Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей детей с нарушением интеллекта 4
1.1 Понятие, виды и причины нарушений интеллекта 4
1.2 Психолого — педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта 10
Глава 2. Сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта 19
2.1 Особенности работы с родителями воспитывающих детей с нарушением интеллекта 19
2.2 Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема 26
Заключение 29
Список литература 31

  

Введение:

 

Актуальность темы. На современном этапе развития общества, семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широчайшим диапазоном уникальных возможностей влиять на формирование и саморазвитие личности. Уверенность в себе, в своих возможностях и силах зарождаются в благоприятной атмосфере дома.
Для ребенка, с нарушением интеллекта, семья, как наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна осуществлять свое основное назначение – стать для него не только своеобразной развивающей, но и коррекционной средой, обеспечивающей компенсацию недостатков здоровья. Включаясь в такую среду, ребенок с интеллектуальными нарушениями учится восполнять свои врожденные недостатки, обретает возможность справиться с трудностями взросления иными путями.
Однако, жизнь большинства родителей, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний. Зачастую, члены семьи, не имея ресурсов для создания условий, содействующих реабилитации, адаптации и развитию такого ребёнка, сами нуждаются в психологической помощи. Взрослым важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие, терпимость и жизнелюбие. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, их стиля воспитания будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Именно поэтому, наилучшим способом помощи детям с нарушением интеллекта может быть помощь их родителям и другим членам семьи.
Решение названных проблем во многом ложится на будущих специалистов, чья деятельность подразумевает создание благоприятной среды для развития и обучения детей с нарушением интеллекта, их комплексное сопровождение, включающее и психолого-педагогическое сопровождение семьи.
Анализ исследований и публикаций по данной тематике. Теория и практика психологической работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими таких детей, является предметом исследования специалистов разных отраслей научного знания. Отдельным аспектам этой проблемы посвящены публикации. Ивановой, Г. Кравченко, Л. Шипициной, В. Тарасун, А. Романенко, Н. Радченко, В. Сорокина, А. Ляшенко и др. Т, М. Радченко в своих публикациях обращает внимание на необходимость помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, Л. Шипицина раскрывает проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта, А. Ляшенко настаивает на необходимости усовершенствования системы образования для детей с особыми потребностями в обучении и воспитании, что будет способствовать успешной интеграции их в общество.
Цель исследования – изучить особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. изучить понятие, виды и причины нарушений интеллекта
2. рассмотреть особенности работы с родителями воспитывающих детей с нарушением интеллекта
3. проанализировать психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическую проблему.
Объект исследования – дети с нарушением интеллекта.
Предмет исследования – Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ и синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог анализа исследований такого феномена, как психолого-педагогическое сопровождение, можем сделать вывод: понятие «психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта» отражает сложную систему выстраивания профессионалом-педагогом реального взаимодействия с ребенком и его семьей в процессе обучения и воспитания, с целью оказания ему и его родителям психологической помощи по развитию собственных сил для преодоления возникающих на его пути трудностей и препятствий различного характера, то есть в пешню освоения образовательных и бытовых ситуаций в ходе процессов обучения и социализации.
К переживаниям, связанных с состоянием ребенка, у многих родителей добавляется чувство вины, стыда, смущение за ребенка, родители предпочитают не афишировать, что он имеет отклонения в развитии. В жизнедеятельности таких семей имеет место ряд закономерностей: а) нарушение взаимодействия с социумом (родные, знакомые, врачи, педагоги и др. специалисты), замыкания в своей семье, неадекватная реакция на лекарственные и педагогические рекомендации, конфронтация с детскими дошкольными учреждениями; б) нарушение внутрисемейных отношений, особенно дружеских. Как правило, в этом случае позиция отца меняется сильнее: отец больнее переживает, что его ребенок болен и он находится в ситуации «заброшенного»; в) нарушение репродуктивного поведения, характерной для данного типа семьи: в случае даже небольшого риска рождения ребенка с той же патологией супруги принимает решение не иметь больше детей, и наоборот; г) формирование неверных установок на лечение и воспитания ребенка. Необратимость диагноза и последствия, которые из него вытекают, принимаются не всеми родителями и не сразу. В процессе взаимодействия с родителями является наличие у них психолоческих защит. От психологических защит зависит общее психическое благополучие человека. Поэтому психолог должен знать о наличии защитных механизмов и уметь распознать их. Феномен отторжения помощи является одним из проявлений защиты. Но семьи, воспитывающие детей с нарушением интеллекта, так или иначе должны сотрудничать со специалистами различных областей (медицинский персонал, психологи, дефектологи и др.). Проблемой является то, что зачастую родители не хотят принимать любую помощь от окружающих. Подобное поведение со стороны родителей может порождать определенные проблемы в процессе лечения и непосредственном воспитании ребенка.
На базе проведенных исследований и анализа научной литературы можно сделать вывод, что помощь и сопровождения родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, имеют свою соответствующую специфику. Специалисты, которые работают с такими родителями, должны понимать психологические процессы восприятие советов, эмоциональной и физической поддержки. Поэтому, специфика такой работы заключается в необходимости определенных знаний по психологии, что позволит понимать, как лучше предоставить ту или иную помощь как родителям, так и детям.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей детей с нарушением интеллекта
1.1 Понятие, виды и причины нарушений интеллекта

Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи.
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности [4,c.165].
Есть основания полагать, что основой интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки — когнитивная этология. Ученые, которые имеют разные подходы и разный взгляд на данную проблему, выделяют концепции, позволяющие определить, из чего состоит интеллект [9,c.173]. Спирмен говорил о наличии у каждого индивида, общего интеллекта, который помогает приспосабливаться к той среде, в которой он живет, развивать имеющиеся склонности и таланты. Индивидуальные особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения определенных целей. Терстоун характеризовал пределы общего интеллекта и выделил семь направлений, через которые происходит умственная реализация человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы