Курсовая теория на тему Публичное право: понятие, предмет, метод, система
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Эволюция
публичного права. 5
1.1. Исторический
аспект. 5
1.2. Политическое
воздействие на формирование современного публичного права 8
2. Публичное право:
общеправовые начала. 11
2.1. Деление права на
публичное и частное. Предмет и метод регулирования. 11
2.2. Система
публичного права. 15
Заключение. 20
Список литературы.. 27
Введение:
Актуальность темы. Право представляет из себя
регулятор общественных отношений, это один из базисных элементов любого
государства. Необходимым признаком права, как эффективного способа воздействия
на людей, является его системность, так как для наиболее адекватного и
приемлемого способа воздействия на участников конкретных правоотношений,
необходимо, чтобы сама система норм права была внутреннее устроена и
согласована, иначе будут иметь место противоречия, опровержение самого себя в
виду внутренней рассогласованности. С точки зрения общественных наук, система —
это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой
более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более
высокого порядка[1].
Основным «материалом» права выступают правовые нормы,
которые объединяются по виду регулируемых общественных отношений в более
крупные элементы – институты права, институты объединяются в отрасли права
(более крупные отрасли права могут иметь в своем содержании подотрасли).
Именно такая детальная, структурно выстроенная
система, где все элементы согласованы и подчинены друг другу, в состоянии более
точно регулировать общественные отношения.
Целью данной курсовой работы является изучение
понятия, предмета, метода, системы публичного права.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:
— рассмотреть исторический аспект в развитии
публичного права;
— изучить политическое воздействие
на формирование современного публичного права;
— охарактеризовать деление права
на публичное и частное. Предмет и метод регулирования;
— выявить особенности системы публичного права.
Методология. Методологическое основание данного
исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной
действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в
развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального
аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное»,
«явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность
и возможность» и др.
Формально-логический
метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов
выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в
котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух
глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в
котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит
перечень материалов, использованных при написании данной курсовой работы,. [1] Общая теория
права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Юристъ. 2016. 472 c.
Заключение:
Формирование
и применение права всегда предполагает его правильное понимание. Выявить
соответствие социальным интересам, своевременность и обоснованность принятия
правовых актов возможно, лишь правильно определив и выстроив научную систему
права. Она позволяет адекватно структурировать правовую систему и
законодательство. Деление законодательства на отрасли и нормативные массивы не
должно быть произвольным и являться своего рода стихийным результатом
законотворческой деятельности. Классификация определяется как объективными
потребностями, так и внутренней логикой законодательного развития.
Отрасли
различаются по предмету и методам регулирования. Но есть нечто общее, что
объединяет их в две большие семьи. Это – разная степень автономии субъекта права,
неодинаковая мера «связанности» государственными велениями, различные сферы
применения актов, специфические нормы и способы регулирования поведения людей.
Идентификация по этим критериям привела много веков назад к разделению права на
частное и публичное.
Сосуществование
и борьба двух правовых семейств, своего рода Монтекки и Капулетти, –
характерная черта истории права. В советский период в нашей стране такое
деление не принималось, хотя почти весь «правовой мир» по-прежнему следовал
ему. И лишь в последние годы дуализм права получил признание в России, причем
теперь уже с явным приоритетом частного права. Элементы еще недавно
доминировавшего публичного в праве стало модным воспринимать критически.
Между тем
публичное право продолжает служить интересам гражданина и общества. Именно с
его помощью государство реализует и охраняет те общие устои, без которых
невозможны развитие экономики и культуры, целостность и устойчивость
государства.
Генетические
корни публичного права берут своё начало в развивающихся общественных
отношениях. Именно в сферах жизни общества, государства и гражданина появляются
процессы и явления, которые требуют публично-правового
регулирования. Вызревают потребности, удовлетворение которых отвечает
социальным интересам. Применительно к публичному праву имеются в виду общие
потребности, отношения, интересы, без обеспечения которых невозможно
удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов
общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность,
функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер выступают
в качестве условия и гарантии реализации частного права. И вследствие чего,
можно сделать вывод о том, что публичное и частное право находятся в органической
связи и взаимодействуют между собой.
Но
появляется и «третья составляющая» – своего рода социальное право. Ведь
«социальное» становится «публичным», поскольку мировое сообщество, общество и
государство берут на себя обязательства гарантий гражданам реализации стандартов
их личных прав на образование, здоровье, благоприятную окружающую природную
среду и т.п., но при добровольном согласии граждан воспользоваться этими
гарантиями без вмешательства в личную сферу.
Примечателен
тот факт, что мировое сообщество и его институты показывают все большую
публичную заботу о социальной составляющей жизни граждан.
Показательна
в данном случае недавняя статья в газете «Европейское время», которая посвящена
новому «европейскому низшему классу» и рассказывает о людях, не умеющих или
плохо читающих и пишущих. Для данной категории людей возможна изолированность
от информационного мира, «несовершенство» в «совершенном мире».
Правительством
и международными институтами должны предоставляться гарантии минимальных
стандартов образования и выделение на данные гарантии денежных средств. В
противном случае люди не смогут выявить себя в постиндустриальных демократиях и
почувствовать себя гражданами Европейского Союза.
Еще в одной
статье идет речь о новых гарантиях права граждан на информацию. Если в
Голландии действуют правила, в соответствии с которыми все документы должны
быть открыты публике, пока не засекречены, то в «Кодексе поведения», который
был одобрен Советом Министров ЕС 1 января 1994 г., прописано формула, в которой
говорится о том, что: «документы открыты настолько, насколько возможно». Как
обеспечить в данных противоположных условиях «еврогражданам» право требовать
информацию, защищать его в суде?
Даже рассмотренные
статьи говорят об общности забот международных сообществ, о гарантированном
уровне обеспечения прав граждан и их полноценном участии в социальной жизни.
Такая же забота проявляется, но в разной степени, и государствами. Отметим тот
факт, что при этом, далеко не все сферы «публично-социальной деятельности» на сегодняшний день регулируются правом. Имеются
еще немало важных и проблемных аспектов для обсуждения в национальных и
международном праве.
Публичность
как понятие, произошло от латинского слова «publicus» – общественный, гласный, открытый,
несет в себе объемное содержание. Понятие «публичное право» является вполне
правильным, поскольку данный термин обладает очевидной исторической
устойчивостью и преемственностью, а также отражает ту меру содержательности,
которая присуща данному явлению.
В
юридическом смысле данное понятие обозначает правопонимание, отличающееся
особым представлением о праве. Это именно целостное правопонимание специфики
права в общественно значимой сфере, т.е. в той сфере, от которой зависят
существование, функционирование и развитие и общества, и государства, и
организованных групп, корпораций, объединений, и граждан.
И если
столетие назад публичное право касалось, прежде всего, вопросов власти,
структуры государств, отношений граждан и администрации, охраны общественного
порядка, то сейчас картина меняется. Публичное право охватывает многие области.
Это структура государства и власти, сфера управления и организации
самоуправления, выражение общественного интереса как тотального и среднего
социального интереса в каждой из сфер — экономической, социальной и т.д. Это
общепризнанная цель деятельности всех субъектов права, формирования основ и
поддержания функционирования правовой системы, гарантии единых принципов
законотворчества и правоприменения.
Это
позволяет охарактеризовать публичное право как конкретное понимание природы
права в сфере власти и социально-политических институтов и признание их роли в
общественных интересах. В этом смысле публичное право выступает как правовой
образ мышления, как проявление правовой культуры. Здесь оно находит свое
материализованное, структурное и нормативное выражение в построении правовых
систем, ветвей законодательства, в законах и других источниках права, правовых
актах, в методах правового регулирования.
Вполне
естественно поставить вопрос о взаимосвязи между публичным и частным правом, «в
паре» с традиционно историческими системами и отраслями права и
законодательства. Какое место в совокупности понятий права занимает «публичное
право»?
Начнем с
общего понятия «правовая система», которое используется в сравнительном праве.
Известный французский компаративист Рене Давид считает возможным унифицировать
правовые системы через понятие «семья» с помощью методов развития,
систематизации и интерпретации. Речь идет об основных трех «юридических
семьях»: романо-германской, общеправовой и социалистической. К ним примыкает
мусульманское, индуистское и еврейское право, с присущим сильным влиянием
религиозных норм.
Чешский
академик В. Кнапп как бы изменяет приведенную выше классификацию, привлекая
внимание к частному праву как к главенствующему критерию. Публичное право, по
его мнению, остается в стороне, хотя социалистическое право определяется скорее
публичным правом, чем частным. Гражданское право утрачивает свое господствующее
положение. Общие основы социалистического права включают классовый характер,
общую идеологию, социально-экономическую систему, выражение интересов всего
рабочего народа, руководящую роль марксистско-ленинской партии. В праве
капиталистических и формирующихся стран. Кнапп выделяет четыре системы:
континентальное право, общее право, мусульманское право, системы религиозного и
традиционного права.
Узбекский
исследователь А.Х. Саидов предлагает
«видение» юридической комиссии по географии мира: это романо-германская
семья и сторонники ее испаноязычного японского права, скандинавского
англо-американского права\семьи, религиозного и традиционного семейного права –
мусульманского, индуистского, обычного права в Африке, дальневосточное право.
В реальной
правовой действительности, особенно это касается национальных правовых систем,
они далеко не всегда существуют в «чистом виде». К набору базисных конструкций
всегда добавляются элементы других систем. Сказывается сильное влияние
иностранного права как благодаря географической близости и единству и схожему
укладу жизни (в скандинавских, латиноамериканских странах), так и в силу
воздействия «блокового права». Таковым, в частности, было влияние советской
правовой системы на правовые системы социалистических стран, которые с конца
80-х гг. стали испытывать более сильное влияние романо-германской системы
права.
Заметные
перемены в оценке права и его строении наблюдались в Китае: от признания
традиций права старого Китая и создания нового права до сужения его роли в годы
культурной революции и последующего возрождения в период экономических
преобразований 80–90-х гг.[5]
В конце
прошлого века Н.М. Коркунов выделял семью славянского права, существование
которой можно обнаружить и через столетие.
Исследуя выбранную
тему, также предстоит дальше разобраться:
– с
классификацией систем права при учете национально-мировоззренческих критериев,
которые отражают общее и особенное в национальном правосознании, укладе жизни,
географической близости;
– с
классификацией по нормативно-структурному критерию, когда в ее основу положена
внутренняя юридическая логика – виды источников права, их соотношения,
отраслевая структура законодательства, методы регулирования и т.п.;
– с
особенностями национальных правовых систем и национального законодательства.
А сейчас
сделаем вывод. Публичное право есть своего рода функционально-структурная
подсистема права, выражающая государственные, межгосударственные и общественные
отношения. Эта подсистема «наднациональна», поскольку ее привязанность
преимущественно к романо-германской системе права дополняется обращенностью к
правовому упорядочению международных публичных отношений. Именно она служит
«мостом» между национальными законодательствами различных государств и базисом
сравнительного правоведения и связана с институтами международного права.
Значит, предмет публично-правового регулирования весьма
специфичен, но не только в смысле многообразия объектов воздействия. Это не
отличало бы, пожалуй, предмет регулирования от отраслей частного права. Тут
другое, а именно своего рода социальная укрупненность предметов регулирования,
их «связывание» общественным интересом. И хотя всегда непосредственным
предметом воздействия является волевое поведение участников правоотношений,
сами участники весьма необычны. Они обладают в публично-правовой сфере особым
статусом, т.е. возможностью использовать властно-управленческие полномочия,
решать задачи политические, государственные, социально значимые, открывающие
путь для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах
общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.
Отсюда
вполне естественным будет вывод о некорректности сведения предмета публичного
права к регулированию собственно властных отношений. Налицо усложнение
внутренней жизни гражданского общества, государство выполняет целый ряд
социальных функций, повышено внимание к правам личности и гражданина; с другой
стороны, нарастают интеграционные процессы в межгосударственных отношениях и
усиливается влияние международного и иностранного права на национальное
правовое развитие. Эти процессы выступают объективными причинами видоизменения
предмета регулирования публичного права. Оно происходит за счет сохранения
традиционных объектов (устройства власти и т.п.), более глубокого проникновения
в сферу отраслей частного права и преобразования ряда его институтов (договоров
и др.), появления новых объектов, требующих публично-правового регулирования
(самоуправление, партии и общественные объединения). Возрастает роль и удельный
вес общепризнанных принципов и норм международного и надгосударственного права.
Сказанное
позволяет отнести к предмету регулирования публичным правом следующие объекты:
устройство и
функционирование государства и его институтов;
институты
гражданского общества;
механизм и
уровни самоуправления;
основы
правовой системы, правотворчества и правоприменения;
принципы, нормы
и институты межгосударственных отношений и международных организаций.
Фрагмент текста работы:
1. Эволюция публичного права 1.1. Исторический аспект Современный процесс поиска новой правовой модели
в России привел к резкому интересу к проблеме публичного права
и его соотношения с частным правом. Во многом это обусловлено
радикальными политическими преобразованиями, возможностями заимствования зарубежного
опыта, противоречиями законодательства, попытками сохранить самобытность
российской цивилизации и в то же время создать устойчивую систему
суверенного существования в условиях глобализации.
В этой связи представляется актуальным рассмотрение
ценности публичного права сквозь призму исторического и политического
развития. Существует несколько моделей взаимодействия политики и права:
идеальная, когда существует определенное равновесие; марксистская, согласно
которой право – это возведенная в закон воля рабочего класса;
либеральная, в которой существует правовое государство, и именно оно
определяет пределы действия политики. Современная российская модель сохраняет
приоритет политики над правом, хотя и идет процесс выравнивания этих отношений.
Однако этот процесс во многом осуществляется на основе использования
зарубежного опыта, согласно которому основой общества является приоритет прав
человека. Признание частных интересов в определенной мере поставило предел
в развитии публичного права, поскольку исторически Россия оказалась не
готовой к такому повороту.
Следует
иметь в виду, что и за рубежом не всегда признается приоритет прав
человека. Так, например, англичанин Аласдер Макинтайр утверждал, что «не
существует таких прав, а вера в них того же рода, как
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие публичного права 6
1.1. Разделение права на частное и публичное: теоретические вопросы 6
1.2. Предмет и методы публичного права 11
1.3. Структура и признаки публичного права 13
Глава 2. Международное публичное право 19
2.1. Понятие, особенности и характерные черты современного международного публичного права. 19
2.2. Субъекты современного международного публичного права 23
2.3. Сфера действия современного международного публичного права 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
На рубеже тысячелетий международное право развивается под знаком глобализации. XX век вошел в историю цивилизации как век невиданного до сих пор научно-технического прогресса, феноменального роста производительных сил, формирования глобальной экономики, продвинутых информационных технологий, взаимообогащения культур, общего утверждения общечеловеческих моральных и гуманистических ценностей, все растущего международного сотрудничества.
Глобальные задачи рационального использования природных ресурсов, научно-технических программ, информационного, торгового обмена, экологии и безопасности потребует совместной и согласованной деятельности государств. Глобализация приобретает универсальный характер, отражая нарастающую взаимозависимость государств в решении общих задач и тесная взаимосвязь международного и национального права.
Для успешного решения указанных задач осуществляется процесс государственно-правовой интеграции, который реализуется в различных формах: развиваются связи между государствами на основании дво- и многосторонних соглашений; расширяются прямые международные экономические отношения с участием национальных и международных экономических компаний и транснациональных корпораций; усиливаются интеграционные процессы в рамках национальных законодательств (путем согласования концепций развития национальных законодательств, выработки общих нормативных понятий и правовых оценок; создание единых норм или актов и р.); создаются международные организации и международные объединения, преследуют решения разного рода задач и тому подобное.
В результате рост значения частного интереса в жизни общества, в России с начала 90-х годов прошлого века начали бурно развиваться общественные отношения в административно-политической, культурно-социальной и хозяйственной сферах. Хотя еще совсем недавно во всех этих сферах общественной жизни доминировал императивный метод, который по природе не был рассчитан на учет частного интереса, свободного выбора варианта поведения, а также на существование диспозитивных отношений между субъектами.
Публичное и частное право позволяет исследовать различные правовые феномены, в том числе, и само право как систему общеобязательных правил поведения. Существуют трудности в разграничении употребления сущности понятий «публичное право» и «частное право», «публичная политика» и «государственная политика», «публичное управление» и государственное управление». Это особенно становится актуальным с современной юридической, политической и управленческой практикой в России.
Термин «публичное право» вошел в отечественную юридическую понятийную систему сравнительно недавно. И сегодня общепризнанным является определение «публичного права» как части системы действующего права, совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивают общегосударственные интересы доминирующей части общества, отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения между государственными органами, при этом в этих отношениях орган выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества.
Целью курсовой работы является исследование понятия, предмета, структуры и признаков публичного права, в том числе международного публичного права.
Задачи работы:
Изучить особенности разделения права на частное и публичное: теоретические вопросы,
Проанализировать предмет и методы публичного права,
Охарактеризовать структура и признаки публичного права,
Проанализировать понятие, особенности и характерные черты современного международного публичного права,
Охарактеризовать субъекты и сферу действия международного публичного права.
Объектом исследования является публичное право.
Предметом исследования является признаки и особенности публичного права.
Изучение имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы (23 наименования). Объем курсовой работы составляет 35 страниц.
Заключение:
Проанализировав особенности и характерные черты публичного права, можно сделать следующие выводы.
Право – это специфическая форма регулирования поведения людей, совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных государственной властью, выражающих интересы, потребности и надежды подавляющего большинства граждан, что создали государство с целью защиты их прав, свобод и собственности, стабилизации общественных отношений, установление цивилизованного правового порядка в стране, укрепления и развития государства.
Право, в отличие от других социальных норм – норм морали, норм общественных организаций и учреждений, религиозных норм, имеет свои особенности. Государство устанавливает или санкционирует право, которое выражает общечеловеческие интересы, потребности, определенные социальные стремления и желания большинства населения, закрепляет права и свободы граждан. Особенностью права является то, что оно не только выражает и закрепляет, но и охраняет и защищает общечеловеческие ценности (это не касается государств, где царит диктаторский, тоталитарный режим, как это было при коммунистическом режиме в СССР).
Разделение права на публичное и частное в современной юриспруденции имеет важное значение для классификации правовых явлений, особенно во время формирования системы права, но требует предостережение относительно двух важных моментов. Во-первых, хотя право в целом имеет официальное, государственное и в этом смысле публичный характер, следует иметь в виду, что понятие “публичное” может применяться в юриспруденции также и в более узком значении. В этом значении понятие “публичное” относится только к той части права, которая имеет отношение к функционированию государства как субъекта правоотношений. Во-вторых, публичное и частное право – это не отрасли, а сферы, зоны права, которые иногда называют “надотраслями”.
Как особенность международного публичного права и прежде всего, в отношении внутригосударственного права, следует отметить его межгосударственный характер, отсутствие аппарата принуждения, совмещение договорных и обычных норм, особый координационный характер регулирования правоотношений. Международному публичному праву присущи такие характерные черты, как историзм, объективизм, согласованность воли государств, добровольности в принятии на себя обязательств и обязательность их соблюдения, всеобщее признание. Международное публичное право тесно взаимосвязано с внешней политикой, дипломатией, международными отношениями и религией.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие публичного права
1.1. Разделение права на частное и публичное: теоретические вопросы
Дихотомия права с его делением на публичное и частное право теоретически была обоснована еще в Древнем Риме. Именно римские юристы считали это деление естественным, поскольку оно отражает понятны еще в те времена особенности и различия отношений между государством и частным лицом. Через некоторое время в Западной Европе произошла рецепция римского права. Она прошла несколько этапов:
изучения;
комментирование и преподавания римского права в европейских университетах;
непосредственное применение римского права в юридической практике;
реформирование законодательства вместе с идеей о его разделении после буржуазных революций XVII-XVIII вв.
И это было вполне закономерным, поскольку развитие буржуазных рыночных отношений и формирования гражданского общества объективно вызвали к жизни идею выделения частного права и возврат к учению о частное и публичное право .
Разделение права на частное и публичное достал теоретической поддержки в трудах мыслителей Западной Европы (Г. Гроций, Томас Гоббс, Ш. Монтескье, И. Кант, Г. Гендель и др.). Идея разделения права была основательно разработана на просторах дореволюционной Российской Империи правоведами Л. Петражицким, М. Коркуновым, Г. Шершеневичем. В той или иной форме она сохраняется и сегодня. В то же время, если в континентальной Европе идея разделения приобрела почти полного признания, то в странах и она не получила такого авторитета, поддерживается не всеми юристами и толкуется по другому. На протяжении существования советского государства официальная юридическая наука отрицательно относилась к делению права на публичное и частное. Такой подход был обусловлен идеологией марксизма-ленинизма, Ленин говорил «Мы ничего „частного“ не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично правовое, а не „частным“».
Сейчас, в условиях признания и законодательного закрепления частной собственности, постсоветские государства строят экономику на рыночных началах. Поэтому легализация частного права, законодательное закрепление его отраслей является почти необходимым для формирования гражданского общества, стимулирование предпринимательской деятельности. Вполне закономерным то, что в юридической науке возродился и подход к делению права на частное и публичное .
Разделение права на публичное и частное в современной юриспруденции имеет важное значение для классификации правовых явлений, особенно во время формирования системы права, но требует предостережение относительно двух важных моментов. Во-первых, хотя право в целом имеет официальное, государственное и в этом смысле публичный характер, следует иметь в виду, что понятие “публичное” может применяться в юриспруденции также и в более узком значении. В этом значении понятие “публичное” относится только к той части права, которая имеет отношение к функционированию государства как субъекта правоотношений.
Во-вторых, публичное и частное право – это не отрасли, а сферы, зоны права, которые иногда называют “надотраслями”. Они охватывают группу отраслей: к публичного права относят административное, финансовое, уголовное, процессуальное право и др.; к частному – гражданское и некоторые другие отрасли права. Частное право можно определить как совокупность правил и норм, касающихся определения статуса и защиты интересов отдельных лиц, которые не являются фигурантами государства, не находятся в взаимоотношениях власти и подчинения друг относительно друга, равноправно и свободно устанавливают себе права и обязанности в отношениях, возникающих по их инициативе. Характерными чертами частного права является равенство участников соответствующих отношений, их инициативность при установленных правоотношений, свободное усмотрение при избраны правил поведения, прямо не запрещенных законодательством, исковой порядок защиты интересов его субъектов в суде и т.д. В значительной степени эти черты определяются сущностью частного права, как такой части объективного права, где через соответствующие институты воплощается во внешних отношениях естественное “право свободы”.