Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Психолого-педагогические условия формирования у младших школьников исследовательских умений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретическое изучение психолого-педагогических
условий формирования исследовательских умений у младших школьников. 4

1.1. Многообразие
подходов к трактовке исследовательских умений младших школьников. 4

1.2. Особенности
развития исследовательских умений у младших школьников  9

Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования
исследовательских умений у младших школьников. 17

2.1. Уровни, критерии и показатели сформированности
исследовательских способностей младших школьников. 17

2.2. Рекомендации по организации психолого-педагогических
условий для формирования исследовательских умений у младших школьников. 22

Заключение. 27

Список литературы.. 29

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие современного общества
предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет
обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные
вопросы и проблемы. В связи с этим перед образовательным учреждением стоит важная задача в
развитии творческого потенциала подрастающего поколения.

Процесс
выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не
только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете,
но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также
свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления
личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников такого
качества как исследовательские умения, необходимые для личностного развития
младшего школьника и успешного освоения знаний.

Степень
изученности темы исследования. Вопросами развития исследовательских
умений младших школьников занимались такие исследователи как А.В. Петровский и
М.Г. Ярошевский. Исследования Ю.Н. Кулютина и А.Я. Пономарева раскрывают
сущность единства творческого процесса детей и взрослых, показывают способы и
методы развития творческой активности в проектных видах деятельности.

Объектом
исследования выступает учебный процесс,
ориентированный на формирование исследовательских умений младших школьников.

Предметом
исследования являются психолого-педагогические условия
формирования исследовательских умений у младших школьников.

Цель
исследования заключается в изучении психолого-педагогических
условий для формирования исследовательских умений у младших школьников.

Поставленная цель
предполагает необходимость решения следующих задач исследования:

1. Изучить подходы к
трактовке исследовательских умений младших школьников.

2. Охарактеризовать
особенности развития исследовательских умений у младших школьников.

3. Подобрать методики и
определить критерии для изучения уровня сформированности исследовательских
умений у младших школьников.

4. Составить рекомендации
по организации психолого-педагогических условий для формирования
исследовательских умений у младших школьников.

Методы
исследования, используемые в работе:

1. Теоретический метод
(анализ литературы по теме исследования).

2. Эмпирический метод (опросники, позволяющие
выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об
исследовательской деятельности, проявления креативности, степень
самостоятельности в исследовательской работе).

3. Метод количественного
и качественного анализа результатов исследования.

Структура работы
определяется ее целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6
октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от
26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011
г. № 2357)

2. Абульханова-Славская
К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / Психология
личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. –
М.: Наука, 2009. – 183 с.

3. Аверин
В.А. Психология детей и подростков. / В.А. Аверин. – М.: Наука, 2014. – 206 с.

4. Актуальные
вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щуконой. –
М.: Просвещение, 2014.

5. Аристова Л.П.
Повышение самостоятельности и активности учащихся в учетном процессе по основам
наук в школе. – М.,
2009.

6. Бабанский
Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактические аспекты. –
М.: Педагогика, 2006.

7. Белобородов
Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

8. Берберян
А.С., Девятых С.Ю. Инновации и современные технологии в системе образования. –
Материалы международной научно-практической конференции, 20–21 февраля 2011 г.
– Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. –
317 с.

9. Божович Л.И.
Познавательные интересы и пути их изучения. – М., 2014

10. Боровлева
А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В.
Боровлева . – 2016. – №7.

11. Выготский
Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Под ред.
О.А. Карабановой, А.И. Подольского. – М.: Владос, 2009. – 342 с.

12. Гальперин
П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий.
// Исследования мышления в советской психологии. / Под ред. Е.В.Шороховой. –
М., 2006.

13. Гильбух
Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция
благополучия. – Киев, 2013. – 311 с.

14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.
– М.: Интор,
2016.  – 544 с.

15. Дьяченко
В.К. Общие формы организации процесса обучения. – Красноярск: Изд-во Краснояр.
ун-та. 2014. – 184 с.

16. Иванова
Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //
Начальная школа. – 2004. — №2.

17. Кирсанов
А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. Учебное пособие. –
Казань, 2008.

18. Килпатрик
В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. –
М.: Брокгауз-Ефрон, 2015. – 143 с.

19. Кулагина И.Ю., Возрастная психология.
Развитие человека от рождения до поздней зрелости[Текст]
/ И.Ю. Кулагина. – М.: Сфера: Юрайт, 2011. – 365с.

20. Маркова
А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя[Текст] / А.К. Маркова и др. – М.: Просвещение, 2007. – 323 с.

21. Матюхина
М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология:
Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. Педагогика и методика нач.
обучения / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.  — М.: Просвещение, 2015. – 256 с.

22. Менчинская
Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные
педагогические труды. – М.: Издательство московского психолого-социального
института, 2014. – 512 с.

23. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.
высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд.[Текст]
/ Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. – 688 с.

24. Никифорова О.Н. Познавательные процессы и
способности в обучении. / О.Н. Никифорова. – М.: АСТ, 2006. – 112с.

25. Пидкасистый
П.И., Сарленко В.К. Воспитывающая и творческая деятельность учащихся в
обучении. – М.,
2016.

26. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы [Текст] / О.Я Савченко. – К., 2007. – 516 с.

27. Феактистова В.Ф.
Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты. –
М., 2010.

28. Феоктистова
В.Ф Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации
для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. — Издательство
"Учитель" Волгоград, 2010.

29. Чечель И.Д.
Исследовательские проекты в обучении. – М., 2009

30. Ясвин,
В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365
с.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретическое изучение психолого-педагогических условий формирования
исследовательских умений у младших школьников

1.1. Многообразие подходов к трактовке исследовательских
умений младших школьников

Современная ситуация в
инновационной педагогике характеризуется наличием нескольких подходов к
пониманию сущности исследовательской деятельности обучающихся. Преобладающее
количество исследователей (И. А. Зимняя, В. И. Загвязинский, Р. Атаханов, В. А.
Сластенин, В. В. Краевский, А. М. Новиков. И. Д. Чечель, Т. Г. Новикова и др.)
исследовательскую деятельность интерпретируют, как сложную, целенаправленную,
аналитико-синтетическую, сопряженную с практикой интеллектуальную,
познавательную деятельность, типичным параметром которой следует считать
систематическое целенаправленное исследование феноменов реальной
действительности точно определенными методами и средствами [8].

Понятие
«исследовательская деятельность», представляя собой один из типов
самостоятельной деятельности, трактуется в разных значениях. В настоящее время
функционирует довольно широкая интерпретация 
самостоятельной деятельности: вид деятельности, метод обучения, форма
организации деятельности, средство обучения и т.д. Самостоятельная работа, а,
следовательно, и исследовательская, трактуются, с одной стороны, как форма
обучения и вид учебного труда, реализуемый без непосредственного участия
преподавателя, а с другой — как метод включения в самостоятельную
познавательную деятельность, средство выработки у школьников стратегий организации
подобной деятельности [3].

П. И. Пидкасистый
понимает самостоятельную, а соответственно и исследовательскую деятельность,
как любую организованную педагогом активную деятельность обучающихся,
ориентированную на реализацию поставленной дидактической цели в определенный
промежуток времени: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и
развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [25]. Одной из
характеристик самостоятельной (исследовательской) деятельности следует считать
выражение сознательности, самостоятельности и активности (инициативности) обучающихся
в ходе достижения поставленных целей, а также формирование умения осуществлять
самостоятельную деятельность [3].

Согласно уровням
самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников, можно
дифференцировать четыре вида самостоятельной деятельности: воспроизводящие
самостоятельные работы по образцу, реконструктивно — вариативные, эвристические
и творческие [7]. В практике обучения любой вид самостоятельной работы
применяется в достаточно большом разнообразии форм деятельности: работа с
книгой, подготовка индивидуальных, научно-исследовательские работы. Основной
целью организации исследовательской деятельности обучающихся выступает именно
развитие самостоятельности в организации работы.

Кроме обозначенной цели,
данный вид деятельности направлен также на решение ряда дидактических задач.
Основная суть данных задач заключается в том, чтобы сформировать у обучающихся
умения самостоятельно получать информацию из разнообразных источников; стимулировать
процесс становления умений к осуществлению самообразовательной,
исследовательской и творческой деятельности обучающихся [13].

Исследовательская
деятельность в школе — это уже комплексное исследование, так как в него входят
следующие элементы: социальный, валеологический, психологический и
педагогический [6]. Исследовательская деятельность обучающихся реализуется в
виде учебной (зафиксированной в учебном плане) и внеучебной (реализуемой в
условиях общественной организации) работы [15].

Целенаправленная,
систематическая деятельность обучающихся с источниками знания формирует у них
способность самостоятельно находить необходимую информацию, письменно оформлять
свои мысли, суждения, дискутировать, приводить аргументы в защиту собственных
умозаключений, развивать потребность в знаниях и самообразовании [24]. Итогом
самореализации личности на основе полученных исследовательских навыков,
является участие обучающихся в научно-практической деятельности [2].

В современных условиях
дифференцируется несколько типов исследовательской деятельности: поисковая,
экспериментальная, междисциплинарная, проектная, техническая, творческая и т.
д.

Исследовательский подход
в обучении нельзя считать новым феноменом в рамках педагогики. В отечественной
педагогике тезис о его применении впервые возник во второй половине XVIII века,
однако более 100 лет прошло, прежде чем данный тезис стал популярным в
педагогическом сообществе.

Исследовательский подход в
обучении – это стратегия знакомства студентов со способами научного познания,
значимый метод в плане выработки у обучающихся научного мировоззрения,
становления интеллектуальной деятельности и познавательной самостоятельности.

Сущность
исследовательского подхода в обучении заключается в следующем:

– во включении общих и
частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его
этапах (от восприятия до применения на практике);

– реализации учебной и
внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

– актуализации
внутрипредметных, межпредметных

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы