ функционального зонирования, градостроительной ситуации, транспортно-пешеходной организации коммуникаций, морфологический анализ и пр.) позволяют качественно произвести комплексную оценку территории и определить уровень комфорта общественных пространств в процессе проектирования. При этом оцениваются количественные показатели, где уровень комфорта и имидж данного пространства влияет на формирование безопасной, привлекательной и экологичной среды жизнедеятельности: качество социальных связей, возрастные группы населения, уровень интенсивности уличной жизни, применения пространства и видов деятельности для образования активного общественного пространства.

Развитие городских общественных пространств подразумевает комплексный подход к концептуальному планированию, проектированию и их эксплуатации. Потенциал данного пространства огромный и позволяет формировать структуру общественных зон: парки, набережные, деловые районы, площади, кампусы, улицы рынков, общественные здания. Для улучшения качества городской среды проектировщиками проводится оценка уровня комфорта, развития мест приложения труда, отдыха, проведения досуга людей. Главными предпосылками развития общественного пространства при этом становятся потребности людей.

На сегодня приоритетным является развитие открытых публичных пространств, которые определяют имидж городской застройки. Активизируются важные точки и узлы городских пространств для преобразования уровня комфорта городских пространств. На периферии размещаются новейшие общественные зоны притяжения, воспринимающие на себя часть функций обслуживания. В районах города образуются центры притяжения, благоприятно способствующие интенсивному росту развития городской среды. Более привлекательными территориями формирования общественных пространств становятся: парки, площади, набережные, пешеходные улицы и бульвары.

Объект исследования – процесс культуры потребления в современной городской среде.

Предмет исследования – публичные пространства.

Цель исследования – изучить особенности публичных пространств и культуры потребления в современной городской среде.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность и составляющие публичного пространства;

2. рассмотреть городскую среду как междисциплинарное понятие;

3. изучить проблему формирования организационной культуры публичного управления в современном социокультурном пространстве;

4. изучить современные городские публичные пространства как площадки культурного производства и потребления.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в числе актуальных вопросов, рассматриваемых как в социологии города, так и в городском админис-трировании выделяется проблема социального взаимодействия и общественного воздействия в условиях города.

В данном контексте, наиболее значимыми представляются размышления о возрастающей роли открытых и общедоступных городских пространств в организации и структурировании социальной жизни вообще. Изучение публичных пространств, их восприятия и использования горожанами, а также социальных функций позволяет раскрыть характер социальных изменений, происходящих в городе.

Тенденции развития социальной жизни современных крупных городов вызывают некоторые тревоги — обезличенность повседневных контактов, отчужденный и быстротечный характер взаимодействий, безразличность, риск десолидаризации общества как следствие городского неравенства и маргинальности — все это реалии нашего времени.

Под публичным пространством следует понимать общедоступные места, приспособленные для пребывания людей, в пределах которых происходит подавляющее большинство социальной интеракции. В качестве таковых выступают парки, скверы, площади, улицы, торговые дома — места массового скопления людей.

Особенностью публичных пространств является оживленность, людность, высокая посещаемость, дружелюбная социальная атмосфера, что обусловлено их главным функциональным содержанием — быть средоточием активности и обмена. В современных городах в условиях экологической запущенности и в атмосфере хаоса, царящей в открытых пространствах (в частности, скверы и парки), оккупированной бездомными и чужаками, присутствует особый фактор непритягательности и опасности, что в свою очередь способствует уменьшению степени удобства пользования данными объектами. Данное обстоятельство усиливается широкими возможностями, предоставляемыми достижениями информационных технологий, когда городские жители скучным, грязным паркам и площадям, где полно неожиданных сюрпризов, предпочитают домашний кинотеатр и Интернет.

Согласно утверждению Лофланда современная культура и технология, во многом работают на изживание публичной сферы: личная машина переносит человека из одного приватного кокона в другой, все больше служащих компаний работают «из дома»; Интернет-шопинг, домашний кинотеатр и идеальное качество звуковоспроизведения в домашней аппаратуре делают ненужными многие публичные сферы. Более того, современная архитектура и те формы, которые она создает, также работают либо на изживание публичной сферы, либо на ее «санацию».

В идеальном варианте открытое пространство, соприкасающееся с наиболее оживленными районами города, вызывающее множество ассоциаций, доступно каждому — представителям разных социальных, возрастных, этнических групп, которые чувствуют себя там вполне комфортно и безопасно. Тем не менее, значимой тенденцией в развитии общественных пространств города является их коммерциализация и деградация: все меньшее количество территорий остается открытым и общедоступным, поскольку их постепенно занимают открывающиеся заведения общественного питания, досуга и торговли. Некоторые из открытых пространств, например как спортивные и игровые площадки теряют свой публичный статус, огораживаются и запираются, «приватизируются». Скверы и аллеи, парки которые вполне полноценно могут выполнять функции публичного пространства, превращаются в средоточие преступности, оставленные без освещения и присмотра они таят в себе опасность, как в дневное время, так и после наступления темноты.

Ввиду этого, возникает вопрос о целесообразности изучения и переосмысления принципов проектирования данных объектов с учетом коллективных предпочтений жителей города и позиций современного этапа развития общества.

Городской администрации следует поставить во главу угла вопрос о формировании новой стратегии дальнейшего благоустройства городской среды развития, создания образа города и улучшения пространственной организации городов. Необходимо осознавать функциональное значение публичных городских пространств, которые не являются просто элементом городской архитектуры, а играют значимую социальную роль в формировании городской идентичности и представлений гостей, туристов о визуальном и архитектурном облике города (роль «визитной карточки»), повышении культуры общественных коммуникаций.

Публичные пространства могут возникать и успешно функционировать только при более внимательном отношении к ним со стороны городской администрации, социально ответственного бизнеса и самих горожан, тогда как эффективность работы может быть достигнута только их совместными усилиями.


 

Фрагмент текста работы:

 

Сущность и составляющие публичного пространства

Публичное пространство – это абстрактный феномен, который подразумевает сферу пересечения деятельности людей и общественного интереса.

Тенденции развития социальной жизни в современны крупных городах вызывают состояние тревоги и постепенно обезличивают повседневность контактов, а также отчужденный и быстротечный характер взаимодействия.

Все это порождает риск десолидаризации социального пространства и формирования городского неравенства. Эти факты городской жизни предвидел немецкий социолог Г. Зиммель, который объяснил замкнутость и обособленность внутренних отношений всех жителей больших городов с повышенной нервностью жизни, которая происходит от быстрой и непрерывной смены противоречий внутреннего и внешнего характера.

На самом деле независимость индивида является результатом чувства замкнутости и безразличия, которые составляют условия духовной жизни широких социальных кругов. Эта тенденция не чувствуется так сильно как внутри больших городов, так как в нем наблюдается территориальная скученность людей, но духовная отдаленность.

В связи с этим формируется необходимость рассмотрения социальной роли публичного пространства в поддержании городского взаимодействия. С точки зрения социологии и философии под публичным пространством понимают общедоступные места, которые приспособлены для пребывания людей, а также социальной интеракции. Примером публичного пространства могут служить:

• площади и улицы;

• торговые дома, скверы и парки.

Публичные пространства исследовались Л. Лофлендом, который выделял три типа отношений, существующих в пространстве города:

• личные, которые выстраиваются между членами одной семьи и близкими друзьями;

• публичные (или общение незнакомых людей в категориях продавец – покупатель, пассажир – водитель и пр.);

• местно-локальные отношения людей, которые знакомы друг с другом, но не настолько близко, чтобы выстраивать сходный эмоциональный фон на основе эмпатии.

• В данную группу входят отношения соседей или коллег по работе.

• Лофленд также говорит о том, что территория, которая относится к категории публичной может принимать в себя приватное действо (отмечание свадьбы), тогда подобная тенденция называет приватностью внутри царства публичности.

• Внутри публичного пространства происходит превращение и перекодировка территории из одного статуса в другой, что зависит от количественного фактора развития публичного пространства.

• Публичная сфера может превратиться в локальную в том случае, если общественное место включит в себя определенное количество людей, связанных между собой знакомством.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы