Курсовая теория на тему Психомоторное развитие детей с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения психомоторного развития у детей с общим недоразвитием речи 6
1.1. Развитие психомоторики у детей в норме………………………………………6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 10
1.3. Особенности психомоторного развития детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 16
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Методика исследования и развития психомоторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
2.1. Цель, задачи и методика исследования психомоторного развития у дошкольников средней группы с общим недоразвитием речи 21
2.2. Методические рекомендации по развитию психомоторики у детей средней группы с общим недоразвитием речи 25
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике демонстрируют, что на сегодняшний день отмечается стабильное направление к росту числа детей со сложными нарушениями речевого развития.
При общем недоразвитии речи отмечают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех элементов фонологической системы, относящихся к фонологической и семантической сторонам.
В психологической литературе и научно-педагогической практике обучения детей и взрослых, несмотря на многолетние исследования психомоторики (И. М. Сеченов [39], Н. А. Бернштейн [7], Е. П. Ильин [18], В. П. Озеров [33], В.П. Вайзман [9], М. М. Безруких [6] и др.), до сих пор отсутствует общепринятое понимание психомоторных способностей.
Многочисленные исследования дают сведения о состоянии психофизиологических функций у детей с ОНР. Так, у дошкольников с общим недоразвитием речи нарушается слухоречевая память, воспроизведение ритмических структур и фонематическое восприятие (Р.А. Белова-Давид [8], В. К. Орфинская [34], Н. Н. Трауготт [42], Т.А. Фотекова [47] и др.); отмечаются низкие показатели зрительного гнозиса, переработки зрительно-пространственной информации (Т.А.Фотекова [47], Т.В.Ахутина [3] и др.); регистрируется некоторая двигательная недостаточность (В. К. Орфинская []34, Н. Н. Трауготт [42], В.И. Селиверстов [38], Т.Б. Филичева [46], Г.Ф. Чиркина [44], Т.А. Фотекова [47] и др.); отмечается наличие системного нарушения речи, затрагивающего все её компоненты (Р.Е.Левина [21], Г.А. Каше [19], Н.А. Никашина [31], И. К. Колповская [21], Т.Б. Филичева [46], Г .В. Чиркина [44] и др.); в тяжелых случаях со стороны умственного развития наблюдается иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление» (В.И. Селиверстов [38]); имеются эмоционально-личностные особенности поведения (Е.М. Мастюкова [28] и др.).
Речь является важнейшей психической функцией, присущей человеку. Благодаря вербальному общению отражение мира в его сознании постоянно дополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, соотносится с достижением человеком всех социальных, производственных и ссылка на культурные мероприятия. Следовательно, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством определенного языка.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что общее недоразвитие речи — одно из наиболее часто встречающихся нарушений речи, различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны и смысловой стороны. Понятие общего недоразвития речи и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных и школьных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.
Цель эксперимента: теоретическое изучение психомоторного развития у детей с общим недоразвитие речи.
Задачи:
1. Рассмотреть основы изучения психомоторного развития у детей в норме и с общим недоразвитие речи.
2. Выявить особенности психомоторного развития у детей с общим недоразвитие речи.
3. Охарактеризовать методы исследования и развития психомоторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.
Объект исследования: психомоторное развитие детей с общим недоразвитие речи.
Предмет исследования: процесс изучения психомоторного развития детей с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы.
Теоретическая значимость работы состоит в описании характера нарушения психомоторного развития у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций для воспитателей по формированию психомоторного развития у детей с общим недоразвитием речи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
Заключение:
Проблема психомоторного развития дошкольников с нарушениями речи является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, работающими с детьми с нарушениями речи, так как между речевой функцией, ее двигательным, исполнительным компонентом и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь.
Теоретический анализ проблемы позволил рассмотреть понятие и особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке и особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи, описанные в научных исследованиях.
В результате анализа литературных источников по проблеме исследования было установлено, что психомоторное развитие – целостное сложное образование, включающее особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации, восприятия, психических функций, речи.
И. М. Сеченов, известный физиолог, справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными и координированными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Профессор М. М. Кольцова путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Для развития взаимодействия правого и левого полушарий мозга используют перекрестные упражнения.
При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию связной речи, логики, произвольного внимания и памяти, активного воображения.
Следовательно, уровень развития детей-дошкольников находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук.
Еще одна из важнейших задач психомоторного развития ребенка — это оптимизация мышечного тонуса. Любое отклонение от оптимального тонуса показывает, что:
— замедляется темп развития в психической и двигательной активности ребенка,
— проявляется эмоциональное неблагополучие,
— снижается работоспособность.
Основные двигательные умения и навыки у детей с нарушениями речи сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание.
В качестве основных показателей психомоторного развития детей дошкольного возраста были выделены следующие критерии:
— особенности общей моторики (координация движений (статическая и динамическая), одновременность движений, отчетливость движений);
— особенности мелкой моторики (произвольная моторика пальцев рук, навыки работы с карандашом, навыки манипуляции с предметами; точность движений; зрительно-моторная координация; графомоторные навыки).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения психомоторного развития у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие психомоторики у детей в норме
Моторика — это движение. Движение является основным биологическим свойством живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы. «Движение — универсальное проявление жизнедеятельности, обеспечивающее возможность активного взаимодействия, как составных частей тела, так и целого организма с окружающей средой».
Психомоторика относится к высшим психическим функциям. Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова [39]. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи И.М. Сеченова (1952, с.60) сыграли решающую роль в понимании психомоторики как «объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека».
В настоящее время можно выделить следующее определение психомоторики: «это основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах» (К.К. Платонов, 1972, с.78). Кроме того, «психомоторика – это разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, возраста, пола и т.п.» (В.В. Никандров, 2004, с.4).
Существенным шагом вперед стал труд И. М. Сеченова [39]. «Рефлексы головного мозга», в котором была обоснована рефлекторная природа произвольных движений человека и глубоко раскрыта роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, ее связь со зрительными и слуховыми ощущениями.
И.М. Сеченовым [39] введено в научный обиход и понятие «психомоторика». Ученый полагал, что каждый рефлекторный и психический акт заканчивается движением или идеомоторным актом. Так, он писал: «Жизненные потребности родят хотения, и уже это ведет за собой действие, хотение будет тогда мотивом или целью, а движение — действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение вообще было бы бессмысленно.
В 90-е гг. XX в. Й. Зеевальд предпринимает попытку расширения теории и практики психомоторной деятельности. Он исходит из позиции интеграции педагогики, обращенной к смысловым характеристикам, с мототерапией, где главным выступает движение. Зеевальд вводит понятия «смысл», «экзистенция» и активно обращается к идее диалога в работе с детьми, имеющими отклонения в психомоторном развитии. Речь идет об умениях педагога понимать ребенка, видеть его смыслы в предлагаемой деятельности и в целом об умениях толкования, интерпретации бытия ребенка вне психоаналитических рассуждений.
Другим спорным вопросом в понимании В.П. Озеровым [33] психомоторных способностей является его утверждение, что психомоторные способности — ядро двигательных способностей. Осмыслить это невозможно, так как остается неизвестным, что именно автор понимает под двигательными способностями. Если под психомоторными способностями он подразумевает только произвольное отражение двигательной деятельности за счет тонкой дифференцировочной чувствительности, адекватных двигательных представлений, воображения, памяти, т. е. чисто психический механизм саморегуляции и самоконтроля, то почему в число психомоторных способностей он включает максимальную силу, быстроту и выносливость, т. е. то, что в теории физической культуры принято называть двигательными качествами? Кстати, такое понимание В.П. Озеровым психомоторных способностей практически идентично пониманию Б.Б. Коссовым (1989) двигательных способностей [40, c. 42].
С точки зрения медицины термин «психомоторика» в психоневрологии используется для отграничения сложной моторной активности, которая связана с психикой, от простых рефлексов.
Вопросы формирования отдельных компонентов психомоторики ребенка отражены еще в первых рекомендациях к работе с детьми дошкольного возраста (Я.А. Коменский [20]), а в конце XIX — начале XX века известными педагогами созданы первые системы работы, способствующие психомоторному развитию детей. С точки зрения современных достижений педагогики и психологии они страдали некоторыми недостатками, хотя, и сегодня их элементы успешно применяются в воспитании дошкольников с нормальным и нарушенным развитием [1, c. 423].
Нефедова Юлия Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, выделяет следующие основные направления:
— развитие двигательной сферы: одним из первых обратил внимание Ф. Фребель [47], который методически прокомментировал подвижные игры как средство совершенствования их физического развития. Отводя особую роль мячу, в сенсомоторном развитии ребенка автор подчеркивал, что он дает возможность «положить на него свои маленькие пальчики, как обручи, с целью уразуметь его круглую форму и научиться, таким образом, владеть им, держать его, удерживать его в своей руке». Благодаря таким действиям у ребенка с ранних пор укрепляются мускулы пальцев, кисти рук и всей руки, а также происходит необходимое развитие и совершенствование руки и пальцев [5, c. 13].