Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Психолого-педагогические основы в работе с детьми с нарушениями зрения по развитию эмоционально-волевой сферы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 5
1.1 Психологические особенности развития детей с нарушением зрения 5
1.2 Психолого-педагогические основы построения работы с детьми с нарушениями зрения 10
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 16
2.1. Педагогические принципы по работе с детьми с нарушением зрения в эмоционально- волевой сфере 16
2.2 Методы коррекции по работе с детьми с нарушением зрения 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

  

Введение:

 

Актуальность данной темы заключается в том что в современном мире в педагогическую практику вошла установка на личностно – ориентировочный подход в воспитание и обучении дошкольника, изучение эмоционально – волевой сферы ребенка становится необходимым.
По мере взросления, ребенок расширяет сферу своего социального общения, растет круг значимых и менее значимых людей (взрослых и детей), осваиваются новые социальные отношения. Развитие эмоций и формирование чувств дошкольника начинается с раннего возраста.
Изучение эмоций в жизни ребенка дает исследователям дает ответ практически на любой волнующий их вопрос. Эмоции и чувства ребенка в основном зависят от отражения восприятия мира. Чем полнее дети воспринимают действительный мир их эмоционального отражения. Особенно актуально для детей с нарушением зрения.
Нарушение зрения у ребенка влияет на сферу чувствительного познания и тем самым могут сузить их эмоционально — волевую сферу, но саму структуру изменить не сможет.
Изучением эмоциональной сферы человека занимались такие психологии педагоги, как П.К. Анохин, Л.И. Божович, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова, Д.Б. Эльконин. В специальной педагогике и психологии изучению особенностей развития эмоциональной сферы себя посвятили А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, Е.И. Изотова.
Для нашего исследования стоит теоретически изучить особенности педагогической- коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
Именно поэтому тема работы «Психолого-педагогические основы в работе с детьми с нарушениями зрения по развитию эмоционально-волевой сферы».
Объектом исследования является процесс формирования и развития эмоциональной- волевой сферы у детей с нарушением зрения.
Предмет исследования: особенности коррекции у детей с нарушением зрения.
Цель нашего исследования: теоретически изучить и проанализировать педагогическую коррекцию по развитию эмоционально- волевой сферы у детей с нарушением зрения.
Для реализации цели надо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
2. Рассмотреть особенности педагогических принципов по работе с детьми с нарушением зрения в эмоционально- волевой сфере;
3.Изучить методики коррекции по работе с детьми с нарушением зрения.
Основными распространенными методами, отвечающие задачам исследования являются методы изучения теоретических источников, изучения состояния проблемы, анализ основных теоретических понятий, подбор методик коррекции.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Темой данного исследования является следующая: «Психолого-педагогические основы в работе с детьми с нарушениями зрения по развитию эмоционально-волевой сферы».
Объектом исследования является процесс формирования и развития эмоциональной- волевой сферы у детей с нарушением зрения.
Предмет исследования: особенности коррекции у детей с нарушением зрения.
Цель нашего исследования: теоретически изучить и проанализировать педагогическую коррекцию по развитию эмоционально- волевой сферы у детей с нарушением зрения.
Для реализации цели надо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
2. Рассмотреть особенности педагогических принципов по работе с детьми с нарушением зрения в эмоционально- волевой сфере;
3.Изучить методики коррекции по работе с детьми с нарушением зрения.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме продемонстрировал, что проблема нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения является достаточно актуальной и серьезной.
Исследователи отмечают, что недостаток зрительного восприятия и нарушение зрения приводят к значительному обеднению эмоционально-волевой сферы данной категории лиц.
Так, дети с нарушением зрения не умеют распознавать внешние признаки проявления эмоций окружающих людей, неадекватно воспринимают их эмоциональные проявления. Кроме того, они не умеют также адекватно проявлять собственные эмоции, не владеют в полной мере мимическими и пантомимическими средствами выражения эмоций. Эмоциональный словарь данной категории детей достаточно беден, и в целом развитие эмоционально-волевой сферы несколько замедленно по сравнению с нормально видящими детьми.
Все перечисленные факторы указывают на необходимость проведения целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения, которая ориентирована на формирование эмоциональных процессов и волевой регуляции.
Наличие нарушений зрения предполагает необходимость особого подхода к выстраиванию деятельности с такими детьми.
Как на этапе диагностического исследования, так и в процессе непосредственно работы следует соблюдать особые требования к организации рабочего места ребенка, освещению, оформлению дидактического материала и наглядных пособий (крупный размер, контрастность, выбор цвета). Кроме того, следует в обязательном порядке учитывать уровень зрительной нагрузки, для того чтобы не спровоцировать еще большее снижение зрения.
Проводить работу по коррекции эмоционально-волевой сферы следует как в непосредственно образовательной деятельности, так и в форме отдельных игр и упражнений. Целесообразно использовать все виы деятельности: игровую, продуктивную, двигательную, речевую и др. Наиболее продуктивной представляется именно игровая деятельность, которая предоставляет широкие возможности и большое количество средств для работы именно в этом направлении.
Кроме того, в работу по развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения необходимо включать родителей. Соблюдение всех описанных принципов и учет особенностей данной категории детей является основой эффективности коррекционной деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1 Психологические особенности развития детей с нарушением зрения

Зрение играет ведущую роль в организации жизни человека, ориентировке в окружающем мире и реальности, а также в осуществлении практически всех видов деятельности. В настоящее время большое количество детей страдают функциональными нарушениями зрения, такими как миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм, а также косоглазие и амблиопия.
Все патологии зрения характеризуются в первую очередь, снижением его остроты. Соответственно усложняется процесс восприятия величины, формы предметов, затрудняется рассматривание мелких предметов, нарушается расстояние восприятия. Значительно осложняется овладение навыками чтения и письма.
Зрение выполняет несколько важных функций. Стимульно-различительная направлена на активное взаимодействие со средой на уровне ориентировки для установления контакта.
Аналитико-синтетическая является следующей важной функцией, когда осуществляется анализ на основе сенсорных эталонов, узнавание предметов и явлений окружающей среды.
Информационно-познавательная функция подразумевает умение использовать зрительную информацию для ориентировки в окружающем мире и осуществлении практической деятельности. При несформированных способах анализа и образов мышления и памяти возникает несоответствие между чувственным опытом и образным мышлением и обнаруживается вербализм мышления.
Зрение играет важную роль в формировании пространственных представлений, а также двигательной сферы, так как движения осуществляются под зрительным контролем. Онтогенез детей с нарушением зрения до 2-3 месяцев жизни протекает аналогично с развитием детей, имеющих нормальное зрение. В этом возрасте начинается формирование прослеживающих движений глаз, и нарушения зрения становятся фактором, искажающим психическое развитие детей. Перемещение взгляда за движущимися предметами формируется в возрасте от 3-до 5 месяцев. Ребёнок с нарушением зрения до 5-6 месяцев ориентируется на комплексе раздражителей к ориентировке на выделенные и дифференцированные зрительные его компоненты.
Отставание в развитии моторной сферы ребенка с дефектами зрения объясняется тем, что в онтогенезе зрение является частью процесса контроля за выполнением движений, и это способствует формированию и развитию координации движений, их четкости и многообразия. Ребёнок с нарушениями зрения затрудняется в полной мере контролировать свою моторную активность, так как он основывается только на пока несовершенной проприоцептивной чувствительности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы