Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Психотехники волевой регуляции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Часть 1. Теоретические аспекты волевой регуляции 5
1.1. Сущность волевой регуляции 5
1.2. Подходы к изучению волевой регуляции 11
1.3. Возрастные изменения волевой регуляции 17

Часть 2. Методики диагностики и формирования волевой регуляции 22
2.1. Методы и механизмы формирования и развития волевой регуляции 22
2.2. Методы диагностики волевой регуляции 25

Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 34

  

Введение:

 

Актуальность исследования психотехники волевой регуляции заключается во влиянии воли и волевой регуляции на развитие личности. Воля является проявлением психической активности личности, направленной на достижение поставленной цели. Волевая регуляция деятельности человека является сознательным процессом регулирование поведения при противостоянии интересов личности и ограничениями, которые проявляются за счёт интеллектуальных прогнозов последствий конкретной деятельности. Дополнительными границами реализации ряда действий являются моральные и социальные нормы. Воля необходима для реализации жизненных целей человека.
Изучение волевой регуляции необходимо, так как данное направление психологии человека принимает участие в регуляции многих основных психических функций, например: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь. Развитие данных процессов от низших к высшим показателям указывает на волевой контроль личности над низшими потребностями. Волевая регуляция и воля проявляются максимально в моменты возникновения препятствий по реализации деятельности.
Стоит отметить, что волевые действия не могут быть произвольными, так как требуют самостоятельную и объективную, сознательную регуляцию. Волевая регуляция заключается в способности личности подчинять себе удовлетворение низших потребностей высшим, которые являются более значимыми, но менее привлекательным для данного лица. В таких ситуациях воля указывает на преобладание у личности высших, социально обусловленных потребностей и соответствующие им высшие чувства. В основе волевого поведения находятся социальные нормы.
Таким образом, актуальность исследования можно считать, что заключается в исследовании взаимосвязи волевой регуляции и личностных характеристик, которые можно выявить с помощью методик, направленных на выявление воли человека. Результаты подобных методик целесообразно использовать при работе со спортсменами, школьниками или группами лиц, которым предстоит преодолеть серьёзные препятствия, где потребуется волевая регуляция и все основные её составляющие.
Цель исследования – изучить психотехнику волевой регуляции.
Задачи, решаемые в работе:
1. Изучить теоретические аспекты волевой регуляции и её сущность;
2. Исследовать подходы к изучению волевой регуляции;
3. Ознакомиться с возрастными изменениями волевой регуляции;
4. Рассмотреть методы и механизмы формирования и развития волевой регуляции;
5. Изучить методы диагностики волевой регуляции на примере нескольких методик.
Объект исследования – методы диагностики и формирования волевой регуляции.
Предмет исследования – воля и волевая регуляция личности.
Методы исследования. Для осуществления цели и поставленных задач исследования было использовано несколько теоретических методов: изучение и анализ общей, специальной и методической литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования: возможность изучить основные аспекты относительно воли и волевой регуляции личности, развитие и формирование данных характеристик.
Практическая значимость исследования: возможность использовать материал для выявления уровня волевой регуляции личности.
Структура работы. Работа выставлена в логике научного исследования. Состоит работа из введения, двух частей, заключения, списка литературы из 30 источников и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования было выявлено, что волевая регуляция является осознанным процессом, который направлен на достижение поставленной цели с возможным преодолением возникающих сложностей. Учитывая данную характеристику можно отметить, что произвольное управление и волевая регуляция являются взаимосвязанными психологическими феноменами. Волевая регуляция поведения обуславливает личностный уровень произвольной регуляции. Волю можно воспринимать как сознательную саморегуляцию поведения, характеризующуюся преднамеренной мобилизацией личностной активности для достижения поставленной цели. Воля — это осознанная необходимость и возможность личности, способность к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции.
Волевая регуляция поведения в психологии рассматривается как высший уровень произвольной регуляции, процесс реализации контроля над личностным поведением. Волевая регуляция личности предполагает осознанность, преднамеренность, принятие решений, которые исходят от личности, невзирая на внешние факторы, приобретая несколько дополнительных характеристик. К дополнительным характеристикам относят возможность использовать способы самоуправления в ситуациях, когда необходимо преодолеть субъективные и объективные трудности.
Можно сказать, что качество волевой регуляции зависит от интеллекта личности, его разума и сознания. При этом стоит помнить, что для человека важна его жизненная позиция, и способ её соблюдения, который может быть пассивным или активным.
Пассивная жизненная позиция предполагает наличие меньшего уровня воли, из-за чего человек принимает сторону чужого мнения, личность начинает сильнее зависеть от внешних факторов.
Активная жизненная позиция предполагает наличие большей сопротивляемости и большую вариабельность выбора и возможностей.

   

Фрагмент текста работы:

 

Часть 1. Теоретические аспекты волевой регуляции
1.1. Сущность волевой регуляции
В научной среде понятие «воля» известно ещё с античных времён, где основным показателем личности был разум. Именно разум, согласно античным философам, отвечает за силу проявления интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.
В зависимости от научных направлений определяют несколько путей исследования «воли» личности. В бихевиоризме изучают соответствующие формы поведения, в психологии мотивации изучают внутри личностные конфликты и способы их преодоления, психология личности подразумевает изучение волевых характеристик личности. Регулярно применяются новые понятия, теории и методы для развития более расширенного исследования относительно воли.
Особенности воли изучали многие специалисты по всему миру. Самыми выдающимися работами можно считать труды В. Вундт и Т. Рибо, У. Джемса и Л.С. Выготского. Вундт считал, что волевой процесс взаимосвязан с аффектом. Поэтому, волевой акт можно считать текущем во времени аффектом. К волевым действиям учёный относил действие по выбору, которые возникают в результате борьбы мотивов. Волевые действия Вунд на внутренние и внешние, проявляющиеся вовне (в движениях), или изменяющие течение сознания [1, 6].
Т. Рибо считал, что воля является высшей формой деятельности и целенаправленным поведением. Воля проявляется чаще в сложной деятельности и зависит от характера человека. Особенностью волевого действия являются идеи, которые вызывают движение после краткого или продолжительного рассуждения, или идеи, которые не заканчиваются движением, но ассоциативно вызывают другое состояние.
Теория У. Джемса предполагает волевые движения, которые рассматриваются как преднамеренные, осознанные и произвольные совершения непроизвольных движений. Условиями возникновения волевых движений являются накопление идей в памяти от регулярной реализации непроизвольных движений; предшествующая моторная идея о результате данного движения; несколько противодействующих данной идее альтернатив или несколько благоприятных альтернативных идей; творческое решение, согласие воли с помощью обеспечения доминирования в сознании одной идеи на осуществление этого движения. Джемс предполагал наличие эстетического и познавательного значения волевого усилия. Эстетическое значение — это критерий социальной оценки личности. Познавательное значение раскрывает внутреннюю основу духовной природы человека [1, 30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы