Курсовая теория на тему Психоло-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. 5
1.1.Характеристика общего недоразвития речи: определение,
уровни, признаки 5
1.2.Особенности развития старших
дошкольников с общим недоразвитием речи разных уровней. 8
1.3.Психолого-педагогические особенности детей с ОНР. 12
Вывод по главе 1. 16
ГЛАВА 2 УЧЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ 17
2.1. Содержание работы по речевому развитию детей
дошкольного возраста с ОНР 17
2.2. Функции воспитания детей с ОНР. 21
2.3. Формы, методы и приемы комплексного
психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка
дошкольного возраста с ОНР 23
Вывод по главе 2. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
Введение:
Актуальность. В настоящее время психологами и педагогами
общеобразовательных школ и дошкольных учреждений отмечается значительный рост
числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспеваемости или
дезадаптации детей младшего школьного возраста, недостаточной психологической
готовности к школьному обучению. В ходе специальных исследований
(дефектологического, нейропсихологического) у таких детей часто обнаруживаются
признаки той или иной степени общего недоразвития речи.
Нарушение
речевой функции — это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех
сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с
прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с
отклонениями в психическом развитии. Проблема развития речи детей остается
одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь
средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе
общения. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.)
общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка,
важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности,
направленного на познание и оценку самого себя.
Неполноценная
речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности
ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается
продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с
трудом овладевают мыслительными операциями (В.К. Воробьева, Р.И. Мартынова,
Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), нарушаются все формы общения и
межличностного взаимодействия (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова), существенно
тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко, Л.Н.
Усачева), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического
развития.
Особенности
внешней и внутренней речи, слухоречевой памяти, словесно-логического мышления
при ОНР широко исследованы в логопедии и специальной психологии. Невербальные
функции изучены в меньшей степени. Однако, как в отечественной, так и
зарубежной литературе есть сведения об их дефицитарности. Так, выявлено отставание
в развитии наглядно-образного мышления, зрительной и тактильной памяти,
зрительной перцепции, прогностической деятельности.
Такие
дети плохо воспринимают ритмы, с трудом запоминают зрительно-пространственные
отношения, отстают в сформированности пространственных представлений, тратят
гораздо больше времени, чем здоровые сверстники на выполнение проб, связанных с
мысленным вращением объектов, демонстрируют дефицит символических функций в
кросс — модальных заданиях. У них наблюдаются трудности иерархического
планирования, символических функций, слуховой обработки. Для них характерна
также задержка в овладении конкретными операциями. Таким образом, актуальность
исследования психолого-педагогических особенностей развития детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлена недостаточной разработанностью как теоретических, так и
практических аспектов проблемы.
Заключение:
Анализ литературных источников по теме исследования «Психоло-педагогические особенности развития
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» позволил решить
поставленные нами задачи.
1. Общее
недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее
звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Проявления ОНР зависят от недостаточной сформированности
различных компонентов речевого аппарата. Они могут варьироваться от полного
отсутствия речи до речи, с элементами фонетического, лексико-грамматической
недоразвитости.
2. Характеризуя детей с общим недоразвитием речи, можно отметить
целый ряд особенностей, отличающих их от нормально развивающихся сверстников:
позднее появление первых слов, простых предложений; речь малопонятна для
окружающих за счет выраженного аграмматизма; ограниченный лексический запас;
незавершенность процесса фонемообразования; отставание как экспрессивной так и
импрессивной речи; недостаточная речевая активность, которая без специального
обучения не приходит в соответствие с возрастными требованиями.
Неполноценная
речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие сенсорной,
интеллектуальной, аффективно-волевой сферы. Отмечается нестойкость разных видов
восприятия. Снижение устойчивости внимания, ограничение объема памяти. При
относительно сохранной смысловой логической памяти страдает продуктивность
запоминания. Детям с ОНР трудно запомнить 3 — 4-ступенчатые словесные
инструкции, последовательность выполнения задания. У наиболее слабых детей
низкая активность припоминания нередко сочетается с ограниченными возможностями
познавательной деятельности.
3. Коррекционная деятельность логопеда представляет
собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную и языковую
деятельность ребенка. Планирование коррекционно-восстановительной работы логопеда
происходит на основе анализа педагогических, медицинских, психологических
наблюдений. Для того чтобы преодолеть речевые и неречевые нарушения,
необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то
есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на
развитие основных психических процессов, пространственной ориентации, навыков
самоконтроля, общей и мелкой моторики.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута: данные о
психолого-педагогических особенностях развития детей дошкольного возраста
с ОНР изучены и систематизированы.
Наша гипотеза о наличии у дошкольников с ОНР таких
психолого-педагогических особенностях развития, как нарушения речевой
деятельности и психических функций
(внимание, восприятие различной модальности, зрительно-пространственные
представления, память и мышление), подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Характеристика
общего недоразвития речи: определение, уровни, признаки Понятие
«общее недоразвитие речи» (далее – ОНР) было сформулировано Р. Е. Левиной,
выделившей три уровня ОНР. В качестве ключевых классификационных признаков
выступают психологические и лингвистические признаки: грамматика, фонетическая
сторона речи, активный и пассивный словарный запас, соотношение устной и
письменной речи.
Психолого-педагогическая
классификация речевых нарушений включает в себя две группы расстройств:
связанные с нарушением формирования коммуникативных навыков и с дефектами при
их использовании в речи.
I. Расстройства, связанные с нарушениями формирования
коммуникативных средств:
1.
ФФНР (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Оно включает в себя дефекты
фонетической стороны речи, связанные с нарушением восприятия и воспроизведения
фонем.
2.
ОНР. Данное речевое нарушение обуславливается дефектами формирования всех
речевых аспектов. Для ОНР характерны: аграмматизмы, маленький объём словаря,
наращение формирования речи в онтогенезе и нарушения звукопроизношения и
просодики [8].
II.
Расстройства речи при использовании коммуникативных средств. Заикание является
одним из видов, относящейся к этой группе нарушений. Оно характеризуется как
расстройство коммуникативных функций. Также, заиканию может сопутствовать ОНР
(комбинированный дефект).
Р.
Е. Левина выделяются три основных уровня речевого развития:
1. Характерно частичное или полное отсутствие речи. В
речи присутствуют звуки, звукоподражания и лепетные слова, сопровождающейся
жестами, преобладают простые предложения. Словарный запас ограничен, нарушается
импрессивная речь (отсутствие понимания). Также характерны частые нарушения
слоговой структуры. Фонематические процессы затруднены: фонематический слух
грубо нарушен, ребенок не может не выполнить задания на обследования
фонематического анализа слова.
2. Появляются общеупотребительные слова, формируется
навык различения и использования грамматических форм, появляются простые
предложения из 2-3 слов, предложения однообразны и бедны. Произносительная
сторона речи находятся на низком уровне (слова со стечением согласных
редуцированы, распространены искажения, замены и смешения звуков). Словарь
имеет небольшой и скудный запас слов, значение многих слов дошкольники не
знают. Грамматический строй речи сформирован недостаточно, употребление
падежных форм, согласование различных частей речи и использование чисел (единственное
и множественное число) и предлогов затруднено Фонематические процессы
отличается выраженной недостаточностью, дети не могут произвести анализ и
синтез звукового ряда [4].
3. Начинает
формироваться фразовая речь с простыми предложениями, характеризующаяся
фонетико-фонематического и лексикограмматическим недоразвитием. При общении
дети активно пользуются помощью взрослого. Понимание речи приближено к норме,
затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм, а
также пространственных, временных, причинно-следственных отношений. Объем
активного и пассивного словаря расширяется, дети используют все части речи. Для
дошкольников с ОНР свойственны ошибки при употреблении предлогов, падежей и
согласовании частей речи. Слоговая структура слов нарушается только в сложных
случаях. Фонематическое восприятие и слух также нарушаются, но в меньшей мере.
Дефекты звукопроизношения отличаются наличием смешений, искажений и замен
звуков, но в меньшей мере, чем при ОНР I и ОНР II.