Курсовая теория на тему Психолого-педагогические особенности инклюзивного образования в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические понятия инклюзивного образования в начальной школе 6
1.1 Понятия инклюзивное образование и интегрированное образование 6
1.2 Возрастные особенности младших школьников с инклюзивным образованием 12
1.3 Приемы, методы и формы инклюзивного образования в начальной школе 17
Заключение 21
Введение:
Системой образования Российской Федерации является совокупность структур, которые взаимодействуют между собой. В данную совокупность входят такие структуры как: образовательные программы разного направления и уровня; сеть научных организаций и образовательных учреждений, которые реализуют образовательные программы; органы, которые осуществляют управление в сфере образования; юридические лица, общественные и государственные объединения, которые осуществляют деятельность в области образования.
В современном образование происходят значительные изменения: образование по своему назначению становится инклюзивным, то есть отрытым для всех, включенным. Также образование становится настроенным на каждого. В России в настоящее время существует единое образовательное пространство, интеграция стала ведущим направлением при воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями и заключалась в сближении специальной и массовой образовательных систем.
Инклюзивное образование – это особый подход к общему образованию, подразумевающий доступность образования для каждого ребенка, независимо от его потребностей и нужд. В основе инклюзивного образования лежит простая идея, говорящая, что школа – для детей, какими бы они не были, ребенок должен готовится к школе особым образом и подходить ей.
В настоящее время стараются придать новый, социально — педагогический смысл процессу интеграции детей с ОВЗ в образовательной практике. Много внимания приобретает возможность организовать не только совместную ведущую деятельность для определенного возраста ребенка (учебную и игровую), но и совместный мир жизни детей. Инклюзивное образование развивает методологию, которая направлена на детей и признает, что все дети индивидуальны с разными потребностями в обучении.
В Отечественной системе образования складывается особое психолого – педагогическое сопровождение в учебно – воспитательном процессе. Эффективное и своевременное психолого – медико – педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями обеспечивается как в условиях коррекционного или специального (дифференцированного), так и интегрированного обучения. ФГОС НОО (федеральный государственный образовательный стандарт начального образования) направлен на обеспечение:
— условий для освоения и реализации учащимися основной образовательной программы начального общего образования;
— равные возможности получения качественного НОО;
— обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, особенно тех, кому нужны специальные условия обучения (дети с ОВЗ).
В России инклюзивное образование находится в стадии становления. В основе образования лежит системно – деятельностный подход, при котором предполагается разнообразие организационных форм работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика (включая детей в ОВЗ), которые обеспечивают рост творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со взрослыми и сверстками, познавательных мотивов.
Чтобы обеспечить реализацию основной образовательной программы начального образования в образовательном учреждении для учащихся должны быть созданы условия, которые обеспечат достижение планируемых результатов для всех учащихся, в том числе и детьми с ОВЗ.
Психолого – педагогическими условиями должно быть обеспечено вариативность направлений психолого – педагогического сопровождения учащихся, мониторинг способностей и возможностей учащихся для выявления и поддержки детей с ОВЗ.
Для соблюдения прав каждого человека на образование нужно создать условия для получения ими качественного образования без дискриминации, также посредством организации инклюзивного образования.
Вышеперечисленные положения показывают нам, что существует потребность в создании специальных условий для обучения детей с ОВЗ с помощью инклюзивного образования. Тем самым, мы можем судить о том, что наша тема курсовой работы является актуальной.
Цель данной работы: изучить и проанализировать литература на тему инклюзивного образования в начальной школе.
Объектом работы является инклюзивное образование как социальное и психолого – педагогическое явление.
Предметом исследования является психолого – педагогические особенности инклюзивного образования в начальной школе.
Задачи данной работы:
1. Изучить исторический аспект инклюзивного образования;
2. Рассмотреть инклюзивное образование как социальное и психолого — педагогическое явление;
3. Выявить содержание психолого-педагогического сопровождения младших школьников в условиях инклюзивного образования;
4. Изучить требования, предъявляемые к образовательному учреждению в условиях реализации инклюзивного образования.
Заключение:
Методология коррекционного образования формируется на основании знаний о психологических и физиологических особенностях детей с проблемами в развитии и путей их коррекции, развития, компенсации. Специальное оборудование, специальные приемы в преподношении материала, специальная организация режима и наполняемости класса, комплексное взаимодействие специалистов – все это в настоящее время не может предоставить массовая школа учащимся с ОВЗ.
Общеобразовательная школа не может обеспечить детям с ОВЗ инклюзивное образование, так как нет должного медико – психолого – педагогического сопровождения, охранительных условий жизнедеятельности учащихся, учащиеся с ОВЗ не получают цензового образования. При организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья следует понимать разницу в интегрированном и инклюзивном образованиях.
Под интеграцией предполагается, что ребенок адаптируется под общеобразовательную систему, а инклюзия – адаптацию системы к нуждам и потребностям ребенка. При интегрированном образовании ребенок с ОВЗ должен «тянуть» школьные нагрузки наравне с обычными детьми. Если такой ребенок не справляется, то он уходит со школы и система не меняется при этом. Инклюзивное образование в этом плане более гибкое, основывается на том, что все дети разные и что они не должны отвечать стандартам и требованиям, при этом все могут учиться. Это означает, что школа предназначена для обучения любого ребенка: кому-то потребуется пандус, лифт, а кому-то отдельная образовательная программа.
Инклюзивное образование разрабатывается таким образом, чтобы были учтены все потребности, специальные условия и поддержка, которые необходимы учителям и ученикам для достижения успеха. В школах с инклюзивным образованием каждого ребенка считают важным членом коллектива, что дает особенным детям уверенность в себе и воспитывает в обычных детям понимание и отзывчивость.
Ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставлять доступ к образованию с созданными специальными условиями, которые позволят удовлетворят его особенные потребности, если такого не происходит, а предлагается доступ к общему образованию без создания условий – это нарушение прав ребенка на качественное образование.
Такая формальная интеграция, по сути, является скрытой формой дискриминации, поскольку положение ребенка не улучшается, а наоборот, ухудшается. Разрешение этой проблемы связано с чётким определением концептуального подхода, технологических условий и показаний к организации инклюзивного образования разных категорий детей с ОВЗ.
Представляем важные условия взаимодействия педагога с особенным ребенком в процессе учебной деятельности:
1. Ощущение поддержки;
2. Отношение к ребенку с ОВЗ как к обычному;
3. Подбор методов, приемов и материала для детей с ОВЗ;
4. Соблюдать временные рамки для детей с ОВЗ;
5. Тесная работа с родителями и другими специалистами;
6. Учитывать мнение детей;
7. Хвальба ребенка по его заслугам;
8. Использование игровых методов в процессе обучения.
Подводя итоги, мы можем сказать, что специфика инклюзии заключается в том, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальной личностью и имеет свои потребности, способности, увлечения, интересы. Каждый ребенок с ОВЗ – особенный и требует индивидуальный подход в процессе его обучения и гибкость в разработке образовательных программ. Образовательные программы должны учитывать все особенности ребенка с ОВЗ. Подход преподавателя должен быть индивидуальным, эффективность данного подхода будет достигнута при условии высокого профессионализма учителя, его толерантности, деликатности, гибкости и умении слушать и слышать других.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические понятия инклюзивного образования в начальной школе
1.1 Понятия инклюзивное образование и интегрированное образование
Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети независимо от интеллектуальных, физических, психических, языковых, культурно – этнических и прочих особенностей включены в общую систему образования и учатся вместе со сверстниками, у которых особенностей нет по месту жительства.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
При инклюзивном образовании разрабатывается подход к обучению и преподаванию, который является более гибким для разных потребностей в воспитании и обучении детей, также должен соответствовать континуум сервисов, в том числе и общеобразовательная среда для разнообразия потребностей учащихся.
Инклюзивное образование является социально – педагогическим явлением, тем самым направлена не на исправление или изменение отдельного учащегося, а на адаптацию социальной и учебной среды к его возможностям.
При обсуждении обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах применяют два понятия: инклюзия и интеграция.
Под интеграцией предполагается, что ребенок адаптируется под общеобразовательную систему, а инклюзия – адаптацию системы к нуждам и потребностям ребенка. При интегрированном образовании ребенок с ОВЗ должен «тянуть» школьные нагрузки наравне с обычными детьми. Если такой ребенок не справляется, то он уходит со школы и система не меняется при этом. Инклюзивное образование в этом плане более гибкое, основывается на том, что все дети разные и что они не должны отвечать стандартам и требованиям, при этом все могут учиться. Это означает, что школа предназначена для обучения любого ребенка: кому-то потребуется пандус, лифт, а кому-то отдельная образовательная программа.
Инклюзивное образование разрабатывается таким образом, чтобы были учтены все потребности, специальные условия и поддержка, которые необходимы учителям и ученикам для достижения успеха. В школах с инклюзивным образованием каждого ребенка считают важным членом коллектива, что дает особенным детям уверенность в себе и воспитывает в обычных детям понимание и отзывчивость.
Этот процесс регламентируется следующими документами: Письмо заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07. от 7.06.2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, Стандарт), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года, № 1598, Конвенцией о правах инвалидов 2006 г., в которых говорится об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития и т.д.
К детям с ОВЗ относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. [8]
Инклюзивное образование рассматривается с разных положений:
— естественная образовательная среда, в которой обучение детей происходит по единой образовательной программе, происходит оказание необходимой поддержки и помощи всем учащимся, все учащиеся уникальны и принимаются друг другом, команда педагогов реализует и планирует образовательные стратегии;
— в общеобразовательных школах практика и процесс обучения происходит рядом с местом жительства и предоставляется необходимая поддержка;
— инклюзивное образование является философской категорией, фундамент которой составляет признание школой и обществом ценность и уникальность каждого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей;
— является неотъемлемым компонентом образовательной парадигмы, которая принимается как системообразующий стержень внутришкольной организации, ее системы установок, целей и повседневных мероприятий. [26, с.15]
В России инклюзивное образование:
1. Призывает к реструктурированию школы для организации условий, с помощью которых будет развиваться личность каждого ученика при учитывании его потребностей и особенностей;
2. Касается не только детей с ОВЗ, но и остальных детей;
3. Важным ресурсом образовательной деятельности является непохожесть и многообразие детей друг на друга, а не является проблемой;
4. Совершенствование школы происходит как для учащихся, так и для учителей и ее работников;
5. Для интеграции идеи инклюзии в систему образования разрабатывается необходимая фундаментальная и регламентирующая теорико – методологическая база;
6. способствует развитию близких, тесных, основанных на дружбе отношений между окружающим социумом и образовательными организациями; [10]
7. Процесс снижения степени изоляции учеников позволяет увеличить степень участия каждого ребенка в социальной и академической жизни школы.